Новости Оскола » Blog Archives » Великое стояние
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Великое стояние

05.02.2014

События на Украине — глазами украинцев

То, что происходит на Украине, с трудом поддаётся логике. Непредсказуемый Майдан, то затихающий, то внезапно – и очень вовремя – вспыхивающий, кому-то выгоден. Но кому? Нас волнует этот вопрос хотя бы потому, что у девяти из десяти старооскольцев на Украине друзья и родственники. С ними-то мы и решили пообщаться, чтобы «из первых уст» выяснить: что происходит в сопредельном государстве. Фактически Украина давно разделилась на Западную и Восточную. И у той, и у другой стороны – свои аргументы и своя правда.

«Рады стараться»

— Восток Украины давно живёт сам по себе, — говорит житель Мариуполя Александр. – Тут в основном воспринимают Майдан, как цирк с клоунами. Сказали: «Евросоюз!» – а «западенцы» и побежали митинговать, даже не прочитав проект соглашения. Можно подумать, Украину кто-то ждёт в том Евросоюзе. Условия – кабальные, а в ответ даже безвизовый режим не предлагают. Конечно, «западенцам» терять нечего: промышленности у них и так никакой, все доходы в бюджет восток Украины обеспечивает. А их население почти всё «ишачит» в Европе, кто дворниками, кто посудомойками. Доходы там не чета нашим, и все, кто уехал, коттеджи отстроили. Но ведь тем, кто остался – пенсионерам, учителям и врачам – кто-то платить должен! Не Европейский же союз это будет делать! А за счёт своего огорода и в Карпатах не проживёшь. Но мало кто из митингующих это осознаёт. Нормальным же людям некогда по майданам прыгать — они работают. Будь  Янукович решительнее – давно бы разогнал всех.

Почём любовь к Родине?

Протесты проходят в основном в центре Киева: на самом Майдане и неподалёку, на улице Грушевского. Киевляне обходят эти места стороной: не желают, чтоб одежда пропахла гарью, да и под горячую руку попасть никому не хочется. Постоянные же «жители» Майдана домой не собираются: «их и здесь неплохо кормят». А также одевают, концерты устраивают. Политики спрашивают их совета, что позволяет «маленьким людям» чувствовать свою значимость. К тому же, поговаривают, некоторым ещё и платят. Предложения «постоять на Майдане» в поддержку власти можно отыскать в два щелчка, что позволяет «западенцам»  обвинять «донецких» в продажности. Но это не значит, что сторонники вступления в Евросоюз повально бескорыстны.

— Поехала к родственникам в Черновцы, — рассказывает владелица одного из старооскольских турагентств Ирина. – На границе встречали друзья на машине. Было довольно холодно, и мужчины надели тёплые камуфляжные куртки. Пока товарищи ждали меня, на таможне к ним неоднократно подходили неизвестные и предлагали «постоять на Майдане» за 2500 рублей в сутки – поддержать оппозицию. Друзья отказались, но сколько согласившихся? Родственники рассказывали, как студенты ездили в Киев на пару дней: писали заявления в деканате, а потом предоставляли билеты – и некая организация возвращала ребятам деньги за проезд. На вопрос: откуда берутся на это деньги, говорили о добровольных пожертвованиях простых украинцев. Утверждают, что и продуктовые запасы митингующих пополняют они же. Но… мы все умеем считать деньги, не правда ли? Я могу поверить в сотни волонтёров, но в тысячи  добровольных снабженцев поверить не получается.

«Униженные и оскорблённые»

Но не всё объясняется деньгами. Для многих Майдан — единственная социально приемлемая форма протеста. Нет надежды на президента, суды, парламент, нет уверенности в завтрашнем дне. Украинцы знают, что власть имущим законы позволяют всё. Отобрать бизнес, сесть пьяным за руль, сбить человека и остаться на свободе при деньгах и должности: «богам» можно всё. Не каждый из «простых смертных» способен отомстить. Для таких людей Майдан — протест не лично против Януковича,  не борьба за вступление в ЕС, а выступление против насквозь коррумпированной власти. Нельзя сознательно и безнаказанно унижать людей и думать, что «униженные и оскорблённые» не поднимутся на бунт. Нельзя бесконечно испытывать человеческое терпение. Майдан это наглядно показал.

Друзья или враги?

В конце 2013 года Путин и Янукович договорились: Москва окажет Киеву беспрецедентную помощь – 15 миллиардов долларов. Деньги Украине, увязшей в кризисе, очень нужны, однако украинцы не в восторге от российской щедрости. «Не нужны нам ваши деньги, об одном просим: оставьте, наконец, Украину в покое!» — написала мне уроженка Западной Украины, давным-давно живущая во Франции. По мнению «западенцев», россияне спят и видят, как бы прибрать к рукам маленькую, но гордую страну. При этом ни один из «западных» бюджетников отчего-то публично не отказался от «москальских» денег.

Впрочем, многие украинцы считают, что делить нам нечего и незачем. Оскольчанка Ирина, вернувшись из родных Карпат, уверяет: простые жители Западной Украины не хотят раскола общества, критично настроены по поводу возможного вступления в ЕС и относятся к россиянам с уважением и симпатией.

