Новости Оскола » Blog Archives » Альфрейных дел мастерица
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Альфрейных дел мастерица

29.01.2014


Учебник «Маляр-альфрейщик», 1952 год.

Валентина Попова родилась в селе Ржавец Курской области, в разгар Великой Отечественной. Отец погиб на фронте, а мама, несмотря на изматывающую работу, всегда находила время заниматься с детьми, приобщать их к труду и творчеству.

aa

– Она научила нас шить, петь, рисовать, благодаря её поддержке, я окончила школу на отлично и без труда поступила в училище художественной графики в Курске, – рассказывает Валентина Александровна. – Но по молодости допустила большую ошибку: не стала поступать в институт на архитектора, хотя в училище дали направление не куда-нибудь, а в Ленинград! Решила сначала поработать, приодеться… И поехала в настоящую тьмутаракань – Черемховский угольный бассейн Иркутской области.

Замуж по расчёту

Два года юная учительница преподавала детям рисование. Но желание получить высшее образование росло, и она поступила в Курский «пед». Правда, для этого пришлось оформить фиктивный брак: иначе молодой специалистке не отдавали документы.

– Замуж я не хотела отчаянно, – смеётся Валентина Александровна, – но иного выхода не было. Познакомилась в автобусе с симпатичным парнем, объяснила ему ситуацию, он и предложил: а давай распишемся! Я согласилась – да так и прожила с мужем душа в душу 15 лет, до самой его смерти.  И родилась у нас замечательная дочка Оксана.

После окончания института Валентина Александровна преподавала в горном техникуме Губкина. Начальство хвалило, студенты любили, но… черчение особого простора для творчества не предполагало. Разве что к праздникам и демонстрациям нужны были портреты и лозунги. А душа просила красоты… Не для себя. Валентина Александровна рисовала всю жизнь – для людей. Для всех! Под стать Валентине оказался и второй муж, художник, мастер — золотые руки. Посоветовавшись с ним, сменила в очередной раз профессию: стала художником-декоратором торгового профиля.

– Уж тут-то мы со студентами развернулись в полную силу, показали, на что способны талантливые люди, – с гордостью вспоминает моя собеседница. – Какие витрины оформляли, какие делали выставки! Одно было неудобно: каждое утро ездить на работу в другой город – к тому моменту мы уже жили в Старом Осколе. И вот однажды, как обычно, торопясь на работу, увидела на остановке листочек-объявление: в профтехучилище №12 срочно требовался преподаватель альфрейных работ.

Дело техники

– Сразу поняла: это – моё! – в глазах Валентины Александровны вспыхивает молодой огонь. – Ведь альфрейные работы – это такое богатство идей, такое разнообразие техник, столько возможностей проявить мастерство, сделать мир вокруг радостнее и ярче! Работа по трафарету,  разделка поверхностей под ценные породы дерева и декоративные камни. Золочение, серебрение и бронзирование, малярная отделка и травление стекла. Декоративные штукатурки, скульптурные и облицовочные работы. Роспись и монументальная живопись, фрески, патинирование, отделка «под шёлк», гризайль, граффито… О последних двух хотелось бы сказать подробнее. Гризайль – это монохромная живопись, выполняемая чаще всего оттенками серого или коричневого цветов. Граффито же – особая технология работы с бетонным раствором, позволяющая имитировать натуральную каменную или кирпичную кладку. Сюда же входит и резьба по цементу, требующая не только художественного мастерства, но и особой подготовки стен.

– Мне очень нравилось работать в этой технике, – говорит Валентина Александровна. – Но это приходилось делать в паре: высокопрофессионально штукатурить я не умею. Вначале мастер наносит на стену цементный раствор одного цвета – допустим, зелёного. Слой при этом не должен превышать семисантиметровой толщины. Чуть схватится – наносится второй слой – красный или белый, затем – третий, ещё какого-либо цвета. Тут нужна высокая квалификация и особое чутьё: если штукатурка «сползёт», вся работа насмарку. А через пару часов, когда стена уже достаточно твёрдая, но ещё влажная – можно брать в руки резец. В зависимости от толщины снятого слоя под руками художника проявляются слои разного цвета. Так можно создать почти любую композицию. В зависимости от раствора, такие работы подходят как для внутренней, так и для наружной отделки. Инструменты – отдельная тема: хорошие просто так не купишь, их изготавливали на заказ. Одни из самых удобных резцов делали… из жестяных полос, вырезанных из обычных консервных банок! А для отделки стен «под шёлк» в ход шли разные щётки, вплоть до зубных. А какая получалась фактура – не отличить от дорогих тканей, редких пород дерева или натуральных камней: от малахита до благородного мрамора!

Никому не нужны?

В училище №12 Валентина Александровна проработала семь лет. В «копилке» профессиональных достижений полным-полно наград, первые места на выставках самых разных уровней, вплоть до ВДНХ. Множество талантливых специалистов воспитала, но душа болит: редкая, уникальная специальность «мастер альфрейных работ» в родном городе стала совершенно невостребованной.

– Моя лучшая ученица Светлана, безумно талантливая девушка, зарабатывает на жизнь продажей газет и журналов. С первого курса не могла нарадоваться, глядя на её работы… Недавно узнала, что последний из моих учеников, отчаявшись найти работу по профилю на родине, уехал в Москву. В столице ручная работа очень востребована среди обеспеченных людей. У нас же предпочитают повсюду лепить бездушный пластик. Посмотришь на новые дома или офисные здания – сплошной сайдинг, никакой «изюминки», хотя сейчас огромный выбор качественных материалов для отделки. Даже если финансы ограничены, всегда можно подойти с выдумкой к дизайну, придумать что-то оригинальное. Недавно увидела такую идею: на несколько обычных подрамников натягиваются куски чёрно-белого ситца с абстрактным рисунком и в ряд вешаются на стене. Казалось бы, что может быть дешевле и проще? А смотрится, словно работа дорогого профессионального дизайнера!

Выйдя на заслуженный отдых, деятельная женщина не смогла сидеть в четырёх (пусть и очень красивых) стенах квартиры. Как можно успокоиться, остановиться на достигнутом, никому не передавать знания и опыт? Валентине Александровне такой подход непонятен. А раз так – она в очередной раз взяла дело в свои умелые руки. Пришла в Центр декоративно-прикладного творчества и предложила: а давайте-ка, организуем досуг для женщин! Не дело это: просиживать лучшие годы перед телевизором да жаловаться соседкам на болячки.
И дело пошло! Одна за другой потянулись в новый клуб рукодельницы. Спустя пять лет, в дружном и слаженном коллективе вместе вяжут, шьют, поют, угощают друг дружку домашними лакомствами. Заодно и внучат приобщают к народному творчеству. Ведь на то оно и мастерство, чтобы передавалось из поколения в поколение. А что любимая специальность сейчас не в моде – не беда! Пройдёт время, и на смену пластику обязательно вернётся настоящая, ручная, уникальная альфрейная работа.

Наталья ЧЕРНОВА

Рубрики: Наш человек   |   Наверх

Обсуждение закрыто.