На словах «формируют имидж»…
30.10.2013…а на деле школьники мечтают уехать из страны
Вот скажите, чего хорошего можно ожидать от мероприятия, которое назвали «Переговорная площадка «Влияние системы управления на построение солидарного общества в образовательном учреждении»? Направляясь в школу №24, не рассчитывала, что стану свидетелем жарких споров и полноценных дебатов… Предчувствия не обманули.
Ещё до начала собрания мне объяснили, что темой солидарного общества очень озабочен Евгений Савченко. Ну, конечно, если сам губернатор заинтересован, как не взять «под козырёк»? И ведь не сказать, что мероприятие организовано «для галочки», спустя рукава. Нет, все участники «дискуссии» основательно подготовились: взрослые зачитывали свои мнения по распечатанным докладам, школьники-умнички шпарили наизусть, почти без запинок.
Некоторые вопросы, возникшие по ходу действия, я там же и озвучила. Некоторые мучают до сих пор. Почему человек, воспевающий любовь к Родине, говорит «формирование позитивного имиджа», а не «создание положительного образа»? Что значит таинственная фраза «Воспитание человека-созидателя посредством созидания модели солидарного общества»? Ну, а теперь по порядку…
Директор школы Ольга Латынина начала выступление с ошеломляющей новости: «Уже два года распоряжением губернатора все жители области живут в программе построения солидарного общества в России». А мужики-то не знали! Ольгу Ивановну огорчает, что «общество недостаточно мотивировано на выполнение данной программы… Пассивно – мы «за», а активно – не участвуем. Наступило время, когда мы должны понять, что каждый из нас несёт ответственность за то, что происходит в области».
Получается, пока губернатор не издал распоряжение о том, что все должны быть ответственными, никому такая мысль в голову не приходила?
Далее старшеклассница огласила результаты школьного соцопроса на тему «Насколько реально построение солидарного общества в нашем регионе». Поразила цифра: 70% опрошенных готовы переехать в более развитую страну, если представится такая возможность. Девочка бодрым голосом зачитала и «более резкие суждения» старшеклассников – выселить мигрантов, отменить ЕГЭ, усилить борьбу с коррупцией, изменить систему образования.
После этого, наконец, перешли к первому вопросу «Возможность построения солидарного общества на отдельно взятой территории – это миф или реальность?» Выслушав два доклада по бумажке, поняла, что не могу молчать и взяла слово, нарушив задуманный регламент:
– Мне эта беседа сильно напоминает времена, когда мы «строили коммунизм в отдельно взятой стране». Интересно, как мы будем строить солидарное общество в отдельно взятом регионе? Я как журналист с большим стажем могу сказать, что к нам часто обращаются люди, просят помочь в решении каких-то вопросов. И в ряде случаев мы сталкиваемся с тем, что виноваты не местные власти, а федеральное законодательство. Приходишь к чиновнику, а он разводит руками: вот закон, если я сделаю, чтобы человеку стало хорошо, – накажут меня.
– Мы два года уже строим солидарное общество, и никуда от этого не денешься, потому что было принято распоряжение губернатора, – возразила Латынина. – Владимир Путин недавно сказал: «Я всё больше сталкиваюсь с тем, что чиновники на местах не выполняют законы». И если чиновники на местах говорят, что виновато федеральное законодательство, то это неправда, законы хорошие, их уже очень много.
Неожиданно меня поддержал вступивший в разговор Виктор Малютин, учитель истории:
– Я очень люблю газету «Новости Оскола», нравится принципиальность и злободневность. И сомнения журналиста, наверно, во многом обоснованы. Знаю, что и создатель этой программы профессор Барминцев тоже разочаровался в ней и сказал: «Солидарное общество построить невероятно сложно, потому что чиновники не слышат людей, чиновники боятся активных граждан». Что лично я могу сделать как учитель истории? Когда говорили про соцопрос, понял, что как учитель здорово недоработал, если ученики отрицательно относятся к мигрантам. Я на уроках рассказываю историю, услышанную от одного фронтовика. Окончилась Великая Отечественная и командир батальона решил это дело отметить. Накрыли шикарный стол, пришли офицеры, пригласили женщин-врачей. И заметили, что они сидят и ничего не берут со стола. Командир спросил: почему? Одна из врачей ответила: «Стыдно показывать руки — они все в зелёнке, в цыпках, натружены, это не женские руки». Тогда командир перед каждой из них опустился на колени и поцеловал руку. Ему было безразлично, русская это или армянка. Ни в одном классе, ни разу никто из подростков не высказал иронии, слушая этот рассказ… Чтобы достучаться до сердец, нужно много времени. Я как учитель истории знаю, что солидарное общество никогда и нигде не было построено. Но я, хотя и старый уже, верю, что эта самая прекрасная мечта всё равно когда-нибудь сбудется.
Но и после этого проникновенного выступления участники обсуждения, за редким исключением, продолжали выступать по написанному. Пытаясь держать разговор в нужном русле, «без бумажки» говорила директор школы. Договорилась вот до чего:
— Мы живём в уникальной области, где губернатор говорит: давайте проявим активность, нам РАЗРЕШИЛИ быть активными!
— А вас не смутила одна цифра? – встряла я. – Согласна: мы живём в прекрасной области — мне есть с чем сравнивать, в прекрасном городе, не сомневаюсь, что у вас прекрасная школа. Но она с 2008 года работает по этой программе и на сегодняшний день 70% старшеклассников желают уехать в другую страну!
— Это сложный вопрос. Речь идёт не о том, что им хуже здесь живётся, они просто хотят учиться, увидеть мир.
— В анкете написано не «съездить поучиться», а «переехать», — не успокаивалась я.
— Это просто их мечта, — увела директор разговор в сторону.
Честно признаюсь: до конца мероприятия не досидела. Жалко тратить время на разговоры «за всё хорошее против всего плохого». Особенно раздражали призывы «начать с себя», исходившие от каждого второго участника. В актовом зале школы №24 собрались педагоги, работники музеев и библиотек, школьники-активисты, работники СМИ. Рецепт явно не для них. Они «с себя» начали, когда выбирали свой путь, и продолжают по нему идти. Не сдаваться, не опускать руки, заражать идеями – вот единственный способ воздействовать на общество, которое никогда не станет идеальным, но работать-то надо. Как тут не вспомнить другую шутливую цитату от Путина: «У нас люди, которые любят выпить, говорят: всю водку выпить невозможно, но стремиться к этому надо»…
Лариса ЧАЩИНА
Кстати
Почти половина московских старшеклассников мечтают перебраться за границу. Исследование Института социологии образования РАО показало: 41,8% подростков хотели бы работать за рубежом, 46,3% — продолжить там образование, а 40,2% — переехать на постоянное место жительства. Социологи считают это тревожным показателем и предрекают мощную волну эмиграции «нетипичного характера». Ещё хуже ситуация в элитных школах столицы. Там покинуть страну хотят 80% выпускников. При этом 90% родителей желание детей поддерживают.
Обсуждение закрыто.