Новости Оскола » Blog Archives » И это всё о нём…
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

И это всё о нём…

29.01.2015

Проблемы капремонтов по-прежнему занимают умы оскольчан

Тема капитальных ремонтов, изрядно всех подутомившая, но по-прежнему актуальная, вновь зазвучала на прошлой неделе. В Старый Оскол явилась собственной персоной Олеся Булгакова, замначальника областного Департамента строительства, транспорта и ЖКХ, до недавнего времени возглавлявшая Белгородский фонд реформирования ЖКХ. Это тот самый региональный оператор (далее РО), который аккумулирует взносы на капремонт со всей области, а потом раздаёт их городам и весям.

Журналистов собрали на пресс-конференцию, чтобы в очередной раз, а, может, уже и окончательно, донести до населения простую мысль: платить за будущий капремонт обязаны все собственники квартир. Даже если вам 80 лет и вы живёте в абсолютно новом доме. Ваша плата в данном случае – залог светлого будущего наследников, которым эта квартира достанется. Не нравится? Начните процесс деприватизации. Тогда за состояние вашего дома будет отвечать муниципалитет. Ну а собственник обязан думать о том, чтобы в порядке были и подвал, и крыша, даже если он не живёт ни на первом, ни на последнем этаже.

Dura lex, sed lex

Как говорили древние: «Закон суров, но это закон». В данном случае закон — федеральный, и пытаться обвинять местные власти или даже судиться с ними не имеет смысла. Государство, как обычно, перекладывает всё на плечи собственных граждан. Вначале нам обещали отремонтировать те дома, в которых будут приватизированы квартиры. Потом посмотрели, что народ радостно переводит жильё в собственность и без этого, да и поняли: так сойдёт.

Правда, проблема изношенности домов становилась всё актуальней. И в 2008 году началась-таки реализация программы капремонтов, согласно которой жильцы становились участниками на основе софинансирования в размере 5%. Тогда, по словам Булгаковой, народу страшно не нравились и эти копеечные сборы. Позже сумму увеличили до 15%. Но к тому времени отбоя от желающих заплатить и такие деньги, чтобы дом привели в порядок, уже не было. В декабре 2012 года российское законодательство изменилось: все многоквартирные дома включили в долгосрочную программу до 2043 года, и платить за будущий ремонт обязали всех жильцов.

Старооскольцев изначально возмущал тот факт, что их кровные уходят региональному оператору, в Белгород. Возмущались, требовали справедливости, даже на митинги выходили. А вот на то, чтобы организовать собрание и открыть по его решению спецсчёт для своего дома, энергии хватило у единиц. Между тем такая возможность имеется до сих пор. Поэтому, уважаемые читатели, вместо того, чтобы бомбить редакцию и всякие инстанции письмами и звонками, попробуйте лучше создать совет дома и инициируйте отделение от РО. Правда, в течение двух лет вам всё равно придётся перечислять ему взносы. «Для финансовой устойчивости», — объясняет Булгакова. Но по истечении этого срока всё до копеечки вернётся на спецсчёт и жители будут вольны распоряжаться деньгами по своему усмотрению.

— Недавно я была в Чехии, — поделилась Олеся Григорьевна. – Там такая система: у каждого дома отдельно открытый счёт на текущий ремонт. Конкретный пример: собирали по 1000 крон (2000 рублей на наши деньги), в итоге накопили много, а ремонтировать нечего, дом в порядке. Решили впредь сдавать по 50 крон. Но если понадобится замок поменять или крышу починить – деньги уже накоплены и никаких вопросов не возникнет.

Можно согласиться с Булгаковой, это идеальное решение. А у нас пока получается так, что жильцы и новых домов, и тех, что дышат на ладан, платят одинаково – по 6,70 рубля за квадратный метр. Если бы собственники квартир могли сами решать, по сколько им сбрасываться, стало бы легче всем, и управляющим компаниям в том числе. Но у нас ввели «уравниловку», и ни о каком дифференцированном подходе сегодня речи нет.

В своём глазу бревно…

Понятие «общее имущество» пока ещё плохо укладывается в головах сограждан. Булгакова привела пример: инспектировали в Губкине новый, «с иголочки», дом, построенный по программе переселения из аварийного жилья. И в подъезде на пластиковом подоконнике следы от потушенных сигарет…

Комментарии излишни. Олеся Григорьевна связывает такое отношение с недостаточной работой местных чиновников и СМИ. В противовес заметим, что наши функционеры от ЖКХ доступны и для журналистов, и для населения. В отличие от самой Булгаковой: ещё летом «НО» направили ей официальное письмо с большим количеством вопросов относительно капремонтов. После этого мы две недели «сидели» на телефоне и выслушивали ответы секретаря: «Олеся Григорьевна занята… соединить не могу… она ответит письменно, в установленные законом сроки…» Ни в какие сроки никто не ответил. Но эта информация заставила Булгакову сделать большие глаза: «Этого не может быть!» .

