Новости Оскола » Blog Archives » Надежда на село и волонтёров?
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Надежда на село и волонтёров?

02.07.2014

На кого могут рассчитывать беженцы в Губкине

Когда Сергею было два годика, родители увезли его из Губкина на Украину. Кто бы мог подумать, что спустя годы Сергей, сам уже будучи папой, вернётся в город. Да не гостем, а беженцем. С семьёй Ивановых мы встретились в общежитии на ул. Фрунзе, 4. Аня и Сергей пришли сюда за одёжкой и обувкой для двухлетнего Владислава. Остальное – спасибо приютившим родственникам! – пока есть.

– В Северодонецке (Луганская обл.) мы бросили всё: квартиру, работу. Блок-пост, через который проехали, через полчаса расстреляли, – рассказывает Анна. – В мирной жизни мы таксовали, а когда началась война, решили выбираться на родину мужа. Конечно, хочется вернуться, но, наверное, всё же будем оформлять гражданство в России. Продать квартиру в Северодонецке нереально – она практически обесценилась. Никто не хочет покупать жильё там, где его можно лишиться в одночасье. Счастье, что нашлись люди, готовые помогать тем, у кого ничего не осталось!

«Люди, готовые помогать» отмахиваются от слов благодарности – ни к чему это.

– Понимаете, мир сейчас очень нестабилен: такая беда может случиться с каждым, – говорит волонтёр Аня. – Разве думали беженцы, что у них будет война, что им негде будет жить, нечего есть, что они станут не нужны своей стране? Конечно, не все готовы помогать беженцам. У кого-то свои заботы: кредиты, болячки, стройки, люди не видят ничего вокруг. Но многие откликаются. Посмотрите, сколько всего губкинцы принесли за пять дней?

Длинный коридор общежития заставлен: чемодан с крохотными ботиночками и сандаликами, вешалки с новыми джинсами, куртками, мешки с детской одеждой. В комнатке, выделенной волонтёрам администрацией – стопками постельное, ряды банок с помидорами, огурцами, компотами. Замечаю, что в Старом Осколе принимают только магазинную консервацию. «Мы – не администрация, поэтому не стеснены никакими рамками», – объясняет координатор Марина. В длинном вечернем платье с глубоким декольте, она посреди общаги кажется инородным телом. Как будто девушку выдернули с праздника и поместили в эту дыру. Позже выясняется, что почти так оно и есть. Марина – ИП, занимается организацией и проведением праздников. Разбитная и пробивная, именно она и про комнату в общаге вызнала, и в администрацию насчёт неё ходила договариваться. Такая, если надо, горы свернёт. И она сворачивает. За пять минут – и это не преувеличение – находит жильё «новеньким беженцам», оперативно пристраивает на работу «стареньких» – тех, с кем знакома неделю.

Марина, Ксения, Диана, Анна, её муж Андрей – все они сначала помогали беженцам порознь, а потом через Интернет обнаружили друг друга и объединили усилия. Закон синергии сработал! Им удаётся сделать больше, чем заорганизованным государственным и иным структурам. «К нам “Красный крест” обращается, мол, нельзя ли у вас разжиться стиральным порошком, а то беженцам дать нечего, – говорит Марина. – В соцзащиту ходили, там тоже помочь ничем не могут. Ну что ж, мы теперь сами многим можем людей обеспечить. Ещё и “Красному Кресту” подбросим».

– Но деньгами мы не занимаемся. Если кто хочет помочь финансово, связываем их с беженцами напрямую, – добавляет Андрей. Высоченный, под метр девяносто, в плечах – косая сажень – таким место в тренажёрном зале, а не в пункте приёма «гуманитарки». Под спортивным костюмом виднеется оловянный крестик на шнурке. Андрей – тоже ИП. Они все здесь ИПэшники, мелкий бизнес. Никто как сыр в масле не катается, но не помочь гонимым войной считают невозможным. Не по-божески, не по-людски это. Губкинские волонтёры не занимаются абсолютным добром, чтобы всем было счастье. Работают с конкретными семьями, конкретными людьми и помощь оказывают адресно. На стене – списки: кому и что нужно. В руках Ксении – журнал: кому что выдано, в каком количестве, когда. Под их патронатом 20 семей – 60 человек. Но каждый день добавляются новые. Проблема №1 – найти жильё. №2 – оформление документов. И если с квартирами вопросы решаются быстро: люди и цены снижают на аренду, и дома бесплатно предоставляют, с документами не всё так просто.

– Подать документы на одного стоит 500 рублей. На семью – полторы тысячи. У беженцев порой таких денег нет, – говорит Марина. – А ксерокопия в паспортном столе – 9 рублей! Звоню туда: почему так дорого? По городу в три раза дешевле! Неужели нельзя для беженцев сделать бесплатно или по номиналу? А мне отвечают: бесплатно нельзя, но если вы принесёте нам бумагу… Ещё момент. Почему-то фото для документов разрешают лишь те, что сделаны непосредственно в самом паспортном столе, а если в другом месте – не принимают (хотя сделанные по стандарту фотографии принять обязаны). Но, позвольте, у вас почти в два раза дороже! А у беженцев каждая копейка на счету. Неужели нельзя по-человечески подойти?
Но администрации спасибо за оперативное решение других вопросов. А ещё чиновники лично помогают. Кто деньгами, кто жильём. Берут списки нуждающихся и вперёд!

По официальным данным, в Губкинском округе 109 беженцев. Гуманитарную помощь они могут получить на ул. Ленина, 4 («Красный крест») и на ул. Кирова, 6а («Центр соцобслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»). В округе три пункта временного размещения беженцев: в лагере «Лесная сказка», гостинице «Лебедь» и центре реабилитации для детей и подростков. Но в «Лесной сказке» сейчас лагерные смены и украинцев там примут не раньше осени. В гостинице вопрос с финансированием пока решается, в социально-реабилитационном центре смогут расположиться лишь семеро детей. Так что основная надежда на сёла. И именно оттуда много звонков по размещению беженцев. Там им готовы предоставить и крышу над головой, и работу. Что же касается работы, в Центре занятости есть 800 вакансий. Но устроиться люди смогут только после оформления необходимых документов. Все украинские школьники в новом учебном году смогут пойти в губкинские школы. По детсадам вопрос рассматривается.

Пока волонтёрам удаётся поддерживать беженцев, но если их поток увеличится, силами одних добровольцев проблему не решить.

Лариса УЛЬЯНЕНКО

Рубрики: Актуально, Общество   |   Наверх

Обсуждение закрыто.