Новости Оскола » Blog Archives » Куда ни кинь – всюду клин
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Куда ни кинь – всюду клин

22.10.2014

Закон разрешает оплачивать ОДН по нормативу. Но выгодно ли это?

То, что общедомовые нужды мы оплачиваем в соответствии с постановлением правительства РФ №354, нам разъясняли неоднократно. Как это делается – тоже. Из показаний общедомового счётчика (ОДПУ) вычитаются показания счётчиков индивидуальных, а также начисления по нормативам для помещений где приборы учёта не установлены. Оставшаяся сумма разбрасывается на все жилые и нежилые помещения, пропорционально их площади.  Но о том, что в это постановление, также как и в другие законодательные акты, вносились изменения, знают единицы. Так, участник нашего форума Hanter обратил внимание, что 16 апреля 2013 года вышло постановление № 344, меняющее правила предоставления коммунальных услуг. Согласно ему, независимо от того, оборудован дом ОДПУ или нет,  плата за ОДН не может превышать сумм, рассчитанных исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН. За исключением случаев, когда собственники помещений приняли на общем собрании решение оплачивать эту услугу  в полном объёме по показаниям общедомового счётчика. За разъяснениями мы обратились в Управление жизнеобеспечением и развитием округа (речь шла в первую очередь об оплате ОДН по электроэнергии, а МУП РАЦ не имеет заключенных договоров с БСК).

Выбор без выбора?&

В Управлении подтвердили, что действующая редакция постановления №354-пп оставляет за собственниками помещений многоквартирного дома право решать, будут ли они оплачивать ОДН полностью, в соответствии с показаниями ОДПУ, или по нормативу. И пояснили, что в последнем случае разницу между показаниями ОДПУ и объёмом услуги, рассчитанным по нормативу, «исполнитель (согласно Жилищному кодексу, это ТСЖ или Управляющая компания) оплачивает за счет собственных средств».

Получается, новое постановление ничуть не обижает организацию, поставляющую коммунальную услугу. И не предполагает, что какая-то часть киловатт, кубов или гигакалорий будет предоставлена даром.  Если дом, согласно показаниям ОДПУ, израсходовал электроэнергии или воды больше, чем предусмотрено нормативами, «излишек» всё равно должен быть оплачен. Вопрос – кем и как?

По мнению специалистов Управления жизнеобеспечением, ни ТСЖ, ни ЖЭУ не смогут за свой счет оплачивать сверхнормативное потребление ресурсов на ОДН, если… не увеличат плату за содержание и ремонт жилья.

 

Цифра
В январе 2014 года ОАО «БСК» предъявило к оплате электроэнергии за ОДН  старооскольским ЖЭУ счета на общую сумму 8,3 млн руб.

«Жилищные организации, осуществляющие управление МКД на территории Старооскольского округа, — значится в ответе Управления, — имеют основной источник доходов – плату граждан за содержание и ремонт жилого помещения. Прочие доходы (платные услуги, аренда, техобслуживание нежилых помещений и другие) составляют в среднем 4,3% от общей суммы доходов. …При оплате сверхнормативных объёмов электроэнергии на ОДН в рамках действующей платы жилищные организации будут вынуждены не только отказаться от всех ремонтов, но и сократить работников, что негативно скажется на состоянии жилищного фонда». Поэтому расходы на ОДН попросту включат в состав платы за содержание и ремонт жилья. Что, по подсчётам специалистов Управления жизнеобеспечением, может увеличить её более, чем на треть.

Из ответа следует, что «…в любом случае указанные расходы будут производиться за счет жильцов». И, по сути, у собственников помещений в МКД есть выбор не между «платить или не платить» за ОДН, а между способами расчёта: в составе тарифа за содержание и ремонт жилья или в составе платы за соответствующую коммунальную услугу. В Управлении считают, что в первом случае данные расходы будут менее наглядны и прозрачны для граждан.

