Новости Оскола » Blog Archives » Приехали поклониться
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Приехали поклониться

21.08.2014

К великомученику Онуфрию Старооскольскому едут со всего мира

Верующим жителям нашего города хорошо известен низенький неприметный дом на улице Пролетарской. В этом скромном домишке несколько лет жил священнослужитель, слава о котором шагнула далеко за пределы Старого Оскола. Архиепископ, иеромонах, священномученик, в лихие сталинские годы помогавший сохранить свет истинной веры в людских сердцах, отец Онуфрий пользовался заслуженной любовью прихожан и вызывал почтение у представителей власти.

on2

on1

on6

В минувший четверг дом-музей старооскольского священномученика посетили 25 паломников из храма Новомучеников и Исповедников Российских, построенного на территории бывшего полигона НКВД в Бутове.

on3

on4

— С 2007 года прихожане нашего храма и священнослужители из Русской Зарубежной Церкви совершают ежегодные паломничества по местам, связанным с репрессиями православных христиан в XX веке, — рассказал глава делегации, настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских протоиерей Кирилл Каледа. — По благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 2007 году, в год семидесятилетия начала массовых расстрелов на Бутовский полигон из Соловков был доставлен большой поклонный крест. Этот крест прошёл водным крестным ходом от Соловков до Москвы. Крест, который вы видите у меня в руках – «младший брат» того поклонного креста, эта святыня побывала с нами во многих скорбных местах на территории бывшего СССР.  Прежде всего, мы посетили Левашовскую пустынь, где в 1937-1938 годах было захоронено, по некоторым оценкам, около сорока тысяч человек. Побывали в Лодейном Поле, на Онежском озере, где также были массовые расстрелы, ездили на Украину и в Сибирь. В этой нашей поездке мы уже посетили Тулу, Орёл, Курск и Белгород, а после того, как почтим память владыки Онуфрия, архиепископа Старооскольского, отправимся в Воронеж, а затем — в Москву.

on7

— Отрадно видеть, как бережно хранят православные Старого Оскола всё, что связано с жизнью священномученика Онуфрия, — сказал диакон Владимир, священнослужитель храма Воскресения Христова, расположенного во французском городе Медон. – Мы с матушкой не в первый раз принимаем участие в паломничестве, но здесь у вас  — совершенно особая атмосфера. Не чувствуется скорби, лишь любовь. Ведь всё в этом старом домике осталось таким же, как было при жизни отца Онуфрия, словно дух его незримо до сих пор витает в этих стенах и благословляет каждого, кто приходит к нему в гости.

Отец Онуфрий отличался ревностным служением Христу и стойкостью в вере. Несмотря на все лишения, в самые тяжёлые для православных годы, когда за один только крест на шее человек мог оказаться за решёткой и даже лишиться жизни,  иеромонах открыто исповедовал и защищал свою Веру, укрепляя души прихожан. Вот как пишет о нём настоятель храма в селе Кунье, отец Владимир Русин, автор книги о священномученике Онуфрии:

«За три с небольшим года его святительского служения на старооскольской кафедре почти полностью было побеждено обновленчество (церковный раскол, инициированный советской властью с целью уничтожения Православия). В декабре 1929 года, когда владыка приехал в Старый Оскол, новообразованная епархия насчитывала всего два десятка православных приходов. Но уже к Светлому Христову Воскресению 1930 года в лоно Русской Православной Церкви из обновленческого соблазна вернулся 141 храм. Само появление в наших краях епископа дало мощный импульс к духовному пробуждению после десятилетия смут, расколов и агрессивной антирелигиозной пропаганды. К слову, уже приносившей свои гнилые плоды. Епископу разрешили служить лишь в Богоявленском соборе и строго-настрого запретили куда-либо выезжать из города. Тем не менее, он вполне успешно управлял своей епархией. Не имея епархиальной канцелярии, всех посетителей принимал в маленькой комнатке на улице Пролетарской, в которой жил».

