Новости Оскола » Blog Archives » Тропа войны
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Тропа войны

07.05.2014

…оказалась непростой для труженицы тыла

Ночь. Мертвую тишину прорезал гул мотоциклов. Чужая, абсолютно непонятная речь… Вспоминая о начале Великой Отечественной, которая горем прошлась по людским судьбам, 88-летняя Нина Дуракова роняет слезинки одну за другой. Ее непростая жизнь бесконечной кинолентой проплывает перед глазами. Одни кадры – мутные и расплывчатые, другие же – настолько четкие, будто бы отсняты только вчера.

— Тогда мне было всего 15 лет. Вместе с родителями и моими сестрами и братьями мы поехали в село Монаково навестить бабушку. Там-то и встретили немцев. Сперва нас не тронули. Как обычно мы легли спать. А вот утром услышали звуки «Ворошиловского марша», — вспоминает труженик тыла, ветеран труда. По ее словам, все село вышло на улицу. Мимо людей, охваченных страхом, вели советских военнопленных.

— Не забуду этого никогда, — продолжает женщина. — Среди них были и молоденькие медсестры – в гимнастёрках и сапожках. А жара стояла жуткая. Люди поддерживали друг друга, чтобы не упасть. Ведь тех, кто выбивался из строя, тут же расстреливали. Не щадили никого.

Потом число военнопленных «охотники за головами» начали пополнять местными жителями. Забирали мужчин. К веренице изможденных людей присоединился и отец Нины Дураковой. На тот момент Тимофею Проскурину было 52 года. Наспех женщины, чьи отцы и мужья попали в руки к фашистам, собрали продукты и побежали за пленными. Чудом некоторым удалось уговорить конвоиров отпустить их кормильцев. В их число попал и отец Нины Тимофеевны. Но, пока несколько дней он отсутствовал, семья Проскуриных отправилась в Старый Оскол.

— В город мы шли пешком. Помню, как проходим через Нижне-Чуфичево, а через каждые метров пятнадцать лежит труп. Одна поза до сих пор запомнилась. Мы смотрим издалека, сидит человек – на корточках, к стене привалившись. Думали живой. Подходим ближе, а он неподвижен. Рядом валяются узлы с вещами, — с ужасом рассказывает женщина. – Идем дальше. Уже подходим к Сорокино, а навстречу – мадьяры. Преградили путь. Один из них, указывая на брата, подумал, что он партизан: из-за крупного телосложения и достаточно высокого роста. Прижав нас к себе, мама сказала, что это сын, а никакой не партизан. К счастью, поверили и не тронули нас. Добрались мы до Старого Оскола. Через несколько дней вернулся и папа, — говорит Нина Тимофеевна.

Во время оккупации, она вместе с подружками и однокурсницами из медицинского училища, помогала раненым, которые лежали в районной больнице: меняли бинты, приносили еду. Помнит Нина Тимофеевна и самый счастливый момент – освобождение города.
— 5 февраля 1943 года мы с подружками побежали посмотреть, как наступают наши солдаты. Как мы обрадовались! — с гордостью рассказывает Нина Дуракова.

Кристина ГОДОВНИКОВА

Рубрики: Наш человек   |   Наверх

Обсуждение закрыто.