Получается, выбор без выбора? Но, на минуточку…  Собрания собственников в вашем доме проходили? На тему оплаты по показаниям ОДПУ?

 

Как было

До июля 2012 года расходы на ОДН «сидели» в тарифе оплаты за содержание и ремонт помещения. Неважно, экономили мы, например, на освещении подъездов или на площадках лампы горели круглосуточно, содержали ЖЭУ водопроводные трубы в порядке или из-за постоянных протечек в подвалах образовывались болота – цифры в платёжках не менялись.  Расчёт за общедомовое потребление осуществлялся жилищной организацией по показаниям приборов учёта на местах общего пользования (МОП), а при отсутствии таких ПУ – «по нагрузке» (упрощённо говоря, подсчитывались лампочки в подъезде и приблизительно определялось, сколько киловатт в месяц может «нагореть»).

Другими словами, ТСЖ и ЖЭУ рассчитывались с поставщиками за то количество ресурсов, которые действительно расходовались при эксплуатации общего имущества дома. И от того, насколько эффективно сработала жилищная организация, зависело качество обслуживания жилфонда: сэкономленные средства могли направляться только на текущие ремонты домов.  При этом технологические и коммерческие потери, в том числе и по поквартирным сетям (т.е. потреблённые сверх расчетов и показаний МОП), ложились на плечи ресурсников. Или, возможно… «естественная убыль» закладывалась ими в тариф (как это делают в магазинах – никакой владелец не захочет оплачивать убыток от воровства покупателей, он заложит риски в наценку).

Летом 2012 года вступило в силу постановление №354, и из структуры платы за содержание и ремонт жилья исключили расходы на оплату электроэнергии, расходуемой в МОП. Зато в квитанциях на оплату электроэнергии появилась строка «расходы на ОДН».  Любопытно, что при этом мы не заметили какого-то уменьшения тарифа на оплату жилья.  Вдобавок к злосчастной строчке в квитанциях энергетиков, плата за содержание и ремонт жилья увеличилась на 8,5% : ряд позиций в структуре платы был проиндексирован и добавились расходы на энергосбережение.

А позже нам стали насчитывать ОДН по воде. И вновь мы не заметили, чтобы плата за содержание жилья уменьшилась.

Рекомендовано внести…

В июне нынешнего года в Челябинске прошёл форум по проблемам ЖКХ. Его участники обсуждали, в числе прочего, начисление платежей на ОДН (проблема актуальна не только для нашего округа).  Правительству рекомендовано «внести коммунальные платежи за общедомовые нужды в состав общей платы за жилье»: «Мы считаем, что управляющие компании – это профессиональные участники рынка. Им проще разобраться, почему возникает проблема в каждом конкретном случае». По мнению коммунальщиков, при включении платежей за ОДН в состав платы за жильё в выигрыше окажутся те УК, которые сумеют оптимизировать общедомовые расходы. Судьба остальных незавидна. «Но разве справедливо заставлять жильцов оплачивать воду, льющуюся в подвале из прорванной трубы, которую работники  ЖЭУ не спешат залатать?» – задали вопрос на форуме. К слову, руководители старооскольских ЖЭУ и ТСЖ заявляют, что готовы показать подвалы своих домов желающим: протечек нет!

 

Что в лоб, что по лбу

Попытаемся подытожить. Закон в нынешней его редакции защищает не жильцов, не ЖЭУ с ТСЖ, а поставщиков ресурсов.

При большом желании и настойчивости мы можем повлиять на тарифы за ремонт и содержание жилья: по закону они утверждаются собственниками на общем собрании. И чья, если не наша, вина, что на собрания мы не ходим, а протоколы заочных голосований подмахиваем, не глядя? И не знакомимся с отчетами ТСЖ?

