Новости Оскола » Blog Archives » За руль в 16 лет?
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

За руль в 16 лет?

26.02.2015

МИСиС и ВЭПИ поспорили: нужно ли выдавать права подросткам

Депутат Госдумы Олег Смолин в ноябре прошлого года предложил разрешить несовершеннолетним управлять автомобилем под присмотром взрослых. Он полагает, что в 16 лет уже вполне можно доверить «легковушку». Правда, вести машину юнцы должны только в сопровождении опытного водителя. То есть если рядом будет папа с водительскими правами – сын сможет вести авто. Мнения по этому поводу резко разделились. Многие категорически против такого подхода. Мол, ситуация на дорогах итак не айс, а тут ещё малолетки добавятся. Их оппоненты возражают: не так уж всё и плохо, рациональное зерно в предложении депутата есть.

«За» и «против»

Дискуссию подхватили и старооскольские студенты. 19 февраля в Центре молодёжных инициатив мы услышали доводы «за» и «против». Всё это в формате поединка двух команд. Публичный обмен мнениями в рамках городской лиги дебатов «Де-По» существует с 2010 года. За выход в финал боролись 8 команд, но до финиша добрались только «Фемида» Воронежского экономико-правового института и «Сборная им. Аркадия Укупника» Московского института стали и сплавов. Но если «Сборная» в дебатах новичок, «Фемида» привыкла к ментальным поединкам. Забегая вперёд, скажу, что именно команду ВЭПИ жюри и признало сильнейшей.

Каковы правила игры? В дебатах по Карлу Попперу (простейший формат игры — для дебатёров-новичков) соперничают две команды по 3 человека в каждой – «Утверждение» и «Отрицание». Перед началом поединка жребий (а иногда и жюри) определяет тему из разряда актуальных. В этот раз, положим, могли выпасть такие варианты: «Работа только по специальности», «Алкогольная ширма», «Интернет-сленг — комфорт или деградация языка?», «Военно-патриотические клубы – альтернатива срочной службы?» Но ребятам достались автоправа. На обсуждение темы перед игрой командам отводилось 10 минут.

deb

 — Если уголовная ответственность наступает с 14 лет, значит, подросток в состоянии отвечать и за свои действия за рулём – это раз. Экзамены на права сдают в 16 лет, но водить машину можно только с 18. Но это же абсурд! Чтобы теория не забылась, нужна практика. И это второй довод в пользу получения прав с 16 лет. Третье: нам кажется странным, что водить мотоцикл с 16 лет можно, а машину – нет, ведь мототранспорт опаснее, — настаивал оратор «Фемиды». Ему возражал спикер «Сборной им. Укупника»:

— Подростки морально не готовы к тому, чтобы сесть за руль, у них идёт период созревания, так что переходный возраст – не лучшее время, чтобы стать водителем. Это наш первый аргумент «против». Второй – у подростка даже физически часто не хватает сил, чтобы управлять машиной. Третье – у них нет опыта в этом деле. И четвёртый момент: нестыковки в законодательстве. Сейчас после 11 вечера подростку запрещено находиться в общественных местах без сопровождения взрослых. А тут ему предлагают вести машину – чтобы законы пришли в соответствие, их придётся пересматривать.

Убеди меня!

Не всегда командам удавалось быть убедительными. Иногда ораторы откровенно «плавали» в теме, не знали значения слов (слово «прецедент» соотнесли с несчастным случаем), демонстрировали пробелы в знании законодательства. С одной стороны, это, конечно, «минусы», но с другой, всё вполне естественно – парни и девушки только учатся дискутировать, и такие дебаты как раз должны помочь им в совершенствовании практики публичных выступлений и умения отстаивать свою точку зрения. «НО» тоже поучаствовали в дебатах. Когда разрешили задавать вопросы из зала, мы поинтересовались у команды «Утверждения» (ВЭПИ): кажется ли им убедительным аргумент о финансовой несостоятельности подростков? Да, есть страховки, которые частично покроют затраты на ремонт машины в случае аварии. Но кто будет возмещать моральный вред? А если, не дай бог, в ДТП пострадают люди? А команду «Отрицания» (МИСиС) мы озадачили так: машина – не только средство передвижения, но и возможность заработать лишнюю копеечку (положим, развозить пиццу), возможность помочь родным (подбросить мешок картошки бабушке). Так может разрешить езду с 16 лет? Не скажу, что ответы удовлетворили на все сто, но это ведь только игра.

Не зацикливаться!

После словесной дуэли пообщались с Дарьей Андрейшевой, организатором и активистом молодёжной организации «Новое Поколение» Андрея Скоча. Нам показалось, что получился эдакий междусобойчик: зрительный зал не поражал многочисленностью, а дискуссия, между прочим, могла быть интересна многим. Может, раз уж речь шла о подростках, перенести формат встречи в школу?

— Мы тоже думали об этом. И даже попробовали в школе №3. Но опыт оказался неудачным. У студентов и школьников слишком разный уровень, — пояснила Дарья. – Вопросы задавали откровенно слабые. В старших классах, к сожалению, всё направлено на ГИА и ЕГЭ, поэтому ребятам не до игр. Да и сами директора не дают отвлекать ребят, предлагая общаться с 7-8 классами. Но это не подходит. Кроме того, дебаты проходят вечером и учеников тяжело собрать. Мы в школах практикуем другой подход – мастер-классы, тренинги. Учим ребят сценическому мастерству, клоунаде, танцам, рисованию…

— А политические дебаты практикуете?

— Категорически нет! Мы избегаем политики и религии – это табу. Наша задача – помочь стать гармонически развитой личностью. Кроме того, не хотелось бы, чтобы думали, что мы пиарим какую-нибудь партию.

— Но ведь можно вспомнить партии лейбористов, демократов, республиканцев, социалистов, коммунистов, неоконсерваторов – в мире столько разных партий! Не стоит зацикливаться только на наших. У ребят должно быть представление о происходящем в мире.

— Мы подумаем над предложением.

А мы надеемся, что «Новое Поколение» будет чаще приглашать нас, ибо пока о деятельности этой молодёжной организации широкой публике известно немного.

Лариса УЛЬЯНЕНКО

Рубрики: Городское   |   Наверх

Обсуждение закрыто.