Новости Оскола » Blog Archives » Большие проблемы малого бизнеса
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Большие проблемы малого бизнеса

05.03.2014

Высокие налоги и аренда тормозят развитие предпринимательства

Недавно президент заявил: «Количество предпринимателей, к сожалению, сокращается». По словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, в январе 2014 число ИП снизилось на 10,5 тысяч человек. И это после отмены льготной ставки страховых взносов! На словах малому бизнесу – поддержка на всех уровнях. На деле россияне не рвутся открывать собственный бизнес: налоговая нагрузка высока — больше, чем в развитых стран. Кроме того, велики ставки по кредитам, слишком много бюрократических препон, и главное – отсутствует уверенность, что «правила игры» по прихоти чиновников не изменятся в момент. О трудностях отечественного бизнеса рассуждали и на выставке товаров старооскольские производители.

Не имеет значения

– По маминой линии у нас все были художниками. Но неудовлетворённые финансовым состоянием родители решили отправить меня в юридический вуз. Я его успешно закончила и стала… дизайнером, – описывает свой путь в мир малого бизнеса гендиректор дизайн-студии Елена Пышьева. – Первым подопытным «полигоном» стала наша однокомнатная квартира. Потом окончила курсы, посмотрела: как и что на выставках, нашла единомышленников. И дело пошло. Спустя пять лет уже можно сказать, что мы состоялись. Опасения по поводу успешности проекта были напрасными, оскольчане оказались готовы платить профессионалам. Тут, наверное, два фактора сошлись. Наши цены на самом деле доступны. К примеру, проект однушки в 35 м2 обойдётся заказчику в районе 10 тысяч: по 350 рублей с «квадрата». Второй момент – сегодня без опыта и знаний разобраться в многообразии современных материалов, их качестве, цветовой гамме, текстуре и прочих нюансах без помощи специалистов сложно.  …Наш коллектив – 5 дизайнеров – готов расшириться, но есть проблема: нехватка специалистов. Дизайнеров в Осколе нет. А те немногие, что есть, работают на себя. Доходит до смешного: мы настолько загружены работой, что нет нужды в рекламе. Клиенты нас «передают» из рук в руки. Наверное, это успех.

Пример Елены в том, что образование зачастую никак не соотносится с тем, чем человек будет заниматься дальше – не единичный. Более того, таких случаев – масса. Взять хотя бы Анну Проскурину. Работала секретарём, но попала под сокращение. Пока искала работу, занялась творчеством, да так в нём и «застряла». Сейчас она ИП, специализирующийся на hand made. Основной её «профиль» – народная кукла. Но тут же на прилавке – мартенички (помните, красно-белые нитяные фигурки, пришедшие к нам из Болгарии?), бусы, шёлковые броши, живопись, сувениры. Пока дело идёт туго. Вроде бы и спрос есть, но он нестабильный. К Новому году, 8 Марта и Пасхе вспыхивает, а потом затухает. Но наше налогообложение несовершенно: есть прибыль, нет ли – налоги вынь  да положь! И никого не волнуют трудности становления на первом, самом сложном этапе. Если в Китае первые пять лет предприятие не облагают налогами, дают встать на ноги, вложиться в развитие, наши федеральные власти вводить налоговые «каникулы» для впервые открывших свое дело отказались. «Нецелесообразно», – заявил Игорь Шувалов. Стоит ли удивляться, что, согласно докладу «Глобальный мониторинг предпринимательства», охватывающему 70 стран, процент предпринимателей, сумевших просуществовать более 3,5 лет, в России – один из самых низких – лишь 3,4%. О несовершенстве налогового законодательства говорили почти все, с кем мы общались: и мелкие предприниматели, и зубры бизнеса.

Перекрыли кислород

Но налоги – не единственная проблема. «Аренда в крупных торговых центрах доходит до 6 тысяч рублей за «квадрат», — жалуются «малыши». – Мыслимое ли дело, потянуть её тем, кто что-то производит сам? Да никогда в жизни!».

predpr3

Вот и приходится ИП-шникам ютиться на задворках, там, где они почти не видны. Решение видится в том, чтобы в городе появились муниципальные точки с разумной арендной ставкой. Но где их открывать, если лакомые кусочки получил ритэйл? И за какие шиши строить, коль казна пуста?

…Мастерская и «офис продаж» Галины Пивиковой располагаются в цокольном этаже коттеджа, где живут Пивиковы. Реклама о том, что здесь можно заказать оригинальные букеты и цветочные картины, висит на заборе этого же дома, благо, с дороги видно. Вот только Канатка не самое «проходное» место.

predpr2

– По образованию я медсестра, но лет десять работала в цветочном магазине. Потом он закрылся. А клиенты остались. И я решила открыть собственное дело, – рассказывает историю своего успеха флорист Пивикова. – Тем более, у меня были кое-какие идеи. Цветочных магазинов в городе много, но не все они к клиентам подходят индивидуально, не все, кроме банальных букетов, могут предложить ещё что-то.

Галина сделала ставку на креатив и уникальность и выиграла! Сегодня у неё конкурентов на местном рынке флористики нет.

