Новости Оскола » Blog Archives » «Старый клён стучал в окно…»
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

«Старый клён стучал в окно…»

13.08.2014

Нешуточные баталии разгорелись вокруг вырубки насаждений

В конце июля во дворе дома №18 в мкр. Студенческий спилили старый клён.

– Более четверти века назад я его посадил, — рассказывает Альберт Артёменко, и голос сурового мужчины предательски дрожит. – Когда мы в этот дом заселялись, с пацанами вместе озеленяли наш двор, следили, чтоб ни одну веточку никто не поломал. Выросли наши красавцы на загляденье: во дворе уют, в самые жаркие дни – прохладно, от ветра и пыли нас деревья защищали верой и правдой. А в этом году, как сговорились, начали пилить вокруг дома деревья одно за другим. Ладно, спилили иву: она изнутри гнить начала. Ладно тополь: он, хоть и не по своей воле, но всё-таки засох: сосед, злыдень, всю кору ему снизу ободрал: темно ему, видите ли, было… Но клён-то за что?! Неужели нельзя было просто спилить разросшиеся ветки, если уж они в окно лезли той женщине, что в наше ЖЭУ писала заявку?

Виновница горя Альберта Александровича, увидев корреспондента с фотоаппаратом, тут же озвучила свою позицию, высунувшись из окошка:

– И отлично, что спилили! Мне здесь темно, а у соседки Ани и вовсе в ванной сырость от твоих деревьев. Мне ветки прямо в комнату лезли – кому ж такое понравится?

– Да ведь жарко же будет людям, – попытался в очередной раз воззвать к голосу разума Альберт Александрович. – А если сырость в ванне – при чём здесь деревья? Вентиляцию ремонтировать надо, и проветривать почаще.

– Пускай кому надо, кондиционеры вешают, – отпарировала его собеседница. – Я пенсионерка, и то могу себе позволить, вот и другие пусть раскошеливаются. А без солнца всю жизнь жить, как в пещере, я не хочу и не буду!

– Такие как вы, всю планету в пустыню превратить готовы, лишь бы вам было хорошо! – сорвался мужчина.

– И очень хорошо, что будет пусто! – злорадно заявила его соседка. – Хоть куда жалуйся, а я и остальное всё спилю!

С победным треском захлопнув оконную раму, женщина прекратила беседу. Альберт Александрович лишь развёл руками:

— Что же нам делать: тем, кто не хочет, чтобы деревья вырубали? Куда ни кинь – закон, получается, на стороне тех, кто готов уничтожить вокруг всё живое. Не буду скрывать: мне жаль своего труда, ведь каждое дерево во дворе посажено нашими руками. Но дело не только в этом. У нас каждый, что хочет – то и творит. Помните, наверное, как некоторое время назад бывший глава хотел в парковой зоне в соседнем микрорайоне лыже-роллерную трассу устроить? Мы, несколько человек, буквально дежурили тогда у деревьев, сменяя друг друга. Под снегом, под дождём стояли сутками. Чуть уйдёшь погреться – звонят: бегите быстрее сюда, ребята, опять приехали пилить! Мы опять бегом туда, даже промокшие ботинки сменить не успеваем. Слава богу, отстояли парк! Не успели вздохнуть спокойно — опять беда: в лесу на Лебединце кому-то взбрело в голову просеку сделать, чтобы к новому кафе было удобнее добираться. Глядим – батюшки-светы, совершенно здоровые молодые дубки красной краской помечены: на вырубку, значит… Мы скорей за дело: кто краску со стволиков стирает, кто пишет и звонит во все инстанции, кто коммунальщиков с пилами поджидает, чтоб не пропустить. Что-то удалось спасти, что-то нет… И никто не понёс наказания за то, что уничтожил здоровые деревья! А теперь и у нас во дворе то же самое. Пилят здоровые, не аварийные деревья – и крайних не доищешься. Неужели никому и впрямь нет дела до того, что наши внуки будут жить в пустыне?

