Новости Оскола » Blog Archives » «Прошу откликнуться»
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

«Прошу откликнуться»

14.05.2015

Пенсионер Анатолий Елисеевич Сапрыкин в 2011 году получил от родственников, которые  разобрали бумаги умершей бабушки Евдокии Прокофьевны, извещение о гибели своего дяди,  Николая Степановича  Клеймёнова (на фото). Документ датирован 1959 годом, а до того времени Николай считался пропавшим без вести. Место захоронения — станция Таловая Воронежской области.

— Я решил, что это не так далеко от нас, значит, нужно обязательно съездить на могилку.  В апреле по телефону связался с администрацией рабочего посёлка Таловая, чтобы узнать, где похоронен мой дядя, где находится этот 261 километр, который указан в извещении. Работники администрации всячески уходили от прямого ответа, говорили, что 20 апреля на станцию приедет поисковый отряд и будет вести перезахоронение. Сказали, что мне лучше будет позвонить им после 9 мая. Так я и сделал, услышав в ответ, что приезжали 4 поисковика, но ничего не нашли, а денег на дальнейшие работы у администрации нет.  Мне посоветовали зайти на сайт посёлка Таловая, что я и сделал. Там и прочитал, что на 261 километре произошло столкновение и крушение двух поездов, гитлеровская диверсия. В Лисках был бой, дивизия отошла, немец их погнал. А тот состав шёл на подкрепление, и они столкнулись. Там ехали солдаты, лошади, танки, пушки. Есть показания очевидцев, которым по 10-12 лет тогда было, что был страшный скрежет, взрывы, ржание лошадей, вагоны превратились в месиво, погибла тысяча человек. Моя мать, сестра Николая, ездила в Таловую сразу после после получения извещения с сестрой, его матерью. Она ещё тогда рассказывала, что никакого памятника, даже фанерной пирамидки со звездой в поле, где лежат останки такого количества военных, нет.

Поначалу в Таловой собирали документы, свидетельства очевидцев, говорили, что организуют музей. Потом всё заглохло, могила так и не найдена, а на соседних полях сажают картошку. Вот что я написал в письме, которое адресовал в Центральный военный архив: «Меня  потрясло и возмутило – до чего мы дошли. На месте захоронения около 1000 человек выращивают картофель. Боль и слёзы перехватили дыхание. Сколько помню бабушку, она очень голосила и причитала, а позже только тихо плакала, вытирая глаза уголком платка. Нужно по-человечески сделать перезахоронение. Пусть души матерей и их сыновей обретут покой. Прошу сообщить подробности гибели моего дяди, Николая Степановича, захороненного в 1942 году. Похоронен, наверно, при комиссии спецслужб, документы были при погибших и есть, наверно, списки…»

Расчёт Анатолия Елисеевича не оправдался. Из Центрального архива министерства обороны через три месяца пришла сухая справка, ничего не добавившая к тому, что он и без того знал: «Командир отделения 216 стрелкового полка 76 дивизии, мл. сержант Клеменов Николай Степанович, 1918 года рождения, уроженец Курской области, Старооскольского р-на, с. Коростово, призван Старо-Оскольским РВК Курской обл, погиб 17 июля 1942 г., похоронен: на 261 км разъезд ст. Таловая Таловского р-на Воронежской обл».

— Звоню заместителю главы администрации Дубовой Светлане Анатольевне: как же так, надо же что-то делать. Она говорит: миллион двести попросили поисковики воронежские, а у нас 12 тысяч населения, ни одного промышленного предприятия, нет таких денег.

В военкомате ответили то же самое. И тогда Сапрыкин пообещал написать президенту и министру обороны. Единственное, что изменилось после этого — с сайта исчезла вся информация о катастрофе и захоронении.

— Хочу найти родственников тех, кто пропал при этом крушении, связаться с ними, может, кто-то из них больше знает, — вот для чего пришёл Анатолий Елисевич в редакцию. — Напечатайте эту историю в газете, вдруг кто-то откликнется.

Прошу всех, кто что-то знает о жизни 216 стрелкового полка 76 дивизии в 1942 году, написать или позвонить в «Новости Оскола».

Лариса ЧАЩИНА

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.