— Я давно живу в России, уже почти не говорю на родном языке, — рассказывает Ирина. – Всё время, пока была в гостях, общалась с людьми на русском. Никто не сказал ни одного грубого слова, никто не винит нас в нестабильной политической ситуации. Все говорят: когда вернёшься в Россию, расскажи: мы не считаем русских врагами, мы ждём их в гости! Расскажи, что у нас нет войны, живём мирно и спокойно. Разве что администрацию в Черновцах захватили, но мэр-то всё равно остался у власти! Беспорядков нет, разгула преступности нет, люди работают, воспитывают детей… Я и сама считаю, что украинцы и русские – один славянский народ! А всё остальное – обычные политические игры, грязное дело.

Наталья ЧЕРНОВА

«Пусть только сунутся!»

Староосколец Игорь П. только что вернулся из Донбасса, куда ездил к родственникам. И дома, и в дороге он беседовал со многими украинцами. И вот что рассказывает:

— Ни от кого не слышал сочувствия к «майданутым» (так на востоке Украины называют участников митингов). Дело в том, что протестующие – это сторонники нынешней оппозиции, то есть тех, кто рулил во времена правления Ющенко и Тимошенко. Тогда все преференции и финансовые вливания доставались «западенцам», хотя основной доход стране дают предприятия её восточной части. Вот пример. Несколько лет подряд Западную Украину заливало — наводнения, паводки… Восточная в это же время страдала от засухи. В поселках — пересохшие колодцы, работающие с перебоями водокачки: счастлива улица, куда подаётся вода, хоть раз в день. А так — за водой приходилось идти  к родникам, криницам. В многоэтажных домах районных городов Луганщины напор воды бывал настолько слаб, что она не доходила и до 1 этажа. Попробуйте-ка потаскать вёдра из подвала на 9-й этаж! (Работающий лифт там, к слову, — редкость). Рассказывают, что проблему можно было бы решить строительством новых водозаборов. Или ремонтом водовода, по которому вода в города Донбасса подаётся аж из Днепра! Его построили еще в советские годы, он износился и не выдерживает нагрузки. Но… на всех денег не хватало, и Ющенко направил финансы на помощь пострадавшим от наводнения  на западе страны. В Донбасе нет сомнений, что победи нынешний Майдан, и денег Восток вновь не увидит.

Впрочем, ехать на баррикады поддерживать существующую власть, крепкие донецкие парни не торопятся. Янукович тоже успел им насолить. Сильно ударила по их краю политика укрупнения больниц и станций «Скорой помощи». Вы можете себе представить, что от Бобровых Дворов до Старого Оскола действует только одна станция «Скорой»? Пусть даже с большим штатом сотрудников и немалым количеством машин? Жителям города Антрацит, например, ждать медицинскую бригаду приходится не менее полутора часов — именно столько нужно машине, чтобы преодолеть расстояние от Красного Луча (где находится «Скорая»). В посёлках ликвидировали фельдшерско-акушерские пункты, попробуйте-ка наездиться в город! Но больнее всего ударило одно из недавних решений правительства. Последние крупные шахты передали частникам, и те в момент лишили шахтёров привычных привилегий — доплат, дополнительных отпусков. И хуже всего — угля. В Донбасских посёлках многие дома отапливаются угольными печками. Там, куда не провели газ, на такой же печке готовят еду. На год одной «голландке» нужно угля на 3000 гривен (около 12 тысяч рублей – прим. ред.). В доме обычно пара печек и еще одна — в летней кухне. Шахтерам, как работающим, так и вышедшим на пенсию, а также некоторым категориям льготников, выдавали «чеки», которые обменивались на уголь. Теперь «лавочку прикрыли». Посчитав, люди пришли к выводу, что даже проведенное при Януковиче повышение пенсий (примерно в два раза) не всегда покрывает траты на покупку угля. Вдобавок люди опасаются, что цены на уголь теперь вырастут.

Но, не поддерживая нынешнюю власть, пускать к себе оппозиционеров, а тем более националистов, которые на волне протестов всё громче заявляют о себе, Донбасс не хочет. Из уст руководителей городов, районов,областей можно услышать: «Пусть только сунутся!». Ну, а бравада это или реальные намерения отстаивать свои интересы — кто знает.

Евгения СОБОЛЕВА

Мнения

Моей подруге-киевлянке срочно нужно улетать в Германию.

— А я не могу уехать: сына боюсь оставить. У нас  творится что-то жуткое, — чуть не плачет она. – По Киеву реально страшно ходить. Полицейские до всех «домахиваются», люди пропадают с улиц. Мы живём в километре от Майдана, такое ощущение, что идёт гражданская война.

Друзья из Харькова – этого откровенно прорусского города — тоже в сомнениях:

— Боимся, что, если Майдан не закончится мирным образом, нам придётся бросать квартиру, бизнес и возвращаться в Россию, из которой мы уехали 20 лет назад. Волнение чувствуется нешуточное. Даже у нас идут митинги. Люди везде обсуждают только эту тему. Экономика здорово просела. Сыну-студенту не выплачивают стипендию. Задерживают «детские» пособия. Очень страшно, если это начало конца.

Лариса УЛЬЯНЕНКО

ВДОГОНКУ

Стало известно, что в пику «Евромайдану» в Харькове создали Всеукраинскую общественную организацию «Украинский фронт», в которую вошли представители 21 региона.

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.