В марте 1933 года преосвященный Онуфрий был арестован в очередной раз. В заключении владыка пробыл всего три месяца, однако после освобождения возвращаться в Старый Оскол ему было запрещено. В июне того же года он начал служить на Курской кафедре. А ещё через два года – очередной суд и ссылка на Дальний Восток, откуда отцу Онуфрию уже не суждено было возвратиться. Последнее письмо от владыки его родные получили в 1937-м, вскоре после того, как нарком внутренних дел СССР отдал приказ об уничтожении священства, находящегося в лагерях и тюрьмах. Долгое время судьба архиепископа оставалась неизвестной. Лишь в 1990 году удалось выяснить, что заключённый Антон Максимович Гагалюк (имя иеромонаха Онуфрия в миру) был расстрелян 1 июня 1938 года вместе с ещё  шестнадцатью священниками и церковнослужителями.

В том же 1990-ом он был реабилитирован светскими властями и причислен к лику святых Церковью. Во имя священномученика Онуфрия освящены престолы в Знаменском кафедральном соборе Курска, в Спасо-Преображенском соборе Губкина и в Александро-Невском кафедральном соборе Старого Оскола. Митрополитом Никодимом Харьковским и Богодуховским составлено его житие.

Наталья ЧЕРНОВА

Ещё при жизни архиепископ Онуфрий, известный своей праведной жизнью, был прославлен своей прозорливостью и способностью по воле Божией исцелять недужных. Сохранились воспоминания тех, кто лично был знаком с владыкой, присутствовал на его проповедях и был свидетелями этих чудес.

«В зимнее празднование иконы Божией Матери «Знамение» моя сестра (на два года старше меня) сильно болела. Мать пришла к Владыке вся в слезах: «Владыка, Клавочке совсем плохо с глазками, совсем не может поднять глаза». Владыка сказал: «Сегодня будет всенощная, помазание, возьмите с собой ватки. Вы помолитесь, и я тоже помолюсь». Когда мама подходила под елеопомазание, он намочил ее ватку маслом. Мама помазала Клаве глаза. С тех пор они у нее никогда не болели до сего времени; она до сих пор жива.

Однажды на службу в соборе привели причащать бесноватую. Её держали семь мужчин и не могли удержать. Когда Владыка вышел из Царских врат, он взял Чашу в левую руку, а правой благословил женщину, положил ей руку на голову, и она спокойно причастилась. Это ясно запечатлелось в моей памяти. Отошла она от Чаши спокойной, не проявляя никаких признаков болезни», — вспоминала Вера Степанова, хорошо знакомая с архиепископом в детстве. Именно в доме дяди и тёти Веры Александровны на улице Пролетарской и жил владыка Онуфрий с 1929 по 1933 год. Вера Александровна и передала дом Старооскольской епархии. Надо сказать, что по Божьему промыслу чудеса и до сих пор происходят в этом скромном домике. Достаточно недужному человеку с молитвой несколько минут полежать на сундуке, служившему постелью священномученику,  как ему становится заметно легче.

Храм Воскресения Христова в Бутове был заложен 15 мая 2004 г. Накануне в Россию впервые приехал глава Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр. На Бутовском полигоне представители Русской Зарубежной Церкви впервые молились вместе со Святейшим Патриархом Алексием II. После богослужения, совершенного под открытым небом, состоялась закладка храма, в которой Святейший Патриарх предложил принять участие и митрополиту Лавру. Ровно через три года, 19 мая 2007 г., в рамках торжеств, посвященных подписанию Акта о каноническом общении, состоялось освящение храма в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Российских. Только по официальным данным, в период с августа 1937 г. по октябрь 1938 г. здесь расстреляно 20765 человек, из них за веру Христову пострадало около тысячи священнослужителей и мирян. К началу 2000 г. в лике святых прославлено 140 новомучеников, принявших в Бутове смерть. «Русской Голгофой» назвал Бутово Святейший Патриарх всея Руси Алексий II.

Рубрики: Городское   |   Наверх

Обсуждение закрыто.