Новости Оскола » Blog Archives » Неэффективная эффективность
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Неэффективная эффективность

09.07.2014

Требования Минобрнауки к филиалам вузов сомнительны и непонятны

«Нынешние выпускники школ, к сожалению, совершенно не подготовленные. Очень слабые. На мой взгляд, потому что в 10 и 11 классах натаскивают на ЕГЭ. А ЕГЭ – это, по сути, шаблон. При таком подходе не нужны гибкость мышления, точка зрения, умение работать самостоятельно. До чего доходит? Ребята боятся сдавать ЕГЭ по физике, информатике, химии. Но именно они необходимы для поступления на технические специальности! Страх перед ЕГЭ – вот что движет школьником, и, естественно, ни о каких стремлениях к знаниям речь не идет.  Но школы ведь выпускают не роботов! Каждый должен иметь право на ошибку и своё мнение», — рассказывает директор Губкинского филиала БГТУ им. Шухова Виктор Уваров (на фото в центре).

Многие в нашей стране не понимают, зачем было ломать то, на что сегодня ориентируются Швеция и Финляндия? Пойдя по стопам советского обучения, они стали флагманами всего лучшего, что есть в образовании. Мы же переняли сомнительный опыт США, которые, кстати, отказались от тестовой системы. Отсюда слабость и неподготовленность выпускников.

«Весь первый семестр в вузах – не получение знаний, а адаптация. На фоне того, что вместо пятилетнего специалитета ввели четырёхлетний бакалавриат, на подготовку специалиста остаётся 1,5–2 года. Спрашивается: какие специалисты получатся за столь короткий срок?» — похоже, нынешняя ситуация в образовании Виктора Михайловича не радует. Прибавьте сюда пресловутую «эффективность вузов», из-за которой последние два года университеты сидят, как на пороховой бочке.

Собственно, и поводом для встречи с Уваровым послужила эта самая эффективность. Только не вузов, а их филиалов. «Вы написали, что Минобрнауки рекомендовало закрыть наш филиал, а это не так», — позвонил в редакцию Виктор Михайлович. «Как же! – возразили мы. – Есть перечень филиалов, рекомендованных к реорганизации, и письмо Минобрнауки есть. Или не так?» «Так-то оно так, только письма эти не публичные, их два, но цитируют почему-то только одно. И вообще, всё гораздо сложней, чем кажется»…

Главная сложность, по мнению многих аналитиков в том, что Министерство в своих требованиях уравняло филиалы и головные вузы. Получилось, провинция должна иметь и уметь всё то, что есть в головном вузе. При таком подходе требованиям эффективности не смогли соответствовать многие филиалы.

«Давайте посмотрим, как ситуация выглядит на практике, — предлагает директор Губкинского филиала БГТУ им. В.Г. Шухова. – Берём показатель эффективности «Научно-исследовательская деятельность». Ежегодно наши преподаватели выпускают монографии, научные труды – какой филиал может этим похвастаться? Мы – можем. Но это не принимают во внимание. Далее: «Международная деятельность». Согласно критериям эффективности, в филиале и головном вузе должно учиться не менее 1% иностранных студентов. Но иностранцы едут учиться в крупные города, а не провинцию. Кстати, в большинстве филиалов нет общежитий. Четвёртый пункт – «Финансово-экономическая деятельность». Если головные вузы могут получать гранты, закон позволяет им создавать малые инновационные предприятия, филиалы этих возможностей лишены. Если захотим зарабатывать столько, сколько обозначило Министерство, придётся сильно увеличить плату за обучение. Пятая позиция: «Инфраструктура». Да, своих площадей у нас не хватало для выполнения данного показателя. Для занятий физкультурой и спортом мы заключили договоры аренды с бассейном «Дельфин» и Дворцом спорта «Кристалл». Однако это снова не пошло в зачёт.

Впрочем, даже при таком положении вещей, филиал БГТУ им. Шухова преодолел три показателя из семи возможных. А с нового учебного года ситуация в корне изменится. Мы покидаем здание бывшего детсада на ул. Добролюбова, и переезжаем в четырёхэтажное на ул. Дзержинского. Это сразу решит проблему площадей».

…Думается, нельзя подходить к филиалам с теми же мерками, что и к головным вузам. Мониторинг показывает, что Губкинксий филиал «Технолога» – один из лучших филиалов области, но почему-то рейтинг  эффективности это не учёл. По словам Виктора Михайловича, за 16 лет филиал добился многого. Не поэтому ли в Губкине из 600 выпускников школ, ежегодно около 100 поступают в «Шуховку»? «Наши выпускники востребованы в Старом Осколе и Губкине. 70 % старшекурсников филиала уже работают. За программистами выстраивается очередь, — говорит Уваров. — Озвучу такой факт: в Губкинском центре занятости сейчас выпускники филиала БГТУ на учёте не состоят. Да, не все идут работать по специальности, но за бортом никто не остаётся. Мы не готовим специалистов «модных» профессий, а выпускаем тех, кто реально нужен рынку».

37-летний кандидат технических наук и доцент мягко улыбается так, как умеет это делать старая интеллигенция: «Ну, что, теперь вы не будете нас рекомендовать к закрытию?». Мы – нет. Главное, чтобы Минобрнауки сочло доводы убедительными и пересмотрело свои сомнительные требования.

Лариса УЛЬЯНЕНКО

КСТАТИ

Во время ЕГЭ в Белгородской области у 21 выпускника аннулировали результаты сдачи экзамена. Школьники поплатились за телефоны, шпаргалки, вынос контрольно-измерительного материала из аудитории и размещение снимков КИМ в Интернете.

В ТЕМУ

МИСиС – лучший?

Требованиям эффективности в Белгородской области не смогли соответствовать все филиалы, кроме МИСиС. Помятуя, что нынешний начальник Минобрнауки вышел именно из этой альма-матер, было бы странно, если бы МИСиС оказался в числе аутсайдеров. Впрочем, сами студиозусы МИСиС говорят, что вуз очень сильный и не удивительно, что он попал в лидеры среди филиалов. В целом же по стране из 860 филиалов более 50% не удовлетворяют критериям Министерства.

P.S. Результаты мониторинга эффективности деятельности вузов за 2013 год можно посмотреть на сайте http://miccedu.ru/monitoring/.

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.