Новости Оскола » Blog Archives » Неэффективная эффективность
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Неэффективная эффективность

13.08.2014

Требования Минобрнауки к филиалам вузов сомнительны и непонятны

Система образования в России находится в постоянном процессе реформирования. С моей точки зрения, каждая реформа должна иметь свои четко определенные цели и задачи. Мы должны представлять и видеть, что должно получиться в итоге. Сегодня реформы идут стихийно и мы до сих пор не можем представить то, что должно получиться в финале.

Система образования формируется годами. И кому, как не нашей стране гордиться богатым педагогическим опытом, который имел ошеломляющий успех. Зачем рубить под основание это могучее дерево, если можно, да и разумнее, привести в порядок его крону, подкормить корни… Думаю, каждому понятно, какой будет эффект.

К сожалению, в России так не получается. Мы отрицаем все, что было ранее, и пытаемся вырастить новое дерево на песчаной почве. Так в результате нынешние выпускники школ практически лишены гибкости мышления, своей точки зрения, умения работать самостоятельно, а процесс обучения в выпускных классах сводится к подготовке и натаскиванию к сдаче ЕГЭ – некоторого шаблона. Вот почему дети боятся быть индивидуумами. Страх перед ЕГЭ – вот что движет школьником в реальности, и естественно, не о каких стремлениях к знаниям речи и не идет.
Ребята боятся сдавать ЕГЭ по физике, информатике, химии, а именно они необходимы для поступления в вуз на технические специальности и направления подготовки. И это происходит на фоне нехватки технических специалистов в стране.

Первый год обучения в вузе уходит не на получение знаний, а на адаптацию на фоне того, что в связи с введением бакалавриата срок обучения сокращен на один год. Спрашивается: какие специалисты получатся за столь короткий срок? – нынешняя ситуация в образовании директора губкинского филиала БГТУ  им. Шухова явно не радует. Прибавьте сюда пресловутую «эффективность вузов», из-за которой последние два года университеты сидят, как на «пороховой бочке».

Собственно, и поводом для встречи с Виктором Уваровым послужила эта эффективность. Только не вузов, а их филиалов. «Вы написали, что Минобрнауки рекомендовало закрыть наш филиал, а это не так», – позвонил в редакцию Виктор Михайлович. «Как же! – возразили мы. – Есть перечень филиалов, рекомендованных к закрытию, и письмо Минобрнауки есть. Или не так?» «Так-то оно так, только всё гораздо сложней, чем кажется». Главная проблема, по мнению руководителей многих университетов, в том, что Министерство в своих требованиях уравняло филиалы и головные вузы. Получилось, что филиалы должны иметь и уметь всё то, что есть и на что способны большие головные вузы.

К примеру, большинство филиалов ограничены в возможности увеличения значения показателя «Международная деятельность», так как он базируется на численности иностранных студентов. Это связано с тем, что филиалы, как правило, располагаются в населенных пунктах, являющимися не привлекательными для иностранных студентов. А так же с тем, что большинство филиалов не имеют общежитий, а значит, возможностей для предоставления им места жительства.
При проведении мониторинга эффективности деятельности высших учебных заведений за 2013 год, результаты которого имеются в свободном доступе сети Интернет (http://miccedu.ru/monitoring/), Губкинский филиал БГТУ им. В.Г. Шухова преодолел три показателя из семи возможных. После публикации официальных результатов мониторинга были предприняты меры по оптимизации деятельности филиала с целью повышения его эффективности. На основании распоряжения правительства Белгородской области филиалу передается новый 4-этажный учебный корпус с общей площадью, превышающей имеющуюся у филиала в два раза.

Филиал активно ведет работу по расширению направлений подготовки, по которым специалисты востребованы на Губкинской территории. Так, в 2013 году он получил лицензию на четыре новых направления подготовки бакалавров, набор абитуриентов на которые стартовал в 2014 году. Здесь стараются готовить специалистов, которые востребованы в Старом Осколе и Губкине. 70% старшекурсников филиала уже работают. За программистами выстраивается очередь. «В губкинском центре занятости наши выпускники на учёте не состоят, – говорит Виктор Уваров.  – Да, не все идут работать по специальности, но за бортом никто не остаётся. Мы не готовим специалистов модных профессий, мы выпускаем тех, кто реально нужен рынку».

Эффективность деятельности и результаты оптимизации показателей мониторинга Губкинского филиала БГТУ им. В.Г. Шухова по рекомендации Министерства образования и науки РФ были рассмотрены на Ученом совете головного вуза, где принято решение о продолжении приема абитуриентов в Губкинский филиал в 2014 году.

37-летний кандидат технических наук и доцент Уваров мягко улыбается: «Ну, что, теперь вы не будете нас рекомендовать к закрытию?». Мы – нет. Главное, чтобы Минобрнауки сочло доводы убедительными и пересмотрело свои сомнительные требования.

Лариса УЛЬЯНЕНКО

В ТЕМУ

Из стен Губкинского филиала БГТУ им. Шухова вышло много известных в Губкине и Старом Осколе людей. Они работают в администрации, на Лебединском ГОКе, ОЭМК, КМАруде, в банках. Нынешним выпускникам ещё только предстоит доказать, что пять лет в «технологе» они провели не зря.

ЦИФРА

Во время проведения ЕГЭ в Белгородской области у 21 выпускника аннулировали результаты сдачи экзамена. Школьники поплатились за телефоны, шпаргалки, вынос контрольно-измерительного материала из аудитории и размещение снимков КИМ в Интернете.

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.