Новости Оскола » Blog Archives » В потёмках
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

В потёмках

20.11.2013


… или чем живут слабовидящие

– К нам пришла новенькая — маленькая, худенькая. Это была самая красивая девочка в цехе. Я сразу подумал: у такой много поклонников, моей она никогда не будет, – вспоминает Вячеслав.

Но отступать Слава не собирался. Сорвал на даче охапку цветов, да и преподнес девушке на второй же день. Завязались отношения. Через полгода пара поженилась.

– Cвадьба совпала с Днем города. Я тогда еще пошутил: салют, мол, устроили в нашу честь, – говорит Вячеслав. Он старше своей Валентины на 10 лет. Вместе семья Кучкиных уже 14 лет. У обоих  зрение остаточное. Валя – инвалид I группы, Вячеслав – II. У родившегося сынишки тоже есть дефект. Пятилетний Владик носит очки. Валентина надеется, что это поможет откорректировать зрение, чтобы в школе он хотя бы смог видеть, сидя за первой партой.

sl1

Врожденный недуг

Слабовидение у Валентины – недуг врожденный.

– Нас в семье пятеро детей. У двоих братьев зрение хорошее, у остальных – плохое. – рассказывает она. – Про меня маме врачи сказали сразу – необходима операция, но шансов – 50% на 50%. Либо после операции зрение восстановится полностью, либо я совсем ослепну. На операцию мама не решилась. Не стала рисковать.

В обычной школе инвалиду детства  не место, поэтому учиться Вале пришлось в Валуйской школе-интернате для слепых и слабовидящих. Обучались детки с ограниченными возможностями по той же программе, как и в обычной школе, правда не 11 лет, а 12.

– В интернате мы и учились, и жили, – объясняет Валя. На 1 этаже у нас располагались классы, на втором – спальни. Классы формировали небольшие, по 6-8 человек. Слепые читали и писали с помощью Брайлевского шрифта. Слабовидящие пользовались специальными настольными лупами. Дети приезжали из разных городов: учились у нас ребята и из Мурманска, и из Уфы.

После окончания школы-интерната, в 1997 году, Валя осела в Старом Осколе, устроившись работать на предприятие структуры ВОС (Всероссийского Общества слепых), в цех по изготовлению крышек для банок. Заработная плата оставляла желать лучшего. Валентина и Вячеслав получали около 2 тысяч рублей в месяц каждый. К тому же, работа была сезонная. С мая по октябрь ты в трудовом строю, а в зимние месяцы – безработный. С 2007 года Кучкины совсем потеряли работу. Теперь их основной доход – пенсия по инвалидности. На двоих в месяц выходит около 20 тысяч.

– Хотелось бы больше. У нас же ребенок. У него аллергия на пыль, некоторые продукты. Поэтому постоянно приходится покупать лекарства, – сетует Валентина.

Помоги себе сам

Вероятно, каждый из нас хотя бы раз в жизни встречал на улицах оживленного города незрячего. Эти люди узнаваемы по солнцезащитным очкам и незаменимому путеводителю – белой трости в руках. Темнота – единственное, что видят их глаза. Здоровому человеку, который наслаждается миром во всем его радужном многоцветье не понять ощущения таких людей, не понять, что такое беспросветная мгла, как и слепому трудно  представить мир таким, какой он есть. Ему приходится «видеть» окружающими звуками, запахами, наощупь. По словам Валентины, к незрячим и слабовидящим окружающие относятся по-разному: кто-то поможет, а кто-то и обманет. Например, слепых нередко обсчитывают в магазинах. Не считают постыдным обмануть слабовидящего и водители общественного транспорта. На сдачу вместо российских металлических десяток подлые ручонки протягивают «чужие» монеты.

sl5

– Раньше, до 2008, года мы ездили бесплатно – по ВОСовскому билету. Сейчас единственный вариант – талоны, – объясняет женщина. Но и их она покупать перестала.

– Я поняла на своем опыте, что водители примечают льготников. Если, например, я буду стоять на остановке одна, водитель проедет мимо.

Несмотря на трудности, семья Кучкиных смотрит на жизнь оптимистично. Валентина и Вячеслав – частые гости в клубе общества слепых.

Жизнь внутри ВОС

В Старом Осколе уже 62 года существует отделение Всероссийского общества слепых (ВОС), председателем которого является Игорь Чертов.