Но на тарифы ресурсоснабжающих организаций повлиять мы не можем. Их утверждает областная Комиссия по госрегулированию цен и тарифов. Утверждает на основании затрат ресурсников, в соответствии с методическими указаниями, в пределах индексов Федеральной службы по тарифам. Но нам-то, конечным потребителям, неизвестно, из чего складываются эти тарифы! И стандарты раскрытия информации нам в этом не помогают. Попробуйте на сайте любой ресурсоснабжающей организации найти, какая часть тарифа идёт на закупку и ремонт оборудования, электроэнергии, топлива, а какая – на зарплаты сотрудников. Вряд ли получится.

Тем не менее, закон  обязывает нас оплачивать услуги ресурсников в полном объёме.  Нам лишь оставлено право решать, как мы будем это делать. Либо  как сейчас, по счетчику, оплачивая и возможные утечки, и халатность, и вороватость соседей. Либо по нормативу, передав ЖЭУ обязанность разбираться со всеми проблемами.

При первом варианте (хотя нами и не выбранном) мы сейчас живём.  И «прелести» его узнали если не насвоей шкуре, то по своим платёжкам.

При очевидной простоте второго варианта, следует помнить: даже если ЖЭУ приведёт внутридомовые сети   в идеальное состояние, добьётся того, что во всех квартирах будут стоять счётчики и в результате расходы на ОДН снизятся, жители не ощутят этого эффекта в своих платёжных документах. Оплата по нормативам не подразумевает снижения платежей. Более того, если один дом экономит электроэнергию, а жильцы точно такого же – нет, «высвободившиеся» с первого дома деньги могут пустить на ремонт второго. То есть отсутствие подомового учёта и практики установления тарифа обслуживания жилья на каждый дом не позволит отследить эффективность энергосберегающих мероприятий для каждого конкретного дома.

 

К сведению

Норматив на электроэнергию составляет на 1 кв. м площади помещений, входящих в состав общедомового  имущества, 0,37 кВтч в доме без лифтов и 0,51 кВтч в доме с лифтами. Установлен приказом областной Комиссии по тарифам и ценам №17/28. Норматив расхода холодной воды на ОДН — 5 л с квадратного метра площади общедомового имущества для домов, оборудованных лифтами и мусоропроводами, и 4 литра – для остальных (установлены приказом областной Комиссии по тарифам и ценам №17/29). Что касается нормативов потребления на ОДН по горячей воде, их как бы и не существует, во всяком случае областной комиссией они не прописаны.  Однако,  Hanter сообщил на нашем форуме: «Я обращался по этому поводу в Москву, оттуда переслали моё обращение в Белгород, в Региональную комиссию. Ответ из Белгорода поясняет, что в установленные 5 литров с «квадрата» мест общего пользования на ОДН входят и холодная, и горячая вода»! Сообщение на форуме можно принять к сведению, но в юридическом споре  на него не сошлёшься. Да и звучит оно странно:  а по какой цене будут считать 5 нормативных литров — по цене горячей, или по цене холодной воды?

В Управлении жизнеобеспечением пояснили, что правила установления нормативов, утверждённые постановлением правительства №306 от 23.05.2006, не предусматривают совместного норматива на холодную и горячую воду. Тем более, эти виды коммунальных услуг предоставляются разными поставщиками, учёт их ведётся разными ПУ и применение «сдвоенного» норматива проблематично. К слову, методические указания по расчёту нормативов потребления холодной и горячей воды на ОДН приведены в постановлении №344.

В тему

27 октября в Совете Федерации обсудят начисление платы за ОДН. Один из основных вопросов – несоответствия между законодательной базой и постановлениями правительства.

В правительстве РФ находится проект постановления, которое в очередной раз внесёт изменения в правила предоставления коммунальных услуг. Предполагается изменить правила заключения договоров между жилищными организациями и ресурсниками, откорректировать порядок установления нормативов, повысить их для тех, кто, имея техвозможности для установки ПУ, не делают этого. Ожидается ужесточение санкций за бездоговорное потребление и за уклонение от оплаты общедомовых нужд.

 

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.