Вместо того, чтобы обвинять местные власти и журналистов, неплохо было бы разобраться с сайтом РО, которым сложно пользоваться. И на котором в декабре последнее постановление было  датировано 12 мая. И решение об увеличении платы за капремонт с 5,90 до 6,70 рубля, принятое 17 ноября, появилось на сайте только в декабре. О какой информационной открытости вы говорите, Олеся Григорьевна?

«Мы никому не доверяем»

Разумеется, не мог не возникнуть вопрос о том, что за 2014 год в Белгороде отремонтировали 32 дома, а в Старом Осколе — всего 9, хотя населения у нас не в 4 раза меньше. Наш город, как всегда, выглядит бедным родственником. Всего 60 миллионов рублей потратили на капремонты в нашем городе, хотя собрали на 1 января 2015 года 250 млн. «Но это на 1 января, а в начале года собираемость была минимальная», — напомнил Александр Писаренко и успокоил, что собранные деньги никуда не денутся и на 2015 год запланировано отремонтировать 48 домов на сумму 550 млн рублей. И всё это можно будет проверить. Олеся Григорьевна призвала старооскольскую общественность активнее участвовать в программе капремонтов, подключаться к процессу выбора подрядчика, самих работ и их приёмке. Оказывается, она не знала, что всё это у нас уже было и есть! За капремонтами в прошлом году бдительным взором следили сами жильцы, о чём «НО» неоднократно писали. И отменять эту систему никто не собирается. На вопрос «Почему Белгород в Старом Осколе не разрешил создать отдельного регионального оператора?» Олеся Булгакова ответила:

— А что вам это даст? Депутаты Облдумы приняли такое решение. Это дополнительный контроль.

— Получается, мы доверяем своей администрации, а вы – нет?

— Мы никому не доверяем: если жителям что-то не понравится в проведении капремонта, отвечать будет РО.

Странная логика. Был бы свой РО в Старом Осколе – отвечал бы он, разве не так? Ещё один спорный вопрос от «НО»:

— Почему дизайн  отремонтированных домов в Белгороде сильно отличается от наших – они яркие, красивые.

— Мы тоже пробуем, ищем. Разноцветные дома кому-то нравятся, кому-то нет. Но, согласно нашему опросу, большинству всё же нравится. Рекомендовали и в 2015 году такое колористическое решение применять. Вопрос отдан на откуп местным архитекторам – они решат, какие цвета использовать.

По словам Олеси Григорьевны, по закону программу на 2015 год должны утвердить 1 марта. Но в этом году её постараются утвердить раньше, чтобы уже сейчас региональный оператор мог профинансировать работы по энергоаудиту. Чтобы не получилось, как раньше, когда фасады утеплили на верхних этажах, а можно было не делать этого, так как проблема была в кровле. Чтобы понимать, на каких домах какие работы нужны, до 1 января провели энергоаудит, чтобы корректировать программу с учётом оставшихся средств. После утепления все отремонтированные дома получили класс энергоэффективности не ниже «D».

Кучеряво живём?

«НО» поинтересовались: а что с нашими денежками будет в свете обесценивания рубля? По словам Олеси Булгаковой, деньги постоянно работают. Подорожания стройматериалов бояться не стоит – в капремонтах задействована отечественная продукция, и власть пытается не допустить повышения цен (правда, каким образом можно повлиять на частника, для нас осталось загадкой – прим. ред.). Что же касается процентов, те деньги, которые хранятся в Белгороде, положены под 9% годовых, ну а поскольку наш город хотел «самостийности», нам банк даёт 8%: суммы-то оскольчане собирают поменьше.

Задали мы вопрос и касательно того, что взнос на капремонт в 7,40 руб. рассчитывался, исходя из величины СРЕДНЕДУШЕВОГО ДОХОДА, а не СРЕДНЕЙ ЗАРПЛАТЫ. Разница тут есть, и большая. Если зарплата, по данным облстата, на момент принятия закона о капремонте в области была в районе 21 тысячи, в семье из четырёх человек (двое работают) на каждого придётся по 10 тысяч рублей. Но если речь идёт о среднедушевом доходе в 21 тысячу, мама и папа должны получать уже по 42 тысячи. Только в этом случае на каждого человека придётся 21 тысяча рублей. Неужели власть уверена, что жители Белгородчины имеют именно такие доходы? Внятного ответа журналисты, увы, не услышали. Лишь скомканные пояснения, что РО к этому отношения не имеет.

— Нынешний взнос в 6,70 рубля противоречит федеральному стандарту с его 6,40 рублями.

— Федеральный стандарт ни при чём. Он создан для межбюджетных трансфертов — чтобы субсидии, льготы перечислять. Когда мы принимали свой тариф, этих цифр ещё не было. Корректировать по факту мы не будем.

В завершение встречи Александр Писаренко от имени собравшихся поблагодарил гостью, что она «нашла время и приехала в Старый Оскол». Зачем благодарить чиновника, который просто выполнял свою работу? Тем более, что на половину вопросов мы ответа так и не получили.

Лариса ЧАЩИНА

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.