Новости Оскола » Blog Archives » Рифма есть – чего же боле?
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Рифма есть – чего же боле?

27.11.2013

Недавно сын-девятиклассник пришёл домой, обуреваемый двойственными чувствами.

– Мама, – говорит, – мне оказана высокая честь. Буду выступать на областном конкурсе чтецов. Конкурс посвящён героям Курской битвы: тем, кто сражался под Прохоровкой…

И смотрит на меня как-то нерадостно.

– Так это же отлично! – воодушевилась я. – Но почему ты не в восторге?

И тут сын протянул мне листочек со стихами. Ты, говорит, возьми и прочти ЭТО: сразу поймёшь, почему мне выступать как-то не особенно хочется…

Я развернула листочек, начала читать – и с первых же строчек поперхнулась чаем: неведомая мне поэтесса Мухамедшина, шалея от патриотизма, написала буквально следующее: «не забудем солдат всех простых, что вошли в этот бой – умирая – и навеки остались в живых».

– Это, позвольте, как понимать?  – спросила я сына. – Что значит «не забудем солдат всех простых» – были, видимо, на войне непростые солдаты, о которых лучше не вспоминать? И что значит «вошли в бой, умирая» – они что, уже в агонии на передовую шли, солдаты эти?

–  Откуда я знаю? – нервно дёрнул плечом сын. – Ты дальше, дальше читай!

Дальше было действительно чудесное… «Пусть любая цена – жизнь солдата». Не понимаю, что именно хотела выразить авторша этой строкой: пусть будет любая цена за победу, или пусть ценой окажется жизнь солдата – это понятно, но жизнь – любая цена… это, простите, непонятно совсем. А поэтесса продолжала искрить креативчиком: «две стальные лавины – две силы среди поля ржаного слились»… Две силы – это, по всей видимости, Советская и фашистская армии. Слились, практически в экстазе. Да-а-а… Но следующая строчка оказалась ещё забористее: «нет тебя, нет меня – мы едины, мы стальною стеною сошлись». Вот так – несть ни эллина, ни иудея… простите, ни немца, ни русского. Едины они: сошлись в бою и стали единым целым! «Жестокая битва косила и броню, и солдат имена». Имена косила – а солдат, по всей видимости, не трогала… «Крик по рации подвигу равен» – вот так, ни больше, ни меньше! Что крик по рации, что подвиг – всё едино, под патриотическим соусом читатель и не такое убожество проглотит, не поморщившись.

Далее пошло уж вовсе несообразное. «Чёрный квадрат похоронки (вообще-то, если кто не в курсе – похоронка выглядела как белый треугольник, а «чёрный квадрат» – это картина художника Казимира Малевича) объяснит матерям и родным» что «он остался всегда молодым». «Он» – наверное, сын всех этих неизвестных матерей… И в следующей строфе – «на лбу командиров – морщинки». На одном лбу множества командиров, да-да!  «Битву не с чем сравнить на войне» – а в мирное время  подходящее сравнение найти, разумеется, не проблема…

Ну и далее всё в таком же патриотично-безграмотном духе: что ни строчка, то шедевр! Переведя дух, я поинтересовалась у сынули, откуда он выкопал эти, с позволения сказать, вирши?! На что сын мне поведал, что стихотворение к конкурсу ему выбрала… учительница рус­ского языка и литературы.

Возмущение моё било через край. Товарищи, согласитесь: задача преподавателя литературы – научить детей любить эту самую литературу! Научить любить хорошие стихи и хорошую прозу. Вы можете себе представить, чтобы педагоги заставляли нас учить наизусть стихи графа Хвостова про «зубастых голубей» или предлагали разбирать художественные достоинства какой-нибудь «страсти в гареме»?! Я тоже нет. И, тем не менее, сыну задали выучить стихотворение, которое не спасает даже трескучий патриотизм в каждой строчке и упоминание святого храма: графоманию иконой не прикроешь. Да ладно бы только художественная беспомощность опуса была его недостатком… Ведь стихотворение откровенно безграмотно: один «лоб командиров» чего стоит! Рифмы же вообще вызвали у меня аллергическую сыпь: и «прямо – упрямо», и «огня – имена» и даже – вы не поверите! – «солдата – солдата».

Ночью я спала неспокойно. И чуть свет помчалась в школу в надежде отговорить учительницу от нелепой затеи с этим стишком. В самом деле: как можно? Областной конкурс, множество педагогов всех уровней будет слушать наших детей – и вдруг такой чудовищный конфуз! Это же позорище школе на всю Белгородчину!

Учительница, милая молодая женщина, сразу же пошла навстречу нашей семье и подобрала другое стихотворение. Действительно хорошее, к тому же написанное одним из участников сражения на Прохоровском поле. Объяснила: времени на подготовку дали очень мало, вот и взяла первое, что нашлось в Интернете. Мы с сыном были счастливы.

А вернувшись с конкурса, сын сообщил, что злосчастный стих всё-таки прозвучал на конкурсе. Его с выражением прочла девочка из 20-й, кажется, школы…

Вспоминаю, как на прошлой неделе мы всем редакционным коллективом глумились над «филосоВкими» песнями Стаса Михайлова и прихожу к очень неутешительному выводу. Если учитель в школе не видит, что стихи, которые он задаёт детям – бездарны и безграмотны, стоит ли удивляться, что, вырастая, дети не в состоянии отличить хорошее от плохого? Им же в школе не объяснили, что заримфованные строчки с ошибками на уровне первого класса – это ещё не стихи, а книга в яркой обложке – далеко не всегда действительно литература…

Наталья ЧЕРНОВА

Рубрики: Актуально, Общество   |   Наверх

Обсуждение закрыто.