Владимир Зинченко, начальник отдела экологического мониторинга Управления по экологии, природопользованию и охране окружающей среды Департамента безопасности Старооскольского городского округа, комментирует ситуацию так:

– Могу заверить, что ни одно дерево, которое можно сохранить, не было спилено. Наши специалисты совместно с сотрудниками СГМПО КХ осматривают деревья, на спил которых подаются заявки из ЖЭУ и ТСЖ. Сейчас нами рассмотрено около 6000 таких заявок,  а разрешения выданы менее чем на 1500 – то есть, фактически каждое четвёртое дерево нам удаётся отстоять. В большинстве случаев мы рекомендуем ограничиться санитарной обрезкой. Но бывает, иначе решить проблему нельзя: в тех случаях, когда дерево сухое, больное, если оно растёт ближе, чем 5 метров от фундамента здания, если угрожающе кренится либо в сторону зданий, либо – к проезжей части, если растёт над проложенными коммуникациями. Тогда остаётся только пилить… Однако в актах мы обязательно указываем: дерево разрешается убрать, но – обязательно с последующим восстановлением. Это значит, что взамен спиленного сотрудники ЖЭУ обязаны высадить молодое деревце.

Но что же делать, если противники и сторонники деревьев под окнами не желают идти на компромиссы? Например, одна сторона конфликта считает, что дерево под окнами не очень-то и мешает, максимум, что требуется – спилить ветки, которые стучат соседям в окна, другая же категорически не желает жить всю жизнь без солнечного света в окошках. В подобных случаях Владимир Зинченко рекомендует членам ТСЖ или ЖЭУ собраться и решить проблему голосованием. На чьей стороне окажется численный перевес – те и победили… К сожалению, подобные процедуры не являются обязательными, а было бы неплохо: сколько конфликтов удалось бы уладить мирным и законным путём, без сдирания коры со стволов беззащитных зелёных великанов, без ругани, оскорблений и многодневного противостояния с работниками
СГМПО КХ… Впрочем, директор этого предприятия Сергей Куц уверяет, что до серьёзных разборок дело доходит крайне редко:

– В среднем каждый месяц мы выпиливаем от 220 до 250 аварийных деревьев. Чаще всего жители единогласны в своих просьбах убрать то или иное дерево или спилить засохшие ветки. Но бывают и спорные ситуации. Тогда применяем методы убеждения, приводим примеры из жизни. И проблема решается мирным путём. Хотя была у нас пара случаев, когда пришлось вызывать на помощь полицию: настолько агрессивно вёл себя защитник окружающей среды. А когда полицейские прибыли на вызов, выяснилось, что самостийный «эколог» им известен очень хорошо, и не только им, а ещё и врачам-психиатрам. Разумеется, аварийное дерево мы спилили: нельзя, чтобы из-за чьей-то прихоти пострадали другие люди.

Известны и противоположные случаи: по всем существующим нормам и правилам дерево пилить нельзя! Тогда некоторые неуёмные горожане берут дело в свои руки: вооружаются топорами, пилами, поливают кроны деревьев гербицидами из окон. Запомните: все подобные действия  противозаконны, и в случае уничтожения дерева за вандалов возьмётся полиция. Сотрудники лесного хозяйства установят сумму нанесённого ущерба, и горе-лесорубам придётся выплачивать немаленькие штрафы.

– Озеленение, сохранение существующих насаждений – наша основная задача, – подчёркивает Владимир Зинченко. –  Для этой цели «Зеленстрой» ежегодно выделяет саженцы, да и неравнодушные горожане не остаются в стороне: кто из леса, кто с дачи везёт деревца, высаживает на пустырях и во дворах. Но если коммунальщики сажают деревья согласно существующим санитарным нормам, жители города зачастую действуют как бог на душу положит. Не стоит заниматься самодеятельностью, пожалейте свой труд: ведь если окажется, что саженцы посажены не по СНИПам, их тоже придётся пилить. Если очень хочется озеленить свой двор, зайдите для начала к нам, в отдел экологии. Наши сотрудники осмотрят место и подскажут, куда можно посадить деревце, чтобы оно радовало вас, ваших детей, внуков и правнуков долгие годы.

Наталья ЧЕРНОВА

Рубрики: Городское, Общество   |   Наверх

Обсуждение закрыто.