Новости Оскола » Blog Archives » Музыка стеклянных образов
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Музыка стеклянных образов

04.06.2014

Впечатления старооскольца от нового спектакля

30 апреля в Старооскольском театре для детей и молодежи состоялась премьера спектакля «Стеклянный зверинец» по пьесе Теннесси Уильямса.

Действие пьесы происходит в Америке в 30-е годы прошлого века. Персонажей всего четверо, трое из них – члены одной семьи. Лаура (Ирина Степанова), закомплексованная девушка-хромоножка, единственное увлечение которой — коллекционирование стеклянных фигурок животных. Том (Петр Бежин, Николай Шестак), ее старший брат, работающий в магазине продавцом, планирует сбежать служить на флот. Их мать, Аманда (Лариса Гурьянова), в прошлом светская львица, муж которой бросил ее с детьми много лет назад, вынуждена жить на средства, зарабатываемые сыном. Она мечтает выдать замуж Лауру, Том мечтает сбежать от занудств матери, Лаура, как и ее стеклянные «друзья», живет в отрыве от реальности и, кажется, не ждет от жизни вообще ничего. Однажды Том приглашает на ужин друга. Так на сцене появляется  Джим (Егор Лифинский, Андрей Горшков). Случайно оказывается, что Лаура еще в школьные годы была безответно влюблена в него, они даже были знакомы. Встреча пробуждает надежду, она растет с каждой минутой, апофеозом становится танец, в котором Лаура уже полностью доверяется Джиму. Но он, внезапно осознав, что играть с таким типажом в кошки-мышки в высшей степени аморально, признается, что обручен. Сердце девушки разбито, мать в отчаянии, она упрекает Тома, чаша терпения которого, наконец, переполняется, и тот «отправляется по стопам отца».

Большинство постановщиков «Зверинца» «строят» на сцене стеклянную коробку, как бы усиливая символическую подоплеку пьесы. Лосев сотоварищи изобрел ход, позволивший действу перейти на совершенно иной уровень:  поскольку о событиях рассказывает моряк, значит, декорациями может быть корабль! Чтобы технически совместить его с квартирой, построили второй ярус в виде палубы, на который помещают Тома в тех случаях, когда он является рассказчиком, а не действующим лицом.

Присутствуя во многих сценах из прошлого, рассказчик в глазах зрителя приобретает некое почти мистическое выражение. Он — бестелесный дух,  ангел-хранитель, но… беспомощный ангел-хранитель! Он все видит, но ничего не может сделать. И это блестяще удается сыграть Петру Бежину.

Невозможно переоценить и работу Ларисы Гурьяновой. Ответственность за дочь – главный жизненный мотив Аманды. Но в то же время существует и Аманда-нарцисс, Аманда-деспот. То есть, видим не плоский, а сложный многомерный образ, дать которому нравственную оценку слету, по ходу пьесы практически невозможно!

Ну и Лаура… Кроме сочувствия ничего этот персонаж вызывать не должен: ни характера, ни талантов, ни достижений. Есть расстройство психики и сублимация всех возможных человеческих чувств в заботу о коллекции стеклянных зверушек.  И потому фантастическая работа Ирины Степановой состоит в заполнении этой пустоты какими-то тонкими характерологическими мелочами, формирующими образ не пустой, а неестественно чистой души. Чистой до состояния стеклянной прозрачности.

Зал не ожидает хэппиэнда. Слишком много всего указывает на то, что приближающаяся развязка будет трагичной. Однако автору, а вслед за ним и режиссеру-постановщику, удается заманить зрителя в ловушку, и вот уже он, зритель, кружится вместе с Лаурой в танце, вот он готов поверить, что счастье возможно, он вместе с ней переживает самый светлый момент в ее жизни, когда она, кажется, в шаге от того, чтобы покинуть свой стеклянный зверинец, перестать быть столь же безжизненной фигуркой, как и его экспонаты. Но это не сказка про Золушку… Все рушится мгновенно, жизнь заканчивается, едва успев начаться. То, что большинство проживает в течение десятков лет, здесь проживается за несколько минут. Это ненормально, неестественно… Но в этом суть персонажа, блестяще сыгранного Ириной! Никаких «заламываний рук» и прочих «спецэффектов». Просто взгляд существа, стеклянная душа которого только что разбилась на мельчайшие осколки, которые не собрать и не склеить. И публика чувствует это. В зале – полно мокрых от слез лиц.

Однако же это еще не конец! Лосев «добивает» и без того потрясенного зрителя! Его рассказчик внезапно сообщает, что это автобиографическое произведение, то есть, Теннеси Уильямс действительно бросил в подобной ситуации свою сестру и страдал от этого всю оставшуюся жизнь. Все очень плохо закончилось в этой истории для сестры – вскоре она попала в дом для душевнобольных и так никогда оттуда не вышла… Зал ошеломлен и подавлен. Но театр – это совершенно необязательно позитив. Театр – это прививка чистотой, и в норме, что в месте «инъекции» некоторое время болит и покалывает. Сопереживания, а не позитива не хватает нашим душам сегодня, через него происходит их очищение. Пусть небольшое, пусть временное, но это как раз то, за чем стоит идти в театр.

Андрей ДУБРОВИН

Рубрики: Городское, Культурная жизнь   |   Наверх

Обсуждение закрыто.