Новости Оскола » Blog Archives » Спасительная экономия
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Спасительная экономия

24.10.2013

be2Для переживающей непростые времена российской экономики со времён кризиса 2008-2009 годов характерной остаётся одна и та же застарелая болезнь – эффективность, а точнее неэффективность. Одним из самых кричащих показателей этой неэффективности является энергоёмкость ВВП страны. По сравнению с Европой и США, Россия ещё не научилась экономить энергию. Однако, для сколь-нибудь поступательного развития сделать это необходимо, причём в максимально сжатые сроки.

Чем больна российская экономика?

Одним из ключевых параметров любого проекта, начиная от строительства маленького жилого дома и до глобальной задачи построения здоровой национальной экономики, является энергоэффективность. Расхожий термин несёт совсем несложную расшифровку — соотношение затраченных энергоресурсов к величине выхода продукции. Экстраполируя на пример маленького дома — сколько дров нужно закинуть в печь, чтобы его обогреть.

В национальном масштабе главным показателем энергоэффективности является энергоёмкость ВВП (Валового внутреннего продукта), которая де-факто и отражает уровень эффективности экономики страны. Энергоёмкость ВВП — это сумма затраченных ресурсов в тоннах нефтяного эквивалента в расчёте на 1 000 долларов США Валового внутреннего продукта. Чем больше затрачено ресурсов, тем хуже. Так вот, в России, по данным за 2011 год, энергоёмкость ВВП составила 0,423 тонн нефтяного эквивалента на 1 000 $. В США этот показатель составляет 0,123, в Европе – 0,138-0,140 и доходит до 0,180, в России — 0,423. Все богатства страны – нефть и газ, леса и поля, не сделают её богатой именно потому, что мы пока не научились грамотно ими пользоваться. И до тех пор, пока не научимся, экономика будет больна, а значит и каждый отдельно взятый россиянин будет эту болезнь на себе ощущать.

Первая помощь

Внимание к проблеме на уровне высшей государственной власти воплотилось в нескольких редакциях Федерального закона № 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…». Само принятие этого закона стало своего рода признанием того факта, что с энергоэффективностью у России есть проблемы. После закона появилась государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики», в своей последней редакции утверждённая в апреле 2013 года. Далее – каждый российский регион принял собственную программу.

Правительство Белгородской области сформулировало и приняло долгосрочную целевую программу «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Белгородской области на 2010-2015 годы и целевые показатели до 2020 года». Ещё одним уровнем проникновения госполитики в области энергоэффективности являются отраслевые программы. Одна из них – Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности ОАО «МРСК Центра» , которая сформулировала задачи в области энергоэффективности для электросетевого комплекса. В целом же все названные документы прямо, с конкретными действиями и целевыми показателями, говорят о том, что нужно делать, чтобы национальная экономика стала-таки на инновационный путь развития.

Три кита

В основе Программы энергосбережения и повышения энергоэффективности электросетевого комплекса лежат три основные составляющие. Во-первых, энергетикам нужно максимально оптимизировать потери, возникающие при транспорте электроэнергии, во-вторых, эффективно расходовать топливно-энергетические ресурсы на обеспечение хозяйственных нужд и, наконец, в-третьих, обеспечить полный и максимально точный учёт потребляемой электроэнергии.

«Печкой», от которой можно и нужно «плясать» в политике энергоэффективности, является полноценный учёт, ибо если ты не можешь что-то посчитать, ты никогда не сможешь этим управлять — аксиома, не требующая доказательств и касающаяся абсолютно всех сфер жизни.

В Белгородской области насчитывается порядка 750 тысяч точек поставки электроэнергии. Доля бесприборников невелика – 21,3 тысячи, а непосредственно подключены к сетям МРСК Центра только около 3,5 тысячи абонентов, не имеющих приборов учёта. Это совсем не много, учитывая, что для потребителей установка счётчика выгодна – введение среднего норматива потребления может заставить платить существенно больше того, что потребляет клиент.

Проблема в другом – большое количество приборов учёта не соответствуют современным требованиям научно-технической документации, а ещё больше — станут таковыми в ближайшее время по истечении межповерочного интервала. На сегодня масштаб бедствия следующий —более 100 тысяч точек поставки, присоединенных к электрическим сетям ОАО «МРСК Центра» в Белгородской области на сегодня не соответствует требованиям НТД. Это приборы, установленные десятилетия назад, с несоответствующим стандарту классом точности, устаревшие морально и физически. Все они должны быть заменены.

Обязанность по организации учёта электроэнергии согласно российскому законодательству лежит на потребителях, которые до 1 января 2013 года должны были установить приборы учёта. А вот если потребитель не сделал этого, то уставить счетчик могут и сами энергетики либо управляющая компания как владелец внутридомовых сетей, либо гарантирующий поставщик, а затем взыскать его стоимость в добровольном или принудительном порядке. Выходит, что потребитель так или иначе будет платить за современные приборы учёта как того требует законодательство.

