Новости Оскола » Blog Archives » Наперекор судьбе
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Наперекор судьбе

24.12.2014

В Старом Осколе живёт инвалид – чемпион по авторалли

Автомобили – слабость Александра Проскурина. Он с теплотой вспоминает, как еще мальчишкой на каникулах подрабатывал на тракторах и комбайнах. Первым собственным железным конём стал «Запорожец». Общий стаж вождения у Проскурина более 30 лет.

Из коляски – в авто

…Александр Павлович родом из Верхне-Чуфичево. Там окончил школу, оттуда ушёл в армию. Попал в Германию, в войска стратегического назначения. Отслужив, переехал в Старый Оскол, окончил учебно-курсовой комбинат, выучившись на автокрановщика. Женился, устроился по профессии на цементный завод. Казалось, живи да радуйся. Но однажды случилось несчастье. По дороге на работу Александр попал в ДТП и в 24 года стал инвалидом. Осознать, что навсегда прикован к инвалидному креслу было невероятно тяжело. К тому же, навалились финансовые трудности, развод с женой. Но Проскурин нашел силы восстановиться и жить дальше. Правда, на это ушло четыре года. После операции Саша стал активно заниматься на самодельных тренажёрах (с ними помогли коллеги с работы). Окрепнув, снова сел за руль. После ДТП, да еще с такими последствиями, у многих страх перед автомобилями берёт верх, его трудно побороть. Проскурин справился. Сменил обычное авто на машину с ручным управлением. Да не просто сменил – «подсел» на авторалли! Вторая жена, Мария –
инвалид-колясочник, – увлечение мужа поддерживает. А иногда и выезжает с ним на соревнования, поболеть. Один раз даже побывала в роли штурмана.

ral1

У Александра Проскурина скопилось
внушительное количество наград

«В мир гонок я попал случайно, – вспоминает спортсмен. – У меня есть друг в Киеве, тоже инвалид. Мы познакомились в санатории еще в 1989 году. Он уже тогда увлекался автогонками. Побывал в Польше, других странах. Звал и меня, но я вначале отказывался». Лишь в 2007 году Александр «созрел» и ради любопытства попробовал себя в роли пилота в киевском ралли для инвалидов. На пьедестал почета не взошел, но решение участвовать в соревнованиях окрепло. И с 2010 года Александр становится призёром в Черновцах (I место), в Луцке (II место) и прочих городах.

И в снег, и в зной

Соревнуются автоспортсмены по классам: I класс – объем двигателя до 1300 «кубов», II класс — 1300-1600, III класс – 1600 и выше. У Проскурина «Ниссан» с объемом двигателя 1500 кубов, лошадиных сил в нем – 110. Автомобиль самый обычный, не гоночный, безо всяких «примочек», положенных для ралли-кросса: защитного металлического каркаса, шеститочечных ремней безопасности и прочего. И бензин обыкновенный. К экипировке тоже нет особых требований, единственное – на соревнованиях в Москве потребовали шлем. А вот без чего не обойтись так это без техосмотра машины перед стартом, наличия ручного управления и аптечки.

ral3

Соревнуются спортсмены не на гоночных авто,
а на самых обыкновенных

По словам Проскурина, трасса в таких гонках – незамкнутая. То есть раллисты передвигаются по дорогам общего пользования наравне с обычными автомобилистами. Протяженность трассы, как правило, не менее 300 км, разбитых на  этапы. Раллисты соревнуются в: фигурном вождении, скоростной гонке… Со стороны кажется, в том же фигурном вождении ничего особо сложного нет. Ан нет: объехал фишку не с той стороны — незачет. Показать высший пилотаж на площадке, усыпанной щебнем, непросто.

Этапы начинаются и заканчиваются пунктами контроля времени (КВ). Прошел спортсмен один этап, по прибытии на КВ экипаж отчитывается и получает отметку в контрольной карте. От одного участка до другого необходимо передвигаться, соблюдая правила дорожного движения и вписываясь во временной норматив. Поторопился гонщик и прибыл на КВ быстрее или, напротив, медленнее – получи штрафные очки. Но, по словам Александра Павловича, редкий счастливчик проезжает дистанцию без этого. Поэтому, удача на стороне того, кто получит наименьшее количество «черных меток». Пропускать этапы запрещено, их нужно пройти от первого до последнего, за этим строго следят. Проскурин во время одного из этапов должен был записать слово с плаката. Он, чтобы сэкономить время, не стал притормаживать, а просто его сфотографировал. По прибытии на КВ стали проверять, Проскурин показал фотографию и получил «зачет». Главное, он не пропустил этап и побывал в заданном маршрутом месте.

Отрезки маршрута достаточно коварные. Ехал-ехал по асфальту, а тут неожиданно вылетаешь на гравий или сворачиваешь куда-нибудь в лес. И если кольцевые гонки  привязаны к погоде и зависят от времени года, ралли – всесезонный вид автоспорта. Ни слякоть, ни дождь не остановят соревнования. Так что раллист должен быть универсалом.

Езда на слух

Во время гонок не обходится и без поломок. Но Проскурину везло: ни разу не приходилось «реанимировать» авто во время соревнований. А вот с некоторыми такое случается. Однажды девушка-спортсменка из Молдавии повредила поддон. Спасибо, на помощь пришли немцы и отбуксировали машину. Нередко выручают и местные жители. Обычно соревнования состоят из 3-5 этапов и длятся два дня. Перекусы и ночевки — за счет организаторов и спонсоров соревнований.

ral2

Обычно в соревнованиях участвуют экипажи
порядка 55-ти машин

Главная же интрига  в том, что маршрут раллистам заранее неизвестен. Только за 10 минут до старта гонщикам выдается так называемая «легенда» или попросту дорожная книга с описанием маршрута. В ней нет названий улиц, а указано лишь, где расположены повороты, светофоры, пункты КВ. Изучает ее в первую очередь штурман — правая рука пилота, мозг экипажа. Ведь в отличие от кольцевых гонок, где пилот управляет машиной на основании того, что видит, раллист едет на слух. Да, именно на слух! Соответственно, штурман должен уметь читать легенду и точно определять ориентиры на местности. Строжайше запрещено подсаживать посторонних, дабы те указали дорогу. Александр Павлович признается, что был за ним такой грешок. Правда, попутчик, как выяснилось, и сам не особо ориентировался на местности. И, хотя с горем пополам выехали на нужную площадь, но не с той стороны. А это — штраф.

Обычно на соревнованиях собирается чуть больше 100 участников-инвалидов – около 55 экипажей. В основном, конечно, мужчины. Слабый пол участвует, но по 2-3 человека. Приезжают спортсмены из разных стран: тут и поляки, и литовцы, и немцы…

За рубежом, рассказывают спортсмены, есть автоклубы для инвалидов. А вот старооскольцу приходится тренироваться на площадке за РЭПом: в городе нет автодрома. Средства (10 тысяч рублей) на участие в соревнованиях администрация округа начала выделять только с 2010 года. До этого спортсмен платил сам.

Кристина ГОДОВНИКОВА,
фото из личного архива
Александра ПРОСКУРИНА

В ТЕМУ

Считается, что как вид автомобильных соревнований ралли появилось примерно в конце XIX-начале ХХ века. Началом раллийной истории принято считать 22 июля 1894 года. Именно тогда состоялись первые официальные соревнования Париж-Руан-Париж.

Рубрики: Наш человек   |   Наверх

Обсуждение закрыто.