Новости Оскола » Blog Archives » 300 спартанцев
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

300 спартанцев

18.02.2015

Инструктор Смирнов готовил лётчиков для войны в Афганистане

Вячеслав Смирнов в редакцию пришёл, чтобы помочь нашей борьбе за прозрачность ОДН. Сам он из Ярославской области и там коммунисты давно судятся с управляющими компаниями. Вот он и привёз нам подборку тамошних газет. Информацией мы обязательно воспользуемся, но позже. А сейчас расскажем о Вячеславе Сергеевиче как о командире экипажа, лётчике со стажем, капитане в отставке. Тем более, и повод есть – 23 февраля.

vt

Мария Константиновна и Вячеслав Сергеевич
более 40 лет мечтали о встрече

Родился он в Ярославской области, в самом тяжёлом и голодном из послевоенных – 1947 году. Рос как все мальчишки, и не мечтал о небе до тех пор, пока в 10 классе не попал на День авиации в ярославский аэроклуб. Соревнования лётчиков, головокружительные воздушные манёвры,  прыжки с парашютом захватили все мысли паренька, и после окончания школы Славик поступил в учебно-авиационный центр ДОСААФ.

— Как раз в это время началось формирование при аэроклубе вертолётных частей, и из нас стали готовить пилотов. Через два года мне доверили К-15. Первый самостоятельный прыжок совершил в 17 лет. Сразу освоил парашют Д-1, который считается неуправляемым. Тут мне случай помог. Приземляюсь на луг, смотрю – внизу пасётся стадо коров да ещё с быком. И все с рогами! Исхитрился намотать стропы на ноги, наклонил купол до 30 градусов. Воздушный поток подхватил меня и понёс  на шоссе под Угличем. Едва не приземлился в кузов грузовика, но вывернул как-то, спланировал прямо на проезжую часть. Чуть не попал под колёса, на счастье, машина успела притормозить. Думал, получу взыскание, однако командир похвалил за сообразительность и за то, что не растерялся в сложной обстановке.

Параллельно занятиям в аэроклубе будущий инструктор-вертолётчик работал на заводе резинотехнических изделий токарем и электромонтёром.

– Завод – это «почтовый ящик», старому поколению хорошо известно, что это значит. Сейчас секретность сняли, и я могу рассказать, что выпускали мы вначале аэростаты для слежки за противником с воздуха, потом – костюмы для противохимической защиты, противогазы и даже какие-то детали для скафандров космонавтов.

Через год  — поступление в Сызранское военно-авиационное училище, а после его окончания новоиспечённый инструктор по подготовке лётного состава отправился к первому месту службы – в Северный Казахстан. Ему поручили обучить около полусотни молодых ребят. С задачей справился: некоторые отсеялись, но из сорока вышли отличные пилоты.

А потом был Афганистан. Эта кампания застала Вячеслава Смирнова в небольшом городке Сердобск Пензенской области. Думал, пошлют в числе первых, уже собрал чемодан, но пришло распоряжение – срочно организовать полк для обучения пилотов управлению вертолётом МИ-8. Замечательная, надёжная машина, до сих пор стоит на вооружении! Но отсиживаться в тылу Смирнов не хотел. Написал рапорт «прошу отправить в Афганистан», а его отправили в Калининград, всё тем же инструктором.

— Научить летать можно любого, но вот какой ценой? Раньше о трагедиях не писали в газетах, а люди гибли намного чаще. Это ведь сейчас уровень подготовки высочайший, а тогда обычные тренажёры были редкостью, и похвастаться ими мог не каждый полк. Только сравните: сейчас, чтобы получить права на вождение обычным легковым автомобилем нужно 50 часов предварительного обучения, и только потом стажёра пустят за руль. А нам в то время для обучения выделялось всего 10, а порой и 7 часов – и всё, курсант отправлялся на самостоятельный вылет. Самое сложное – научиться «висеть» в воздухе. Если освоил – всё, можешь летать на чём угодно, хоть на метле!
Курсант знает, как летать, но боится. Поэтому первый полёт – вместе с инструктором, и только потом мальчишка самостоятельно делает первый круг над аэродромом. Инструктор в это время переживает внизу, и если новоиспечённый пилот сумел приземлиться – уже отлично, какие бы огрехи он ни допустил в полёте. Даже анекдот есть: курсант приземлился, инструктор сказал – «Отлично!» и горько заплакал…

Из группы учеников обязательно кто-то усвоит программу похуже. Был и у меня такой «воздушный ужас» – Витя Ананьев. Вроде всё понимает, а ничего не говорит. Настолько флегматичный и спокойный, что у командиров руки опускались. Спрашиваешь, бывало: «Витя, ты вертолёт справа видишь?!» А он: «Вижу… Ну и что?» Так когда он взлетал, диспетчеры передавали другим пилотам по рации «Ахтунг, в воздухе Ананьев!». Точно так же немецкие асы во время Великой Отечественной предупреждали друг друга о том, что в небо взмывали советские истребители. Но Витя справился, он вообще был отличный парень, хоть и тугодум. Орден Красной Звезды получил потом в Афганистане…

Три полка сменились полностью, один за другим отправлялись «борта» в Афган – а меня раз за разом снимали с самолёта. Сижу уже в каске, с вещмешком и оружием, вот-вот взлёт… и опять команда: «Смирнов! С вещами на выход!» Инструкторов не хватало. То ли судьба хранила, то ли я был больше нужен здесь, чем там, «за речкой». Наш выпуск – 300 пилотов – мы называли между собой «300 спартанцев». Сейчас в живых осталось едва 5% — и в основном всех моих однокурсников «съел» Афган. Причём большинство погибло не в боях, а от коварного, не сразу дающего о себе знать гепатита.

Поэтому сейчас мы весьма скептически относимся к добровольцам, желающим повоевать на Украине. Это чужие интересы, и гибнуть за чей-то толстый кошелёк или политические амбиции у нас, ветеранов, нет ни малейшего желания. Слишком хорошо нашему поколению известно, что это такое. Хотя есть и из нашего выпуска такой «рейнджер» — ему уже за 50, а он вступил в ополчение где-то там, в Донбассе. Воюет за свой счёт… Мы с ребятами его не осуждаем: каждый сам выбирает путь. Для кого-то жизнь – вечный бой, а для меня – высочайшая ценность. Я давно пропагандирую здоровый образ жизни, сейчас с единомышленниками создаём комплекс отдыха в экологически чистом районе Уральских гор. К тому же этим летом я нашёл своё давно утраченное счастье. С моей Марией Константиновной дружили в молодости, а потом потерялись. Я менял адреса воинских частей, она отучилась и переехала в другой город, я даже не знал, в какой… Больше сорока лет мы не слышали друг о друге ничего, и вот этим летом совершенно случайно столкнулись на улице родного города Тутаев Ярославской области. Взялись за руки – и больше не расстаёмся, видите, приехал к ней в гости в Старый Оскол. Пусть мы смогли создать семью лишь под старость, но наши чувства остались такими же, как в молодости!

Наталья ЧЕРНОВА

Рубрики: Наш человек   |   Наверх

Обсуждение закрыто.