Новости Оскола » Blog Archives » Семья украинцев переехала в Старый Оскол из Мариуполя
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Семья украинцев переехала в Старый Оскол из Мариуполя

07.05.2014

Причиной бегства из родного дома послужила нестабильная политическая ситуация в регионе. Родители опасаются за своё будущее и жизнь ребёнка и планируют строить свою жизнь в России.

Сергей Василенко – чистокровный украинец, но ещё ребёнком с семьёй переехал в Россию. Здесь учился и работал, а однажды, на заработках в Москве, встретил весёлую хохлушку Марину. Слюбились, родился Вадимка. Правда, штампы в паспорта ставить не торопились: любви-де ни к чему лишняя канцелярия. Когда сынишке исполнился год, Марина и Сергей решили: хватит мотаться по чужим углам, пора ехать на родину.  И поехали. На Украину. Осели в Мариуполе. Жили – не тужили, общались со старыми друзьями через Интернет, пару раз в год Сергей приезжал в гости к отцу. Марине было не до поездок: с деньгами поначалу у молодой семьи было не так, чтоб очень. Но со временем встали на ноги, занялись бизнесом, а полтора года назад огорошили всех долгожданной новостью: сыграли свадьбу! От предложений переехать обратно в Россию отказывались шутливо, но непреклонно: странноватые законопроекты российских депутатов у семьи Василенко доверия не вызывали. И вдруг – гром среди ясного неба: звонок от деда Юры, отца Сергея:

– Наталья, бросай всё, приходи в гости! Мои хохлы приехали! Сбежали. Война у них там!

И вот я в гостях, и семья Василенко, перебивая друг друга, рассказывает мне события последних месяцев украинской жизни.

– В Россию надолго?

– Скорее всего, навсегда, — говорит Марина. — Не, я не говорю, что вообще на Украину не поеду никогда. У меня ведь вся родня там. Но обратно на ПМЖ – только если ситуация стабилизируется. А пока никак: с той поры, как мы уехали, там, кажется, ещё хуже стало.

— Но ведь раньше вы не хотели уезжать. Что изменилось?

— Да всё изменилось, – выпаливает Марина. – Начали задумываться о переезде после того, как вышел закон, согласно которому иностранные граждане могут находиться на Украине только 90 дней. Но это ещё были цветочки. По городам пронёсся слух, что самый известный украинский банк назначил награду на каждого пойманного москаля. Фотографий с этой рекламой и логотипами банка было полным-полно. Правда, потом банк заявил, что таких баннеров отродясь не было, но что ж нам, глазам своим не верить?! Чуть позже выяснилось, что деньги действительно обещали, и немалые, но не банкиры, а губернатор Днепропетровской области. Тут мы уже серьёзно напряглись.

– И многих ловят?

– Ловят, – мрачно кивает Сергей. – Если у тебя российский паспорт, и ты – мужчина призывного возраста, лучше на улицу вообще не выходить. Поймали – везут в СБУ, и больше этих людей никто никогда не видит. Я последние дни только на такси по городу передвигался. Кто их знает, станут ли они разбираться, что я никакой не «русский сепаратист», а вполне законопослушный украинец, уже семь лет проживающий на Украине, женатый на украинке и воспитывающий сына-украинца? У меня-то гражданство российское.

– А украинское гражданство получить не хочешь?

– А ты что, видишь у меня на лбу надпись «ЛОХ» крупными буквами? – саркастично интересуется Сергей. – Я ходил и ждал: что будет теперь с этой новой властью, как они себя покажут.  В первый месяц они потеряли Крым. Я ругался и плевался: обидно было. Во второй – Яценюк пошёл просить денег у Путина. Я смеялся: ты бы уж определился, гражданин хороший! Либо у тебя война и оккупация, либо ты просишь кредит. Можете себе представить, чтобы Милошевич выпрашивал кредит у американцев, когда те бомбили Сербию?! Нет уж, если ты денег просишь – значит, знаешь, что никто с тобой не воюет, и что нет никаких российских спецназовцев на Украине. А всё, что нам по телеку говорят – от первого до последнего слова брехня! Но и это не всё: ещё через месяц внезапно выяснилось, что неизвестно куда пропали 15 миллиардов кубометров газа! Тут я уже возмутился: теперь-то кто вам виноват, свидомые вы наши и незалэжные?! Януковича уже три месяца нет, значит, не он украл. Так кто же тогда? Опять Путин с москалями постарались?

