«Чёрная банда» в Белгороде
12.12.2013
Пушкинский музей привёз уникальную выставку
Малыш, плача, тянет ручки к кормилице. Он в ужасе: кто эти незнакомые люди и почему хотят забрать его? Зачем разлучают с той, кто растила его, заботилась о нём, пела колыбельные? Отчаяние и ужас карапуза так велики, что, кажется, пробиваются сквозь холст. И картина перестаёт быть только картиной. Она, как машина времени, переносит нас в события, происходившие несколько веков назад, в другой стране. Знал ли французский жанрист Этьен Обри, что двести лет спустя его «Прощанием с кормилицей» будут восхищаться миллионы посетителей Пушкинского музея в Москве? Предполагал ли, что его работа потрясёт воображение посетителей Белгородского государственного художественного музея? Как потрясли картины «Поцелуй матери» Эжена Каррьера, «Прощальный ужин» Шарля Коте (за приверженность к тёмным краскам Коте и других художников окрестили «Чёрной бандой»), скульптура неизвестного мастера «Мадонна с Младенцем»?
Наверное, итальянские, французские, немецкие и русские мастера не думали об этом. Они просто отражали то, что происходило вокруг. Так мы узнали о том, что отрывать малыша от материнской груди, отдавая его кормилице – в Средневековой Франции было в порядке вещей, и что именно Великая французская революция впервые разрешила разводы.
Картины, картины, картины… 50 великолепных полотен Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина до 2 февраля 2014 года «поселились» в Белгородском государственном художественном музее. Принять малых голландцев, мастеров неоклассицизма, художников-символистов за честь почтут многие музеи. Но организация такого мероприятия — дело слишком дорогое и хлопотное. Одна только страховка картин при перевозке обходится в миллионы. Где музею взять такие деньги? И как ни сильно желание «окультурить» провинцию, ему не сбыться, если не придёт помощь извне. Для выставки, открывшейся 3 декабря в Белгороде, меценатом стал «Металлоинвест». Владелец компании Алишер Усманов давно дружит с Пушкинским музеем и не раз помогал ему. К сожалению, в Старом Осколе и Губкине картины показать пока невозможно – нет условий, но Белгородский музей открыт. Тем паче, цена билета символическая – 62 рубля.
Подготовка к выставке началась год назад. Сотрудники Пушкинского музея приезжали в Белгород, оценивали условия, в которых будут содержаться полотна. Белгородскому музею пришлось перекрасить стены, поменять освещение. «Металлоинвест» же на процедуру доставки потратил 3 млн рублей. Каждый из экспонатов — шедевр. Их авторы – художники и скульпторы первого порядка. Если бы работы появились на аукционе «Сотбис», стартовая цена, например, «Поцелуя матери» или «Семейного завтрака», начиналась бы от 3 млн долларов и, наверняка, дошла бы до 9. Уже только этот факт говорит об уникальности и значимости события.
Картины подобраны не случайно – семья и всё, что с нею связано, стали темой выставки «В кругу семьи». Тут и трагедии (пьющую мать дочка трогательно тянет за руку, умоляя уйти из кабака), и комедии (ловля мыши), и библейские сюжеты «Святое семейство», и современная скульптура «Четверо». Но хронологического подхода нет: вещи XVI века вступают в диалог с работами XX. Чувствуется и некоторая провокационность. Вроде бы, тема благостная, но тут вам и обманутый муж, которому жена строит рожки, и рассорившиеся старички, и расстающиеся любовники. Жаль, картины не успели обзавестись аудиогидом. Вместо них – лишь таблички с аннотацией. Но и в нынешнем варианте «В кругу семьи» — потрясающий проект, достойный, чтобы потратить на него время и немного денег.
Лариса УЛЬЯНЕНКО
В первый день выставку посетили десятки, если не сотни человек
Сказано!
Замдиректора по научной работе ГМИИ Ирина Баканова: “Мечта каждого музея — показать свои собрания и сделать выставки в художественных музеях России. И это очень непросто — далеко не все музеи, которые обращаются к нам с запросами показать наши картины, могут себе позволить такого уровня экспозицию, которая открывается у вас. Мы рады, что ваш (Белгородский, ред.) обладает такими возможностями”.
Обсуждение закрыто.