– Сначала я пришла в администрацию и предложила сотрудничество, – продолжает Галина, – но мне посоветовали пойти на биржу и попробовать выиграть грант на открытие собственного дела. В Центре занятости со мной работали профессионалы, подсказали: как правильно организовать бизнес, помогли оформить документы, и я, в самом деле, безвозмездно получила 350 тысяч! На эти деньги мы поставили теплицы и теперь весь «расходный материал»: цветы и травы, выращиваю, не отходя от дома.

То, что получается у оскольчанки, язык не поворачивается назвать «изделиями». Из скелетированных листьев выходят картины, корабли с алыми парусами; из живых цветов – необычные бутоньерки, которые без воды стоят по две недели. Галина может и огромную картину из живых цветов создать (такую на основе детского рисунка заказывал ОЭМК), и украсить причёску невесты. Всё хорошо, одно плохо – бизнес развивается на отшибе. И рада бы Галина перебраться  в центр, но аренда очень дорогая.

– Нашей продукции нет на прилавках крупных торговых сетей. Туда пробиться очень тяжело, – озвучивают свою проблему сотрудники ПК «Стояйленский». – Хотя продукция у нас из натурального сырья, приходится выставлять её в небольших магазинчиках. Иногда слышны упрёки, что дорого всё, но откуда дешевизне взяться, если молоко покупаем по 22 рубля? Чтобы получить килограмм сыра, нужно 10 литров – это уже 220 рублей, плюс закваска, соляной раствор, электроэнергия, оплата труда. Меньше 300 рублей, как ни крути, не получится. Кстати, на дегустации мы заметили, что люди не помнят вкус настоящего сыра. Они настолько привыкли к добавкам, что именно сырные продукты многим кажутся натуральными.

Знакомые всё лица!

– Да бросьте! Не может быть, чтобы эти сумки вы сами шили. Небось, перепродаёте, – посетительница выставки недоверчиво щупает продукцию мульти-ателье.
Алексей Есауленко  хитро улыбается и разводит руками: как можем, так и шьём. И если кому-то кажется, что приличные вещи только на Западе делают, милости просим в обувную клинику, где на ваших глазах из кожи, доставленной прямиком из Италии, изготовят ремень, туфли (гарантия – несколько лет!), кошелёк. Тогда, видимо, недоверие рассеется.

predpr4

Алексей – наш старый знакомый. Пару лет назад мы писали о нём. Лёша 16-летним пареньком пришёл в Дом Быта учиться обувному делу: нужны были деньги, чтобы платить за учёбу в институте. Уже через два месяца из подмастерьев перешёл в разряд мастеров. Когда получил диплом, понял, что работать по специальности не будет – он уже нашёл дело всей жизни. На материалах Лёша не экономил – покупал самое лучшее. И станки были не допотопными. Народ такой подход оценил и клиент пошёл. А Леша мечтал расшириться. «Хотелось бы и крема продавать, и обувь шить», – делился планами Есауленко.

И спустя два года задуманное исполнилось. Сейчас он хочет открыть собственный цех, который необходим, как воздух. Впятером умещаться в крохотной каморке на Ленина весьма проблематично. Да и товар лицом показывать сложно. Обратился Алексей в администрацию: нужно квадратов 100 взять в аренду, чтобы развернуться. Но выделили только 25. Впрочем, Алексей не унывает: он привык добиваться своего. Надеемся, с нашей лёгкой руки у него снова всё получится.

Александр Лагутенков – фигура для «НО» и города тоже небезызвестная. При Павле Шишкине был замом по капстроительству, сейчас директорствует в компании по производству композитных панелей. В Старом Осколе в мае откроют новые цеха по производству этого «материала будущего». Александр Васильевич уверен, что на отделке экономить нельзя: скупой платит дважды. «Всё это так, – парирую, – но вы же сами работали в администрации и понимаете, что на торгах выигрывает тот, у кого ниже цена, а не выше качество». Лагутенков соглашается. Но говорит, что нашёл понимание у главы: «Александр Гнедых считает, что лучше раз заплатить и не вспоминать о ремонте лет 50, чем сэкономить копейки и через пару лет всё переделывать».

Выставка показала: люди готовы и хотят заниматься предпринимательством. Они не боятся брать на себя ответственность. Но без поддержки государства, муниципалитета, банков это получается со скрипом.

Лариса УЛЬЯНЕНКО

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Количество предпринимателей в России в 2013 году возросло на четверть (5,75% от трудоспособного населения). Вместе с тем число закрывших бизнес оказалось в два раза больше по сравнению с 2012 годом.

По данным налоговиков, ИП сегодня в России примерно столько же, сколько и пять лет назад, – около 245 тысяч.

Около 40% предпринимателей закрываются из-за нерентабельности.

С января 2014 года страховые взносы для ИП уменьшились с 35 тысяч рублей до 20,7 тысячи при годовом доходе менее 300 тысяч рублей. Но совокупная налоговая ставка в России на конец 2012 года составляла 54,1%, в странах ЕС – 42,6%, в мире в целом – 44,7%.

Рубрики: Актуально, Городское   |   Наверх

Обсуждение закрыто.