– А на прошлой неделе началось вообще что-то страшное. – продолжает Марина. – Про штурм воинской части в Мариуполе слышала? Так вот, украинское телевидение врёт всё, не было там никаких «сотен ополченцев», никто вообще не собирался эту часть захватывать. Их там было 10 человек всего, без оружия, просто так пришли. Уже стемнело. Тут откуда-то выскочила бригада в масках. И давай кричать: «А шо это вы тут в потёмках розмовляете, зараз мы вам подсветим!». Начали швырять за забор коктейли Молотова. Военные тут же открыли огонь. Стреляли куда ни попадя, без разбора, темно же было, ничего не видно. Точно знаю про одного убитого, он вообще случайно под обстрел попал – мимо шёл, встречать жену с работы. Но официально объявили о троих убитых и 11 раненых. А неофициально… ходят слухи, что только убитых оказалось 14 человек, а раненых ещё больше.

– А кто были эти люди в масках – известно?

– Точно – нет. Кто говорит – бойцы из «Правого сектора», кто – что это вообще сартановские парни хотели автоматами под шумок разжиться. Сартана – это посёлок неподалёку от города. Там в основном живут греки, и они все – за единую Украину. Но даже после этого мы ещё колебались: ехать, не ехать. И только после бойни в горсовете решили: хватит ждать, нужно бежать, пока не поздно. Там собрались те, кого у нас в СМИ называют «сепаратисты». Обычные мужики. У них, кстати, тоже оружия не было. Они там собрались для того, чтобы не дать киевской хунте захватить власть. А горсовет в обычном режиме работал при этом. Никаких разрушений, никакого мародёрства. Правда, покрышек к зданию натащили: всё, как положено. Донбасс до последнего работал и не обращал внимания на эту киевскую возню! Орут себе на площади – да и нехай орут и жгут свои покрышки, лодырюги чёртовы… На них бы и глядеть никто не стал. А они, видишь, как дорвались до власти – первым делом ввели закон об отмене русского языка. Тут уж Донбасс поднял голову от работы и возмутился.

– А подробнее про бойню рассказать можешь?

– Тогда тебе нужно сначала про зачистку рассказывать, – Марина смотрит на Сергея. – Это лучше ты давай, тебе ж звонили…

– На следующий день после «попытки захвата» всему городскому начальству позвонили неизвестные люди и предупредили: если у кого-то в центре города живут родные – срочно эвакуировать их оттуда, – говорит Сергей. – Но в Мариуполе как в деревне: все друг друга знают, и информация немедленно просочилась в массы. В общем, уже через час весь город знал: вот-вот начнётся что-то неладное. Центр города опустел. А с окраин начали подтягиваться к горсовету люди: на защиту тех, кто находился в горсовете. Хотели становиться живым щитом против военных. Короче, операция по зачистке в тот раз сорвалась, властям пришлось штурм отменить. Как только чуть устаканилась ситуация в городе после стрельбы в воинской части, на улицах появились бойцы из «Правого сектора». А 24 апреля, в 4 утра, началась та самая бойня. Неизвестные в масках, очень похожие на тех, кто закидывал воинскую часть бутылками с горючей смесью, ворвались в здание горсовета с битами и железными прутьями. Согнали всех в одну комнату и били так, что всё здание залили кровью. «Скорые» от здания горсовета отъезжали одна за другой. Но даже после этой бойни мариупольцы здание горсовета у боевиков отбили. За то утро, когда мы уезжали, горсовет трижды из рук в руки переходил. Вроде бы сейчас наши его контролируют.

– А милиция ваша где была, пока в горсовете такое творилось?!

— Тю-ю-ю-ю! «Мили-и-иция»! Скажешь тоже! – иронично свистит Петро. – Патрулей обычных милицейских в городе нет вообще. Только на вызовы приезжают. Как какой-то кипиш – менты сразу начинают операцию «Цитадель»: прячутся за закрытыми дверями в отделении, охраняют своё барахло… Мы общались с милиционерами, спрашивали, что будут делать, если новые власти прикажут стрелять? Они в один голос: на хрен оно надо?! Город маленький, все друг друга знают. Наш участковый, уж на что продажная шкура, и тот сказал: «Если я кого-нибудь подстрелю, хоть случайно – я ж со смены домой не дойду, меня их родня сразу прибьёт. Да и вообще: как в своих стрелять-то?».

