Новости Оскола » Blog Archives » Легенда о бронепоезде
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Легенда о бронепоезде

02.04.2015

…оказалась реальностью: наш город защищали «Лазарь Каганович» и «Большевик Урала»

Старооскольские старожилы рассказывают, что последним регулярным подразделением Красной Армии, покинувшим город 2 июля 1942 года, перед самой оккупацией немцами и венграми, был бронепоезд. Среди поисковиков тоже ходило немало легенд о бронепоезде, отбивавшем атаки фашистской авиации на железнодорожную станцию и Старый Оскол.

Косвенные свидетельства

Иван Андреев, руководитель Белгородского регионального объединения «Поиск», вспоминает: «В восьмидесятые мы, школьники, занимались в УПТК на Котле. И бегали, как тогда говорили, «на бронепоезд», рядом с железной дорогой. Там находили пороховые трубочки, гильзы, видели большой бронелист».

Осенью 2008 года в районе ст. Котел горел лес, и слышались взрывы. Жители Сорокино подумали, что это дают о себе знать боеприпасы времен Великой Отечественной и обратились к спасателям. Начальник поисково-спасательной службы Управления ГО и ЧС Владимир Куликов рассказал: «В начале декабря мы начали разминировать участки сгоревшего леса. 6 декабря спасатель Олег Косинский обнаружил скопление 75-ти миллиметровых английских артснарядов. А в нескольких метрах от них ребята наткнулись на бронелист, предположительно от обшивки бронепоезда».

— Чтобы загрузить тяжелый квадратный лист в машину, вызывали эвакуатор с краном, — говорит Олег Косинский. — Рукотворный рельеф местности указывал, что рядом было укрытие для техники. И в самом деле, под землей оказались рельсы старой железной дороги. Капонир заканчивался тупиком. Рядом — железнодорожная насыпь, которая через разрушенный мост вела к р. Оскол. На одном берегу — сгнившие сваи, на другом — фундамент большого дома с двумя входами-выходами, похожий на остатки станционного здания.

Прямые доказательства

В личном фонде первого руководителя клуба «Поиск» Эдуарда Григорьева есть письмо начальника медслужбы, фельдшера 39-го отдельного дивизиона бронепоездов Валиханова Сабира Алимовича. В нём — описание боёв на ст. Старый Оскол: «…28 июня 1942 года нами сбито 4 бомбардировщика противника, повреждено более десяти. …29 июня, прикрывая отход четвертого танкового корпуса, мы отбивали атаки более десяти самолетов. 30 июня дивизион переподчинен 24-му танковому корпусу, и мы совместно с танкистами отражали немцев. 2 июля в первой половине дня дивизион прикрывал отход 24-го танкового корпуса генерала Баданова. При защите Старого Оскола дивизион попал в окружение…»

В архиве Минобороны РФ нашлись документы, где сказано, что 39-й отдельный дивизион бронепоездов (ОДБП) начали формировать 1 декабря 1941 года на ст. Челябинск и закончили на ст. Москва в апреле 1942 года. Дивизион состоял из двух лёгких бронепоездов — «Большевик Урала» и «Лазарь Каганович». В докладе командира дивизиона капитана Пырикова написано: оба бронепоезда прибыли на ст. Старый Оскол 29 июня 1942 года. А 2 июля командир корпуса отдал распоряжение двигаться на север от ст. Старый Оскол в направлении ст. Набокино и прикрывать огнём отходящие части Красной Армии.

Но 39-й ОДБП не смог выполнить приказ: несмотря на предупреждение, железнодорожный батальон взорвал все стрелки и станционные сооружения, и выхода на север не было. Пыриков решил «Лазаря Кагановича» вывести на ветку КМА, а «Большевика Урала» оставить на главном пути и оборонять Старый Оскол.  Однако «…Каганович» был вынужден вернуться назад, так как мост через р. Оскол оказался взорван. Когда прибыли на главный путь, выяснилось, что комитет обороны уехал, не указав адреса. Отошли и воинские части. Чтобы спасти людей и технику, Пыриков приказал двигаться на юг, к ст. Валуйки. Пройдя 8 километров 39-й ОДБП, не доехав до ст. Котёл, встал: мост был повреждён. Фашисты начали обстрел из тяжёлой артиллерии с запада и северо-запада. Но бронепоезда не могли ответить: не было возможности для манёвра. В 22.30 командир и комиссар решили выводить бойцов из окружения, а бронепоезда взорвать.

…После этих документов стало понятно, что в декабре 2008 года сотрудники ГО и ЧС нашли место подрыва 39-го отдельного дивизиона бронепоездов.

Дмитрий ЗАРУБИН

 

Рубрики: Общество   |   Наверх

Обсуждение закрыто.