«Противоречит Конституции»
29.10.2014Педагог считает Закон об образовании катастрофой
25 октября в центре Москвы прошла акция за бесплатное и общедоступное образование. На митинг пришли несколько сотен человек. Большинство лозунгов были посвящены принудительному слиянию общеобразовательных учреждений. По словам организаторов, кампания за бесплатное, общедоступное и качественное образование охватила полтора десятка регионов.
Педагогов достали бесконечные реформы, в результате которых объём работы увеличивается, а объём знаний учеников, которых закон называет дурацким словом «обучающиеся», уменьшается. В нашей области пока всё тихо. Но вот что думает оскольчанка Людмила Мокроусова, всю свою жизнь отдавшая педагогике (она преподавала в ПТУ), к тому же по совместительству проработавшая много лет начальником отдела кадров на крупном предприятии:
– Можно только сожалеть об ушедшем советском образовании. Качественном, а самое главное – бесплатном для всех, с гарантированным трудоустройством молодых специалистов. Этот оборот речи остался, но в правовом поле вы не найдёте этого понятия. …Сегодня, даже комментировать последнюю редакцию федерального Закона «Об образовании» трудно: вместо «образования» значится «образовательная услуга». Это подмена понятий. Вдумайтесь в формулировку закона: «уход и присмотр за детьми». А как же воспитание? Об этом речи нет! Как за цыплятами или поросятами надо «ухаживать и присматривать», чтобы они выжили и дали запланированную массу тела. Как можно такой термин использовать в отношении детей?
…На родительских собраниях главная тема – тема денег, а мне всегда хочется возразить: закон принят не вдруг, он долго существовал в проекте. Почему же его не обсудили в педколлективах, не учли предложения и замечания? Надо было бить в набат, кричать: в такой богатой стране, с такими природными ресурсами не должно быть образование сброшено с государственных плеч! Однако именно так всё и происходит.
Все нормы, защищавшие интересы учеников по части бюджетного финансирования, несмотря на огромное количество поправок, отменены. Сегодня государству образование не нужно. Как можно говорить о качестве образования, если «образовательную организацию» — такое понятие вместо привычного «школа» предлагает закон — может создать любой, у кого есть финансовые возможности? По новому закону, кстати, можно отдавать детей в детсады с двух месяцев. Это признак того, что подготовлена правовая база для частных учреждений, чтобы их появилось как можно больше. Государство всё отдало на откуп частникам: занимайтесь кто хочет.
После ЕГЭизации страны мы потеряли качество образования окончательно. Похоже, уже и чиновники это поняли. Надеюсь, им хватит ума вернуться к нормальным экзаменам. Сейчас ведь не учебный процесс, а «натаскивание» на тесты. У преподавателей просто нет возможности учить детей мыслить, разговаривать, формулировать. Работая начальником отдела кадров, вижу, что люди не в состоянии элементарно написать заявление о приёме на работу! Умных, грамотных, профессионально мыслящих выпускников вузов очень мало.
Коммерциализация образования привела к тому, что в студенческой аудитории полную группу не увидишь — половина подрабатывает. Да, в советское время студенты по ночам вагоны разгружали, летом в стройотряды ездили. Но чтобы работать днём – этого не было! Отсюда — непрофессионализм сплошь и рядом. Учился на одного, приходит работать на то место, которое есть. Главное – диплом получить.
Сокращение бюджетных мест, эти бакалавры – четырёхгодичники – вообще катастрофа! Когда бывший министр образования Филиппов в 2004 году подписал Болонское соглашение, намерения были благими: хотели сделать доступным образовательное пространство Европы. Но на практике получилось обратное. ЕГЭ ввели как эксперимент, не подкреплённый нормативной базой. Лишь позже внесли дополнения в закон. Получается, исполнительная ветвь власти идёт впереди законодательной, хотя должно быть наоборот! Сначала принимается закон, потом исполнительная власть выстраивает механизмы для его реализации. У нас же получается, закон уже вступил в силу, а тебе в любом кабинете говорят, что не знают, как его выполнять: механизмы не прописаны.
Думаю, с законом об образовании нас ждёт ещё много сюрпризов. Ведь речь в нём, по сути, идёт о приватизации образования.
Записала Лариса ЧАЩИНА
В ТЕМУ
В Москве сильные лицеи и гимназии «сливают» с обычными школами. Педагоги и родители категорически против, ибо опасаются, что качество образования упадёт. Однако выхода у директоров нет: или они объединяются со «слабаками», или школы умирают от недофинансирования. Разве что элитные учебные заведения поддержат деньгами меценаты.
На фоне скандала с отказом семи крымских вузов объединяться под крышей пока несуществующего Крымского федерального университета студенты Дагестанского государственного педуниверситета с помощью массовой голодовки добились отмены решения руководства этого учебного заведения о слиянии двух факультетов.
Обсуждение закрыто.