Новости Оскола » Blog Archives » На словах «формируют имидж»…
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

На словах «формируют имидж»…

30.10.2013

…а на деле школьники мечтают уехать из страны

Вот скажите, чего хорошего можно ожидать от мероприятия, которое назвали «Переговорная площадка «Влияние системы управления на построение солидарного общества в образовательном учреждении»? Направляясь в школу №24, не рассчитывала, что стану свидетелем жарких споров и полноценных дебатов…  Предчувствия не обманули.

Ещё до начала собрания мне объяснили, что темой солидарного общества очень озабочен Евгений Савченко. Ну, конечно, если сам губернатор заинтересован, как не взять «под козырёк»? И ведь не сказать, что мероприятие организовано «для галочки», спустя рукава. Нет, все участники «дискуссии» основательно подготовились: взрослые зачитывали свои мнения по распечатанным докладам, школьники-умнички шпарили наизусть, почти без запинок.

Некоторые вопросы, возникшие по ходу действия, я там же и озвучила. Некоторые мучают до сих пор. Почему человек, воспевающий любовь к Родине, говорит «формирование позитивного имиджа», а не «создание положительного образа»? Что значит таинственная фраза «Воспитание человека-созидателя посредством созидания модели солидарного общества»? Ну, а теперь по порядку…

Директор школы Ольга Латынина начала выступление с ошеломляющей новости: «Уже два года распоряжением губернатора все жители области живут в программе построения солидарного общества в России». А мужики-то не знали! Ольгу Ивановну огорчает, что «общество недостаточно мотивировано на выполнение данной программы… Пассивно – мы «за», а активно – не участвуем. Наступило время, когда мы должны понять, что каждый из нас несёт ответственность за то, что происходит в области».

Получается, пока губернатор не издал распоряжение о том, что все должны быть ответственными, никому такая мысль в голову не приходила?

Далее старшеклассница огласила результаты школьного соцопроса на тему «Насколько реально построение солидарного общества в нашем регионе». Поразила цифра: 70% опрошенных готовы переехать в более развитую страну, если представится такая возможность. Девочка бодрым голосом зачитала и «более резкие суждения» старшеклассников – выселить мигрантов, отменить ЕГЭ, усилить борьбу с коррупцией,  изменить систему образования.

После этого, наконец, перешли к первому вопросу «Возможность построения солидарного общества на отдельно взятой территории – это миф или реальность?» Выслушав два доклада по бумажке, поняла, что не могу молчать и взяла слово, нарушив задуманный регламент:

– Мне эта беседа сильно напоминает времена, когда мы «строили коммунизм в отдельно взятой стране». Интересно, как мы будем строить солидарное общество в отдельно взятом регионе? Я как журналист с большим стажем могу сказать, что к нам часто обращаются люди, просят помочь в решении каких-то вопросов. И в ряде случаев мы сталкиваемся с тем, что виноваты не местные власти, а федеральное законодательство. Приходишь к чиновнику, а он разводит руками: вот закон, если я сделаю, чтобы человеку стало хорошо, – накажут меня.

– Мы два года уже строим солидарное общество, и никуда от этого не денешься, потому что было принято распоряжение губернатора, – возразила Латынина. – Владимир Путин недавно сказал: «Я всё больше сталкиваюсь с тем, что чиновники на местах не выполняют законы». И если чиновники на местах говорят, что виновато федеральное законодательство, то это неправда, законы хорошие, их уже очень много.

Неожиданно меня поддержал вступивший в разговор Виктор Малютин, учитель истории:

– Я очень люблю газету «Новости Оскола», нравится принципиальность и злободневность. И сомнения журналиста, наверно, во многом обоснованы. Знаю, что и создатель этой программы профессор Барминцев тоже разочаровался в ней и сказал: «Солидарное общество построить невероятно сложно, потому что чиновники не слышат людей,  чиновники боятся активных граждан». Что лично я могу сделать как учитель истории? Когда говорили про соцопрос, понял, что как учитель здорово недоработал, если ученики отрицательно относятся к мигрантам. Я на уроках рассказываю историю, услышанную от одного фронтовика. Окончилась Великая Отечественная и командир батальона решил это дело отметить. Накрыли шикарный стол, пришли офицеры, пригласили женщин-врачей. И заметили, что они сидят и ничего не берут со стола. Командир спросил: почему? Одна из врачей ответила: «Стыдно показывать руки — они все в зелёнке, в цыпках, натружены, это не женские руки». Тогда командир перед каждой из них опустился на колени и поцеловал руку. Ему было безразлично, русская это или армянка. Ни в одном классе, ни разу никто из подростков не высказал иронии, слушая этот рассказ… Чтобы достучаться до сердец, нужно много времени. Я как учитель истории знаю, что солидарное общество никогда и нигде не было построено. Но я, хотя и старый уже, верю, что эта самая прекрасная мечта всё равно когда-нибудь сбудется.

Но и после этого проникновенного выступления участники обсуждения, за редким исключением, продолжали выступать по написанному. Пытаясь держать разговор в нужном русле, «без бумажки» говорила директор школы. Договорилась вот до чего:

— Мы живём в уникальной области, где губернатор говорит: давайте проявим активность, нам РАЗРЕШИЛИ быть активными!

— А вас не смутила одна цифра? – встряла я. – Согласна: мы живём в прекрасной области — мне есть с чем сравнивать, в прекрасном городе, не сомневаюсь, что у вас прекрасная школа. Но она с 2008 года работает по этой программе и на сегодняшний день 70% старшеклассников желают уехать в другую страну!

— Это сложный вопрос. Речь идёт не  о том, что им хуже здесь живётся, они просто хотят учиться, увидеть мир.

— В анкете написано не «съездить поучиться», а «переехать», — не успокаивалась я.

— Это просто их мечта, — увела директор разговор в сторону.

Честно признаюсь: до конца мероприятия не досидела. Жалко тратить время на разговоры «за всё хорошее против всего плохого». Особенно раздражали призывы «начать с себя», исходившие от каждого второго участника. В актовом зале школы №24 собрались педагоги, работники музеев и библиотек, школьники-активисты, работники СМИ. Рецепт явно не для них. Они «с себя» начали, когда выбирали свой путь, и продолжают по нему идти. Не сдаваться, не опускать руки, заражать идеями – вот единственный способ воздействовать на общество, которое никогда не станет идеальным, но работать-то надо. Как тут не вспомнить другую шутливую цитату от Путина: «У нас люди, которые любят выпить, говорят: всю водку выпить невозможно, но стремиться к этому надо»…

Лариса ЧАЩИНА

Кстати

Почти половина московских старшеклассников мечтают перебраться за границу. Исследование Института социологии образования РАО показало: 41,8% подростков хотели бы работать за рубежом, 46,3% — продолжить там образование, а 40,2% — переехать на постоянное место жительства. Социологи считают это тревожным показателем и предрекают мощную волну эмиграции «нетипичного характера». Ещё хуже ситуация в элитных школах столицы. Там покинуть страну хотят 80% выпускников. При этом 90% родителей желание детей поддерживают.

Рубрики: Актуально, Городское   |   Наверх

Обсуждение закрыто.