Новости Оскола » Blog Archives » Театр десяти актёров
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Театр десяти актёров

17.04.2014

«Таня, ярче контровые! Сделай, чтобы прострел был». Худрук старооскольского театра раздражён: притирка к новому пульту длится недели две, а тут в распоряжении пара часов. Да что пульт – здесь всё чужое: сцена, зал, «закулисье», ко всему нужно привыкнуть, приспособиться. Да так, чтобы губкинский зритель не заметил никакого напряжения в игре, никаких нестыковок. Семён Лосев волновался напрасно: зритель ничего не почувствовал. Ничего, кроме удивления и восторга. Надо же! Соседи, оказывается, круче многих столичных актёров играют! А постановка какая? «Жизнь Александра Пушкина.Детство» — это же просто феерия!

Уже после спектакля, когда напряжение спало, кто-то из оскольчан бросил: «А что зрителей немного?». Немного? По здешним меркам это почти аншлаг. Из 140 кресел занято больше сотни – несомненный успех!

Процесс «окультуривания» длительный. Чтобы народ потянулся к прекрасному, его нужно долго и упорно приучать. Губкинский театр для детей и молодёжи занимается этой миссией десять лет. С детскими спектаклями прогресс есть: свободные места – редкость. А вот со взрослыми… На концерт многие идут с удовольствием, театр же – удел немногих. Если хотите – избранных. Интеллектуальных, готовых не только получать удовольствие, но и поразмыслить над увиденным пока не так много. И, быть может, дело не в отсутствии таких людей в принципе, а в том, что не все знают о театре. И мы решили это недоразумение исправить. Тем более, повод замечательный: руководителю муниципального губкинского театра Сергею Семёнову – 55!

— По образованию я инженер, окончил институт ракетно-космической техники, — признался именинник. – Но моя жизнь связана с театром. В вузе создал студенческий театр «Понедельник». Когда распределили в Саров, возник «Клуб-люди». Перебрался в 1997 году в Губкин, собрал народный коллектив. Ну, а четвёртый театр случился, когда Анатолий Кретов в 2002 году постановил, что Губкину нужен муниципальный театр. Так мы и появились. На руках было 4 тысячи рублей и две ставки. Сегодня же входим в тройку самых рентабельных учреждений культуры округа. В год с нашими спектаклями знакомятся 20 тысяч зрителей. Причём не только губкинцев. Выезжаем в Корочу, Новый Оскол, Чернянку, Прохоровку. У коллег из Старого Оскола реквизита – целый автобус. У нас же декорации помещаются в «Газельку», можем установить их за полчаса. Мы изначально решили, что будем заказывать хорошие костюмы и компактный реквизит. При этом они не переходят из одного спектакля в другой – у каждой постановки своё лицо.

Губкинский театр – это три-четыре премьеры в год и 10-11 актёров. Но хотелось бы, чтобы их было человек 19-20. И это отнюдь не прихоть Семёнова.

— Сейчас не хватает ребят на роли героев-любовников, — рассказывает Сергей Ильич. – Есть два мальчика, заканчивают ярославский театральный, но этого мало. Кстати, не у всех актёров профильное образование, но не считаю, что это плохо. Иногда люди с улицы играют ярче, убедительней тех, кто закончил театральный. Но у профи есть одно важное качество – они знают, как дольше сохранить себя в добром здравии. У нас такая профессия, что мы отдаём больше, чем получаем и быстро сгораем. Вспомните Андрея Миронова – он умер на сцене. Профи знает, как не растратить себя.

Говоря о высоком, не обошли вниманием и Украину. Неожиданно выяснилось, что про нынешнюю ситуацию в театре есть постановка. Причём появилась она задолго до Майдана, в 2011 г. История ведь развивается по спирали. Всё повторяется, но с некоторыми вариациями. Вот и наша «Антигона» — вроде бы древнегреческая мифология, а переодень героев из хитонов в костюмы, поймёшь: ничего не изменилось. Властитель Фив – Креонт – мечтает о счастье для всех жителей его полиса. Но своя рубашка оказывается ближе к телу. Пытаясь сохранить власть, он строит своё счастье за счёт других. Всё, как сейчас. Худрук уверен, что все мы – Креонты. Обеими руками – за светлое будущее. Но если не приходится жертвовать собственными интересами. Мы за то, чтобы на работу людей брали по способностям, а не по блату. Но, если нужно протолкнуть собственную дочь, готовы поступиться принципами. Хотим, чтобы коррупции не было, но если сына нужно устроить в вуз, готовы отстегнуть деньжат… Театр – лишь отражение нашей жизни. Слепок с неё. Зеркало-река.

— Многие ратуют за западные ценности, но они, по меньшей мере, странные, — рассуждает Сергей Ильич. – Театр же должен противостоять той безнравственности, что нам навязывают. Это демократическое искусство, понятное всем. Он учит не конфликтовать, а понимать собеседника, вставать на его позицию.

Интересно, что если по отношению к кино люди часто выбирают «развлекуху», театральный зритель готов к серьёзным вещам. Сергей Ильич рассказывает, что когда ставил «Недоросля», не стал адаптировать текст, оставил, как было у Фонвизина. Боялся, зритель не примет, но никто из губкинцев не уходит со спектаклей. Люди слушают и оперные арии, смотрят балет. Для некоторых это становится откровением. «Ни фига себе! Это как в 3D», — воскликнула одна девчушка.

Семёнов пытается расшевелить зрителя, пробудить у него интерес. И приезд старооскольского театра не противоречит этому. Поинтересовалась: «Не страшно пускать соперников?». Семёнов лишь пожал плечами: каких соперников? Это коллеги. И потом, театров – хороших и разных – должно быть много. Чтобы зритель выбирал, сопоставлял, думал. Кстати, в планах губкинцев – ответный визит в Старый Оскол. Чтобы мы тоже могли сравнить.

Лариса УЛЬЯНЕНКО

Рубрики: Культурная жизнь   |   Наверх

Обсуждение закрыто.