Новости Оскола » Blog Archives » Киоски городу не нужны?
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Киоски городу не нужны?

11.06.2014

Будущее ларьков обсуждали на пресс-конференции

Признаться, услышав эту информацию, не поверили – разве такое возможно? Чтобы человек потратил деньги на покупку и обустройство остановочного комплекса (а это миллиона полтора!), а ему через девять лет сказали: «Аривидерчи!». И ларёк из частной собственности превратился в муниципальную?! Однако наш собеседник настаивал, что именно на таких, в общем-то, кабальных условиях и заключают договоры по остановочным комплексам с предпринимателями в администрации округа. Так до конца и не поверив, мы задали этот вопрос начальнику Управления развития потребительского рынка и защиты прав потребителей. Тем более, повод представился – Владимир Акулов 9 июня встретился с журналистами на пресс-конференции.

— Владимир Николаевич, неужели это правда, что у предпринимателей через 9 лет отнимут ларьки?

— Никто не отнимет. Добросовестные арендаторы и дальше могут торговать. Никто их не будет гнать – себе дороже. Если ларьки на остановках опустеют, в них быстро разобьют стекла, раскурочат, изгадят.

— Но если даже предпринимателей не лишат торгового  места, собственниками они быть перестанут, мы правильно  понимаем ситуацию? Ведь в России действует практика с точностью до наоборот. Арендаторы, к которым нет претензий, имеют первоочередное право выкупа помещений. Почему же в Старом Осколе с предпринимателями поступают по-другому? Кому принадлежит эта идея? Что произошло с теми, у кого срок аренды закончился и не собираются ли пересмотреть условия договора?

— 9 лет не прошло с момента подписания первого договора, — пояснил Акулов. — Предприниматели подписывают его добровольно с ДИЗО. Вложенные деньги  за эти годы окупаются. Мы же при таких условиях можем влиять на тех, кто нарушает закон и, к примеру, торгует пивом. Мы досрочно расторгаем договор. Что, кстати, и произошло после недавнего рейда вместе с полицией. Вообще из 400 ларьков, муниципалитету принадлежат около сотни.

— С 1 июня продажа сигарет в ларьках запрещена. Но ушлые владельцы тут же «нарастили» свои киоски и – вуаля! – теперь они вправе торговать куревом. На павильоны-то это правило не распространяется. И в старооскольских кафе можно свободно затянуться кальяном.

— Да, с кальянами есть проблема, — согласился Владимир Николаевич. — Но это работа полиции и Роспотребнадзора. Впрочем, и мы с себя ответственности не снимаем. Но чтобы мы научилось уважать законы, нужно повышать культуру, а она у нас пока на низком уровне. Что же касается ларьков, если лишить их возможности продавать сигареты, они не выживут (позволим себе усомниться. Киоски, торгующие выпечкой, газетами и журналами как-то ведь выживают. Хотя налоги платят ничуть не меньше — прим. ред.). После запрета на продажу пива, у них рентабельность и так упала (на пиво приходилось до 50% продаж — прим. ред.). Поэтому мы разрешили пристроить торговые залы. Площадь их получилась небольшой – около 3 квадратных метров. Я сам выходил к главе с предложением не лишать ларьки возможности торговать сигаретами (курево — самый ходовой товар в киосках, локомотив торговли. На него приходится не менее 50% в выручке, порой эта цифра превышает и 60% — прим. ред.).

Если честно, забота о павильонах плохо увязывается со следующим шагом – избавить город от киосков. С этим предложением вышла директор одного из деловых изданий округа. И Акулов соглашается, что ларьки уродуют наши улицы и их «потихоньку будем демонтировать». И, по словам Владимира Николаевича, необходимости в них нет. В городе переизбыток торговых площадей. По норме положено 550 «квадратов» на тысячу жителей, а у нас – почти в два раза больше (при этом норм на количество пивных точек на душу населения не существует — прим. ред.). Пройти лишние сто метров до ближайшего магазина – разве это проблема?