– На учете у нас состоит 425 инвалидов по зрению (I, II, III группы) и 30 детей, имеющих категорию инвалидности (дети до 18 лет), — рассказывает он. – Около 75 человек работают: кто-то устроился вахтером, кто-то на кондитерскую фабрику «Славянка», ООО УПП «Оскольское» или куда-нибудь еще.

С работой в УПП «Оскольское» далеко не все гладко. А ведь это специализированное предприятие структуры ВОС. По словам директора Татьяны Любимовой, всего на предприятии трудятся 40 инвалидов (по зрению и общего заболевания). Основные направления деятельности – производство респираторов «Лепесток» Л-200, одноразовых бахил, простыней и салфеток.

– Нам необходима помощь в реализации продукции. У нас есть две бахильные машины, а работает только одна. Если запустить обе, то всю продукцию нам не реализовать, – делится Татьяна Валентиновна. – В городе есть медицинские учреждения, центры. Но часто у них реализуются «привозные» бахилы. Неохотно работают с нами и аптеки. Мы просим, чтобы они поддерживали своего, регионального, производителя. Ведь наша продукция качественная, ничем не хуже «чужой». А еще мы производим одноразовые простыни и салфетки самых разных размеров. Они применяются и в медицинских учреждениях, и в косметологии. Хотелось бы, чтобы от нас не отворачивались, мы будем рады любому покупателю.

sl4

sl3

Бьёт ключом

Не стоит думать, что в ВОС инвалиды лишь трудятся. Отнюдь.

– У нас есть центр реабилитации инвалидов по зрению. Он существует с 2007 года. Здесь находится тренажерный зал, компьютерный класс. Обучает владению компьютером Василий Иванов. Он инвалид по зрению – абсолютно слепой. То, что вы видите на мониторе, озвучивается в речевом исполнении, – говорит председатель.

Поговорив с Игорем Ростиславовичем, понимаешь, что жизнь в ВОС бьет ключом. Осматривая реабилитационный центр, мы заглянули в тренажерный зал.

– Сюда я хожу уже полгода. Тренажерный зал очень нужен человеку с ограниченными возможностями. Куда мы можем пойти? Где нам позаниматься спортом? А здесь мы еще и просто общаемся, – рассказывает Луина Пушнова, которая состоит в обществе слепых 7,5 лет.

– Это моя жизнь. Здесь я получаю физическую подготовку и заодно лечу свой хондроз.

sl2

– У меня остаточное зрение, – продолжает она. – Хожу с палочкой. Это сложно. Номера маршрута приходится спрашивать у людей. Но не каждый ответит. Некоторые не понимают, что если человек спрашивает, значит он не видит. К счастью, помогают многие. Вот только молодежь не замечает, что человек слепой. Глаза-то этого иногда не выдают.

Еще одна отдушина Луины Ивановны – библиотека, которая располагается также на территории ВОС. Это филиал Белгородской областной специальной библиотеки для слепых им. Ерошенко.

– Мы слушаем озвученные книги. У меня на кухне стоит приемник. Когда готовлю кушать, слушаю. Зрячий человек смотрит телевизор, читает обычные книги. У нас такой возможности нет.

– Наша библиотека обслуживает инвалидов по зрению и инвалидов общего заболевания Старооскольского округа, – рассказывает заведующая библиотекой Любовь Гончарова. – Книги здесь разные: с рельефно-точечным шрифтом, с укрупненным шрифтом.

sl6

— Сегодня наши посетители предпочитают «говорящую» литературу. Мы переходим на флеш-плееры (флеш-плееры выдаются Фондом социального страхования согласно индивидуальной программе реабилитации инвалидов), это очень удобно и компактно. Теперь человеку не нужно нести тяжёлую сумку с книгами, достаточно одной  флешки, которая вмещает до 10 изданий. В компьютере у нас есть специальная программа «Talking book», где содержится 18 тысяч книг и еще 6 тысяч книг у меня на жестких дисках. Я — человек зрячий, но люблю инвалидов, понимаю их и восхищаюсь  мужеством и жизнелюбием этих людей. Знаете, иногда лишний раз не хочется выходить из дома.  А им не лень встать с дивана, нарядиться и прийти сюда. Мы стараемся для них: проводим чаепития, организовали досуговый клуб, куда приглашаем поэтов, бардов. А название для клуба девочки придумали сами: «Джип». Расшифровывается – Достойно Жить И Побеждать.

Кристина ГОДОВНИКОВА

Рубрики: Общество   |   Наверх

Обсуждение закрыто.