Новости Оскола » Blog Archives » Последние из могикан
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Последние из могикан

22.10.2014

Кто придёт на смену губкинским оркестрантам?

Они называют себя мамонтами. В шутку, конечно. Но с горькой иронией: «Если уйдём – вымрем, как мамонты – кто нас заменит? Молодёжи это неинтересно. Похоже, мы последние из могикан. Так что нас нужно беречь, холить и лелеять».

go2

Оркестранты всегда рассаживаются в одном порядке: в первом ряду –
саксофон, флейта, кларнет («деревянная группа»). Второй ряд – трубы.
Третий – баритоны (тромбоны). Потом следует ритм-группа
из клавишных, ударных, бас-гитары и гитары.

…Мысль, что духовые оркестры нуждаются в поддержке, лет 20 назад озвучил губернатор. И сразу же в городах и городках Белгородчины отношение к «духовикам» изменилось. На руках их, конечно, носить не стали, но стабильность появилась. Вот и в Губкине городскому оркестру присвоили статус муниципального, выделили помещение, ставки, и теперь они званые гости на всех праздниках. Не сказать, что раньше они не пользовались спросом. Созданный в 50-е годы оркестр комбината «КМАруда» с равным успехом играл и на похоронах, и на танцплощадках. Сейчас всё не так: в последний путь давно провожают без помпы, и танцы под небом почти ушли в небытие.

Не будь того распоряжения, чем жили бы музыканты? Перепрофилировались в сторожа? Спились? Но они остались музыкантами. Бедными, но при любимой работе. Зарплата губкинских оркестрантов невелика: у основного состава около 9 тысяч рублей, у четырёх студентов музколледжа – 7, у полставочников ещё меньше. Содержать на такие деньги семью нереально. Спасают пенсии и подработки. Музыканты в оркестре-то в основном возрастные. «В Старом Осколе ребята помоложе, – говорит дирижёр муниципального духового оркестра Андрей Соколов. – У вас умерло порядочно “старичков”, вот вместо них и набрали юных. А мы пока держимся. Конечно, у нас тоже уходят из жизни, но не так много».

В составе муниципального оркестра 24 музыканта. В отличие от старооскольцев, где на равных с мужчинами – женщины: гобоистка Ирина Гончарова, флейтистка Марина Игнатова и саксофонистка Ольга Филатова, Губкинский оркестр представлен исключительно сильным полом. Их игру можно услышать не только в Губкине, но и на Прохоровском поле, в Белгороде. Вспоминая поездки в областной центр, музыканты оживляются: вот где, действительно, всё бурлит! Каждую субботу в Белгороде выступают оркестры региона. Одних танцующих в Парке Победы – не меньше сотни, а уж сколько зрителей! Вот бы и у нас так! Об эту частицу «бы» губкинцы словно спотыкаются: знают, что не выйдет. Чтобы с такой частотой выходить на публику, репертуар нужно постоянно обновлять. Для небольшого оркестра это нереально – не филармония, однако. А вот если бы в Губкин приезжали коллеги, и сами губкинцы гастролировали по региону…

Но такие вещи обсуждают на уровне начальников. Оркестранты же – «маленькие люди». Маленькие, но способные поднять настроение. По мере сил они стараются разнообразить нашу жизнь, сделать её светлее: играют классику, джаз, делают кавер-версии хитов. И это получается! У зрителей успехом пользуются нестареющие «Ландыши» (надо слышать солиста Сергея Шквырина!), танго и вальсы, попурри из песен 60-70 годов. Музыканты рады «нести искусство в массы», рады выступать и в Старом Осколе, но… с культурным обменом ситуация, если честно, не очень. И мы в Губкине редкие гости, и они у нас. Пусть города соперничают: у кого круче бюджет и лучше благоустройство, но по культурной части было бы здорово объединиться. Глядишь, и закон синергии сработает.

Что есть духовой оркестр сегодня? С одной стороны – все те же труба, флейта, гобой. С другой, если изменить общепринятую подачу музыки, это может заинтересовать не только пенсионеров. Что и показал концерт украинского симфонического оркестра, взорвавший рок-хитами старооскольских зрителей. Это звучало настолько свежо и круто, что молодёжь «стояла на ушах». Почему бы не сделать аналогичный проект в аранжировке «духовиков»? А взять идею Центра молодёжных инициатив? В Белгороде 8 мая парни и девушки, одетые, как в 40-е годы, исполняли танцы довоенной поры, вспоминали песни Великой Отечественной. И всё под аккомпанемент духового оркестра. Губкинские музыканты только «за» подобные новшества и готовы подготовить соответствующий репертуар, но нужен сценарий, ведущие, а это уже уровень Управления по культуре.

Если не заинтересовать молодёжь хотя бы внешней стороной (9-тысячной зарплатой мотивировать трудно), бог знает сколько ещё продержится оркестр? Сколько будут трубить Геннадий Подлесных и Александр Щербина (когда-то он возглавлял Старооскольский оркестр), как долго не бросит тубу – самый большой духовой инструмент – Александр Рясков, на сколько хватит флейтиста Юрия Филатова… Оркестровой музыки даже в Год культуры почти нет на телевидении (зато чернухи – в изобилии), не звучит она по радио, занятия в школах искусств в стране зачастую платные. И желающих связать жизнь с музыкой – единицы. Прошли времена, когда конкурс в Губкинское училище был сумасшедший! Когда за право поступить бились таланты из Львова, Харькова, Донецка. …По словам Андрея Соколова, 6 лет назад оркестру за полтора миллиона рублей муниципалитет купил всяко-разных инструментов (сейчас они стоят уже 3 – 3,5 млн). Играть стало – одно удовольствие! Но придут ли те, кому можно будет передать все эти сокровища, для кого музыка станет и работой, и увлечением?

Лариса УЛЬЯНЕНКО

go1

Антон Семёнов привлёк внимание не только игрой, но и бицепсами. «Да, я и тяжёлой атлетикой занимаюсь», — подтверждает догадку парень.

Рубрики: Культурная жизнь   |   Наверх

Обсуждение закрыто.