– Но кто порядок-то в городе охраняет, раз милиции ни до чего дела нет? Военные? «Правый сектор»? Сами жители?

– Мариуполь охраняют тетраподы, – едко произносит Сергей. – Был у нас такой местный олигарх – бывший глава компании «АЗОВИНТЕКС», Александр Тарута. Ну, брат его Сергей – сейчас новый донецкий губернатор…

– Нелегитимный губернатор, раз нелегитимным правительством назначенный! – поправляет Марина, и Сергей, согласно кивнув, продолжает:

– Так вот, эти тетраподы он строил для Крыма. Это такие здоровенные бетонные штуки, составленные из конусов. Вроде как волнорезы, или для укрепления берега используются. Сделал давно, но как-то они не пригодились. Тогда их просто по городу расставили, а местные художники их разукрасили всяко. В общем, даже красиво получилось. А потом их по-тихому убрали. В первый раз эти наши тетраподы всплыли на Новоазовской границе, ещё когда Великий Донбасский ров копали… Это гордость нации, фортификационное сооружение в лучших традициях раннего Средневековья!  Короче, когда пошёл слух «русские на границе», наш Тарута перегородил этими тетраподами автодорогу. А заодно пригнал кучу техники, и вместе со своим братом-губернатором буквально за выходные выкопал здоровенный ров вдоль границы Ростовской и Донецкой областей. 180 километров в длину, 2 с половиной – в глубину, и шириной четыре метра. Ещё и двухметровый вал соорудили. Это, значит, чтоб русская бронетехника не проехала… Народ глумился не по-детски: предлагали и водой этот ров заполнить, и акул с крокодилами запустить, и колючей проволокой обнести… Ну а после этого наши многострадальные тетраподы, уже от краски отмытые, привезли обратно в Мариуполь и на въездах в город установили. В общем, наши блокпосты тоже за счёт Таруты сделаны – все видели, что там ещё и контейнеры с логотипом «АЗОВИНТЕКСА»… А если серьёзно, охраняют сотрудники ГАИ и ДПС – все с автоматами и в бронежилетах.

– В Интернете люди часто пишут, что в российских СМИ нет ни слова правды про то, что происходит на Украине…

– Именно ваше телевидение и показывает, как на самом деле у нас всё происходит! – и Марина хлопает по столу ладонью. – Украинские СМИ брешут настолько беспардонно, что невозможно смотреть и слушать. Половина знакомых боятся новости смотреть. Нас на всю страну показывают, как врагов каких-то. А все наши «сепаратисты» – люди с соседних улиц, мы почти всех знаем, и уверены, что они там  не за деньги стоят! Это вам не Майдан! Нас-то не обманешь, кто своими глазами всё видел. И именно поэтому их отключили: чтобы остальные украинцы не знали правду, чтобы считали нас врагами. А уж об этом Укро-ТВ позаботится, оно умеет.

– Ну хорошо, Мариуполь – за федерализацию… А остальные? Ведь не везде же граждане захватывают здания городских администраций. Значит, есть и те, кто доволен новой властью?

– Хунта это самая настоящая, а не власть, – брезгливо фыркает Марина. – Я из Запорожской области родом, из Розовки – это посёлок городского типа. Во вторник, 22 апреля, поехала туда к отцу. Гляжу, а наш посёлок оккупирован киевскими военными. У нас там аэродром маленький есть, раньше на нём «кукурузники» стояли, поля опыляли с них. А сейчас там – 24 БТРа, отец лично насчитал, он пастух, часто мимо ходит со стадом. У нас считается, что Запорожье против федерализации, но это только на бумаге. Народ весь поголовно плюётся и матерится. Я там с детства всех знаю – ни один не выступил за Киев, ни один! И все рассказывают: эти киевские вояки только и бегают в местный магазинчик за бухлом, всю водку в сельпо уже выпили.

– Ой, не пустят тебя теперь на Украину! – подковыривает жену Сергей.

– Да и пофиг! – запальчиво бросает Марина и продолжает. – Розмовляют эти солдаты на чистом западенском. Отца один расспрашивал: что да как, какая обстановка в селе? Отец его спросил: «А вы, хлопцы, видкиля?». Оказалось – из Белой Церкви. Видишь, что делают: специально посылают военных издалека, чтоб им сподручнее, если что, стрелять в народ было.