Посчитать по-умному

Если положение о том, что потребитель в итоге всё равно заплатит за прибор учёта прописано в федеральном законодательстве, то другое положение пока не имеет внятного регулирования. Речь идёт о прогрессивных приборах учёта АСКУЭ (автоматизированная система коммерческого учета энергии), которые становятся частью «умных» систем. Согласно федеральной программе, к 2020 году 31% приборов коммерческого учёта электроэнергии должны относиться к системе АСКУЭ. Благодаря инвестпрограмме филиала ОАО «МРСК Центра» – ОАО «Белгородэнерго» в Белгородской области уже 90 тысяч точек подключения оснащены АСКУЭ,  из них 62 тысячи – это частные лица.

АСКУЭ позволяет осуществлять современное управление потреблением энергии и весьма привлекательно для ряда потребителей. В частности, речь идёт о тех, кто имеет несколько точек подключения и управляет ими комплексно, притом что оборудование АСКУЭ для крупного предприятия совсем не накладно. Что касается рядовых потребителей, то для них такие приборы выгодны в случае многотарифного учёта, когда стоимость электричества различается в зависимости от времени суток.

На этих, пусть и ощутимых преимуществах всё и завязано. Если учесть, что почти треть всех приборов учёта в России к 2020 году должны быть «умными», т.е. относиться к системе АСКУЭ, то мер стимулирования их установки пока очевидно недостаточно. Энергетики не могут «давить» на потребителей, а потребители далеко не всегда готовы платить больше за высокотехнологичные приборы учёта, предпочитая варианты проще и дешевле. Ну что ж, госпрограмма «Энергоэффективность и развитие энергетики» весьма свежая, а потому и механизмы, по которым она будет работать в полную силу, ещё до конца не отлажены.

И за своим хозяйством надо присмотреть…

Ещё одним направлением программы энергосбережения и повышения энергоэффективности является оптимизация расходов топливно-энергетических ресурсов на хозяйственную деятельность самих энергетиков. В 2012 году филиал ОАО «МРСК Центра» – «Белгородэнерго» прошел первое энергообследование и получил энергетический паспорт. Каждую пятилетку по результатам энергообследований паспорт будет обновляться, а энергетики будут следить и управлять процессом повышения энергоэффективности собственной производственной деятельности.

И на первом месте здесь стоит, конечно, оптимизация потерь, возникающих при транспорте электроэнергии. В целом по России целевое значение потерь на 2013 год составляет 11,6 %, к 2020 году оно должно сократиться до 8,8 %. В Белгородэнерго  показатель потерь уже довольно позитивен – за первое полугодие 2013 года он составил 6,94 % при плане 7,57 %.

Потери электроэнергии при транспорте тоже неоднозначны. Они бывают двух видов: Технологические и коммерческие. Технологические потери эффективно сокращаются при помощи разного рода технических усовершенствований при передаче энергии, в частности,  обновления оборудования. Здесь схема довольно проста – необходимо соблюсти баланс модернизации сетей так, чтобы инвестиции в их обновление позволяли экономить, и не несли бы необоснованных финансовых затрат.

Другой вид потерь – коммерческие. Это большая проблема для топливно-энергетического комплекса любой страны. Сюда входит неучтённое потребление электроэнергии и попросту хищение электроэнергии потребителями. Иногда эти потери неумышленные и являются следствием нарушений в работе цепей учета. А иногда это, по сути, попытка нелегально забирать электроэнергию из сетей. Способы придуманы разные, от самых примитивных до целых научных разработок, которые выявлять специалистам довольно непросто. Санкции для тех, кто намеренно вторгается в сеть, пытаясь бесплатно попользоваться светом, на сегодня в России довольно жёсткие. В большинстве случаев разоблачённый потребитель должен будет заплатить заметно больше того, что он смог незаконно из сетей забрать. Сетовать на излишнюю мягкость буквы закона не приходится, однако многовековая проблема России под именем «воруют» одними лишь санкциями и штрафами не вылечится враз – инновации в данном вопросе предприимчивые потребители используют на все 100 %.

Дорога к эффективности

Большая работа по экономии энергии является основополагающей в деле оздоровления национальной экономики. В условиях мировых высокотехнологичных производств России с ее нынешним показателем энергоёмкости будет невероятно тяжело конкурировать на мировом рынке. Согласно государственной программе, к 2020 году энергоёмкость ВВП страны должна сократиться на 13,5% по отношению к уровню 2007 года. За предстоящие годы нам предстоит сделать несколько жизненно важных шагов к нормальной экономике, без которых дальнейший рост благосостояния России и каждого из россиян невозможен.

Сергей Шевченко

На правах рекламы, ОАО «МРСК Центра» — «Белгородэнерго»

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.