Новости Оскола » Blog Archives » Европейская «отрыжка»
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Европейская «отрыжка»

17.04.2014

Западные спектакли вызвали разочарование

В прошлом номере мы писали, что Сергей Лысенко, актёр нашего театра, стал лауреатом V Международного фестиваля камерных и моноспектаклей «LUDI». Литературным материалом для спектакля «Спасибо всем…» стала повесть Фазиля Искандера «Бармен Адгур». В принципе, любое мероприятие получает гордый статус международного, если в нём принимает участие хотя бы одна из постсоветских республик. Но орловский фестиваль – другое дело. Украина, Белоруссия, Литва, Германия, Люксембург, Израиль…

Первый вопрос Сергею, конечно, об этой стороне медали: «Ну как там, почувствовали себя детским садом перед западными мастерами культуры?». Лысенко явно обиделся:

— Да какое это искусство? Сплошная физиология. Отрыжки, раздевания, кокаиновая ломка… Ну, в 90-х годах это нам могло ещё быть интересно, потому что в новинку… Но сколько можно эту тему «ниже пояса» муссировать?  Я отказываюсь это понимать. Сидишь в зале и думаешь: куда бы спрятаться? Кроме рвотного рефлекса такое «искусство» ничего не вызывает.

А вот Сергей Барковский из питерского театрального Пушкинского центра не просто удивил, а потряс. До сих пор нахожусь в состоянии культурного шока. Актёр вышел, сел и не двигаясь, целый час читал письмо Жуковского отцу Пушкина, описывая последние часы жизни его сына. Я как замер с первых слов, так и не шелохнулся, пока Барковский не закончил. И после оваций – ещё 20 минут читал письмо Жуковского же Бенкендорфу (шефу жандармов, — прим. ред.) на тему: какой беспредел вы устроили на похоронах. Это ведь было событие, по сравнению с которым бледнеет даже прощание с Высоцким! Пушкина не стали отпевать в Исаакиевском — боялись большого скопления народа. Гроб выносили в плотном кольце жандармов. «Это как надо не любить всё, что происходит в России…» — очень смело даже по нынешним временам. А ведь Жуковский был человеком очень лояльным и деликатным! Впечатление от этого моноспектакля — космический уровень. Фейерверк, праздник.

— Что вам сказали на критическом разборе? Я прочитала одну рецензию: спектакль, при всех его достоинствах, назвали нудноватым.

— Без ложной скромности – только про меня и Барковского на разборе не прозвучало ни одного отрицательного слова. Про некоторую занудность, да, сказала одна критикесса, с оговоркой: «При всём моём восторге я должна критиковать, поэтому не могу не добавить ложку дёгтя». Как положительное отметили: крайне редко встречается, когда сценография, костюм, причёска, кавказский акцент в таком гармоничном соответствии. Я уж не стал им рассказывать, что наша сценография – из решёток, которые по требованию пожарных с окон театра срезали. А насчёт акцента — у нас семейная байка, что род ведём от черкесов, мне сам бог велел выдержать линию, не переиграть. Отметили, что сочетание юмора и сентиментальности (сейчас столько мужских слёз на сцене, что это раздражает) пройдено «по лезвию ножа». Спрашивали: «Зачем вы эту тему взяли?». Просто спектакль делался в память о тех временах, когда во всех фильмах военных или про бригаду «комунестичегокуда?» обязательно был герой с Кавказа, чтобы показать многонациональность советского народа. Тогда Кавказ не вызывал такой настороженности, это был символ гостеприимства, радушия, доброты…

— Что для вас было главным в этом фестивале?

— Чаще всего мы ездим на один день. Приехали, отыграли, уехали – экономика должна быть экономной. Хотя идея таких мероприятий не в том, чтобы себя показать, а чтобы на других посмотреть, это должен быть обмен опытом. Я уже и не припомню, когда провел на фестивале всю неделю, от начала до конца, имел возможность тусоваться не только с коллегами, но и с критиками, и членами жюри, в котором были и немцы, и французы. Потрясающее расширение кругозора! И хотя орловский ТЮЗ закрывают на реконструкцию, а театр-организатор уже на ремонте (видите, у некоторых получается!), наш коллектив ждут на следующем, VI фестивале «Люди». А спектакль «Спасибо всем» пригласили в Вильнюс на аналогичный фестиваль. Его директор Мария Танана сказала: «Он должен идти или на открытии, или на закрытии». Что само по себе приятно. Правда, у меня нет загранпаспорта…

— Так надо его срочно делать!

— Уже бегу.

Лариса ЧАЩИНА

Рубрики: Культурная жизнь   |   Наверх

Обсуждение закрыто.