— Для здорового человека, может, и не проблема, а для пожилого? — возражаем мы. — И потом, что плохого в развитии торговли? Потребитель от этого только выигрывает. Плюс конкурентная борьба сдерживает рост цен. Если ларьки оскорбляют чей-то эстетический вкус, не разумнее ли их привести к единому знаменателю, оформить в одном ключе. Зачем всех под корень? Торговых площадей много, но большая их часть приходится на промтовары. А магазинов, торгующих продуктами не так много. Особенно шаговой доступности.

— Но товар, который зачастую подаётся в киосках, некачественный. Да и в магазинах полно просрочки, — замечает Акулов.

— Разве из-за этого нужно закрывать ларьки? Не разумнее ли бороться с нарушителями?

— Штрафы никого не пугают. От 2 до 5 тысяч на физлица, от 15 до 20 тысяч на административное и до 200 тысяч на юрлицо – что это за наказание? Продавцу выгодней заплатить эти 2 тысячи и торговать пивом дальше, он эту сумму за день «отобъёт». Да и «административку» ещё попробуй, выбей! Приставы не могут взыскать требуемых сумм.

— Значит, надо выходить на депутатов облдумы – пусть принимают законы, ужесточающие штрафы. Если нужно, в десятки раз.

Дискуссия по поводу ларьков получилась острой. Ведь есть ещё проблема ржавых, не первый год стоящих закрытыми киосков. Вот их бы и демонтировать в первую очередь, но… Управлению торговли (будем называть их по-простому) это не по силам. У него вообще с полномочиями не очень. Чтобы изменить ситуацию и сделать Управление в самом деле грозой нарушителей, им нужно передать функции полиции и Роспотребнадзора. Хотя… и это вряд ли поможет. И у стражей порядка, и у бывшего СЭС руки тоже связаны всяческими «ни-и-и-зя». Проверить магазин самостоятельно? Ни-и-и-зя! Только по письменной жалобе покупателя. Ни-и-и-зя нагрянуть без предупреждения. Выходит, нам «зя» только заключать хитрые договоры на аренду места под киоски?

Впрочем, довольно о грустном. В конце концов, Управление торговли работает. 11 человек умудряются находить контакт со всеми предпринимателями и, насколько это в их силах, контролировать ситуацию. За год составлено более 400 протоколов. Правда, штрафы за ту же несанкционированную торговлю всего 500 целковых. Есть подвижки и с пивом. Если раньше желающие организовать бизнес на пенном напитке выкупали квартиры на первых этажах и без проблем получали разрешение на право торговли, новый зам градоначальника положил конец этой порочной практике. Новых пивнушек, по словам Акулова, в жилых домах больше не будет. Ну а старые придётся терпеть, пока закон не изменится. Скоро торговых площадей на душу населения прибавится. Открывается большой ТЦ (но с маленькой автостоянкой) на месте бывшего «Лунного Света» на юго-западе, ТЦ «Айсберг» в мкр. Надежда, в ноябре распахнёт двери «Макдональдс» на Ольминского (зал на сто посадочных мест даст работу 60 оскольчанам). …За I квартал 2014 года за помощью к специалистам Управления обратилось 779 оскольчан, права большинства защищены. В этом году за ненадлежащий товар клиентам возвращено более 40 тысяч рублей. В основном претензии удаётся урегулировать в досудебном порядке.

Если у вас есть жалобы на сферу торговли и услуг, звоните либо по телефону доверия администрации: 44-59-59, либо к специалистам Управления развития потребительского рынка и защиты прав потребителей: 22-18-33.

Лариса УЬЯНЕНКО

ПОВОД ЗАДУМАТЬСЯ

«Закон о запрете продаж сигарет ущемляет права малого бизнеса и приведет в течение года к закрытию 175 тысяч малых торговых объектов. Учитывая, что в работе каждого объекта занято три–четыре сотрудника — более 500 тысяч человек в стране окажутся безработными», — убеждена координатор коалиции киоскеров.  В основном в ларьках, по данным Союза киоскеров, работают малообеспеченные категории: матери-одиночки, многодетные женщины, люди предпенсионного и пенсионного возраста. Если закрыть даже половину киосков Старого Оскола, на улице окажутся минимум 400 наёмных работников. И 100 владельцев киосков, которые худо-бедно платят аренду и налоги. Или нам теперь деньги не нужны?

Рубрики: Актуально, Городское   |   Наверх

Обсуждение закрыто.