– Все, кто работает, а не глотки на Майдане дерёт, понимают: наши заводы напрямую зависят от России, – говорит Сергей. – Вот взять наш «АЗОВМАШ». Он выпускал железнодорожные вагоны и цистерны. Основной заказчик – Россия. Вначале сократили треть рабочих, остальным сильно урезали зарплаты.  Наша подруга Таня там работает в отделе контроля качества. Зарплата у неё сейчас 660 гривен. Умножить на три (это курс гривны к рублю у нас теперь) – на руки чуть больше двух тысяч рублей выходит. На эти деньги ей и ребёнку (она мать-одиночка) нужно прожить месяц. А цены на продукты  всего на 30% ниже, чем в России. А в течение двух последних месяцев прошла ещё одна волна сокращений. Короче, сейчас на заводе всего два цеха работают, осталась едва ли треть сотрудников. Кто остался без работы – бегают по городу с целью найти хоть какой-то разовый заработок. Многие уехали к родственникам в деревни. Вообще средняя зарплата в Мариуполе – около 2000 сейчас, а ещё полгода назад было 3000-4000 гривен. Многие снимают жильё, арендовать «однушку» – тысяча… В общем, людям становится не на что жить и нечего есть.

– Вы с собой и вещей-то никаких не забрали… Что было больше всего жаль оставлять?

– Вещи все раздали, мебель сплавили куме… Ничего не взяли, даже зимние вещи не стали брать, чтоб не привлекать внимание. Выезжали на поезде, а там же всех проверяют. Если бы Петро один ехал – на первой станции бы сняли, паспорт-то русский – значит, сепаратист. Чёрт с ним, с барахлом: новое наживём!  А вот сам Мариуполь оставлять до слёз было жалко. Город любимый, привыкли к нему, за семь лет родным стал. Страна – классная, люди – отличные. А творится чёрт знает что! У каждого мариупольца есть родня в России. Думаешь, не обидно слушать им про русских всякую дрянь каждый день по украинскому телевидению?! Неизвестно, что впереди. Курортный сезон, считай, сорван: к нам-то в основном туристы из России ездили. Сейчас им въезд закрыт. Короче, экономика Донецкой области трещит по всем швам… А тут ещё отопление подскочило в цене: газ теперь Россия продаёт без скидок. У нас было – 145 гривен в месяц за двухкомнатную квартиру, в апреле принесли квиточек уже на 198, а это ведь только первая часть подорожания, впереди – ещё две…

– А повоевать за свободу – не хотелось?

– Да какая война… – начинает было Марина, но неожиданно Сергей резко разворачивается:

– Да, хотелось! Ещё и как хотелось! Но – не с моим бы паспортом на баррикады лезть…

– Его бы загребли в первую очередь, – словно оправдывается Марина. – И обвинили бы и в том, что делал, и в том, что не делал, и о чём даже не знал! У нас многие уже уехали, и ещё больше людей говорят: мы бы тоже уехали, если бы было, куда и к кому… До чего довели людей со своей незалежностью… Во всём у них Путин виноват! Двадцать три года живут самостоятельно – а всё им москали мешают! Тьфу! Плохому танцору тоже кой-чего мешает. Стравили народ между собой, гады… Теперь будем понемногу обживаться на новом месте. Работу найдём… Кстати, можно ли мне будет работать в России без гражданства? Наверное, чтобы его оформить, потребуется много времени. До конца учебного года ещё целый месяц. Возьмут ли сына без гражданства в школу? А с оценками как быть? У нас в первом классе оценки никому не ставят! Ещё отправят его в первый класс обратно…

– За меня можно не волноваться, я взрослый! – и Вадька шлёпает босыми ногами по полу, плюхается в кресло рядом с дедом Юрой. – Я только одно не пойму: почему на тех часах – девять, а на моих – восемь? Дед, у тебя часы сломались, наверное!

– Нет, милок, – расплывается в улыбке морщинистое лицо старого казака Юрия Василенко. – Мои часы идут правильно, по российскому времени. На час впереди. И ты давай-ка, переводи свои. По новому времени жить начинаешь – ты в России, парень!

Наталья ЧЕРНОВА

ОФИЦИАЛЬНО

Начальник Управления образования Старооскольского городского округа Наталья Зубарева заверила: у младшего члена семьи Василенко не возникнет никаких проблем с обучением: первоклассника автоматически обязаны принять в школу по месту жительства, для этого не требуется даже прописка на территории округа. Достаточно просто обратиться к директору близлежащей школы с заявлением, и мальчик будет ходить в школу.

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.