Новости Оскола » Blog Archives » 40 лет — в одном альбоме
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

40 лет — в одном альбоме

23.07.2014

Огромный, роскошно изданный фотоальбом  «В объективе — жизнь» чуть не сорвал рабочий день в нашей редакции. Ведь это не та книга, которую можно пролистать «по диагонали» и равнодушно поставить на полку. Тут всё наоборот: переворачиваешь последнюю страницу, и тут же хочется снова открыть первую. Это не просто фотографии, это живая, дышащая история нашего города, его людей, его героев — строителей и металлургов.

sm2

40 лет создавалась эта летопись. И начиналась она с кадров строительства ОЭМК. Вернее, с фотографий полей, на которых сегодня ещё растут колосья и пасутся коровы, а завтра взметнутся вверх огромные корпуса комбината, благодаря которому тихий уездный городок станет современным промышленным центром.

sm1

В 1975 году Василий Смотров переехал в наш город из Воронежа. И никогда об этом не жалел!

Василия Смотрова, автора альбома, в 1975 году пригласил переехать из Воронежа Александр Бабенко, тогдашний директор ПСМО ЭМС именно с целью пошагово, до мельчайших подробностей запечатлеть рождение металлургического гиганта. Этому событию посвящена первая часть книги. Но Василий Матвеевич был и остаётся настоящим художником, творцом, любящим людей и природу. Поэтому в книге не только история комбината, но и всего нашего края — портреты, пейзажи, жанровые зарисовки.  И, конечно же, поражает качество снимков, удивительная чёткость, контрастность. Неужели Смотрову в те годы удалось разжиться какой-то суперкачественной, как сейчас говорят, навороченной, техникой?

— Что вы! — машет рукой мастер. — В советское время невозможно было достать  хорошую аппаратуру и расходные материалы. В плане технического оснащения мы были в очень стеснённых рамках. Об импортной камере можно было только мечтать. Отечественные «Зениты» — вот и всё, что могли себе позволить. Казённых аппаратов, кстати,  у меня никогда не было, всегда собственными снимал. Но той же скромной отечественной камерой можно добиваться отличных результатов. Зная её возможности, использовать их по максимуму. Никудышный снимок можно и супераппаратом сделать, всё зависит оттого, в чьих он руках.

— Сегодняшняя молодёжь не поймёт, каким адским был труд фотографа, работающего «в поле». Сколько километров вы протопали и в жару, и в мороз…

— Дело не только в этом. Фотографировать тогда — это не просто на кнопку нажать, как сейчас. Нужно самому определять выдержку и диафрагму,  пользоваться экспонометром, фокусировать вручную. Попробуй при этом оперативность соблюсти! Потом, ты снимаешь вслепую, проявил плёнку, видишь: вот тут передержка, вот тут недодержка…

Беда была и с отечественными фотоматериалами — качество ниже среднего. Мне удалось найти свои каналы и покупать за свои деньги лучшую в СССР плёнку. Это была специальная плёнка для аэрофотосъёмок. Бобины по 300 метров и отдавать за них надо было по 300 рублей. Зато одной на целый год хватало!

— И как вы эти 300 метров в фотоаппарат заряжали?

— Очень просто: наматываешь на катушку, режешь. В полной темноте, разумеется. Эта плёнка тоже не совсем подходящая для обычных съёмок, у неё повышенная контрастность, но я экспериментировал и подобрал такой режим обработки, что качество было на порядок выше. Я не мог довольствоваться мутными кадрами без прорисованных деталей, слишком масштабная задача стояла. Да и для себя всегда хочется сделать идеальный снимок, чтобы даже потомкам было понятно, как мы жили.

— Я помню, снимки тогда ещё и ретушировали…

— В обязательном порядке! Иголочкой или скальпелем процарапывал, если какие-то детали сливались, или, наоборот, тушью подрисовывал. Грубая работа, конечно, но при уровне полиграфии тех лет нужно было именно так. Фотошопов не было!

— А когда у вас современный фотоаппарат появился?

— Где-то в середине 90-х смог позволить себе уже более-менее приличный японский купить, с цветом начал работать. Но чёрно-белые фотографии всё равно больше люблю.

— Альбом вышел благодаря технической и финансовой поддержке ОЭМК. Но там же не только про комбинат.

— Слава Богу, что нашлись люди, которые понимают: автор не для своей прихоти лютики-цветочки фотографирует. Всё, что собрано в книге – это и история, и для души.

Беседовала Лариса ЧАЩИНА

sm11

А это снимок с первой страницы первого номера газеты «Оскольские новости»,
1 июня 1991 года

sm10

Добрый старец, протоиерей отец Владимир

sm7

Русалка

sm6

sm5

sm3

В объектив мастера попал и Владимир Путин, приехавший на празднование
55-летия победы в битве на Курской дуге

sm9

sm4

Сельский пейзаж в юго-западной части города. Сентябрь 1975  года

sm8

Рубрики: Наш человек   |   Наверх

Обсуждение закрыто.