Новости Оскола » Blog Archives » «Ангел революции» из Старого Оскола
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

«Ангел революции» из Старого Оскола

18.06.2015

Наш земляк – на красной дорожке римского фестиваля

О том, что в Сочи сейчас проходит фестиваль «Кинотавр», знают, наверное, все, кто интересуется искусством. А вот о том, что в получившем два приза на фестивале фильме «Ангелы революции» снялся староосколец – актёр нашего театра Алексей Солончёв, вряд ли известно широкой публике. Равно как и о том, что этот фильм в прошлом году получил специальный приз на фестивале в Риме, что Алексей присутствовал на церемонии вручения, фотографировался с дочерью Чарли Чаплина, а до этого снялся в 11 картинах, в том числе таких как «Убойная сила», «Менты», «Знахарь», «Диверсант».

akt1

На красной дорожке Римского кинофестиваля (Алексей – крайний слева)

akt2

Кто ещё из старооскольцев обнимался с дочкой Чарли Чаплина, Джеральдиной?

За Старый Оскол – всей душой

Страна должна знать своих героев! Я решила было снять покров с этой тайны и чуть не потерпела фиаско. Казалось бы «артист» и «скромность» — понятия несовместимые. Какое там! Взять интервью у этой местной «звезды» – мука мученическая. Кто бы мог подумать, что из человека, легко произносящего длинные монологи на сцене, каждое слово приходится вытягивать клещами? «А что здесь особенного? Обычная работа» – вот всё, что можно было от него услышать в первых строках. «Расколоть» его получилось, только прибегнув к теме патриотизма – должны же старооскольцы знать, что название нашего города прозвучало в интервью Алексея Федорченко, режиссёра фильма «Ангелы революции», второй год кочующего с фестиваля на фестиваль! Тут Солончёв стал поразговорчивее:

– Я за Старый Оскол всегда всей душой!

Ну да, иначе чем объяснить тот факт, что 5 лет вполне успешно отработав в Москве, он вернулся в родной город? Если по порядку, то дело было так. Лёша родился и вырос в Старом Осколе, в обычной семье, никакого отношения к искусству не имеющей. Мама – терапевт в горбольнице №1, папа – водитель большегруза. Но от судьбы не уйдёшь, и в конце 90-х он попал в школьный спектакль, специально подготовленный для традиционного смотра городских театральных коллективов. Тогдашний режиссёр нашего театра Виктор  Оршанский оценил талант мальчишки и пригласил его в театральную студию. Алексей решил попробовать и понял, что это его. Хотя раньше больше увлекался спортом – футболом, дзюдо.

В 2000 году, окончив школу, начал штурмовать театральные институты. В московские не поступил, отправился в Северную столицу. Поступил в Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств на факультет режиссуры и продюсерского мастерства.

– За те годы, что учился в Питере, столько талантливых людей сгинуло вокруг меня  в никуда. Сложно остаться в нашей профессии. Я, надеюсь, остался…

2005 год. Начал работать в московском театре ДОК. Вот что говорит о нём «Википедия»: «Документальный театр, основанный на подлинных текстах, интервью и судьбах реальных людей, является особым жанром, существующим на стыке искусства и злободневного социального анализа. Творческие группы театра создают спектакли на основе встреч с реальными людьми, на самые актуальные и своевременные темы окружающей действительности». А вот как описывает свою работу Алексей:

– Сейчас они совсем ушли в политику. Но вообще всегда ориентировались на те проблемы, которые злободневны сегодня, в данный момент. Их не волнует какая-то вечная любовь, дружба, быт… В спектакле «Герой»  я играл парня, который вернулся с чеченской войны и никак не может найти своё место в жизни. Это был очень точный спектакль благодаря самой пьесе и постановке, попадал в сердца людей. Автор – мой ровесник (Алексею 32 года – прим. авт.) – уже умер, а был очень талантливый человек. Он ездил автостопом по стране, разговаривал с людьми и на основе этого создавал свои пьесы. Потом «Героя» стали меньше играть. И вообще у меня свои взгляды на жизнь, на мироустройство. На том этапе это было хорошо, но он закончился.

Так в 2009 году Алексей Солончёв вернулся в родной город и театр, который дал ему путёвку в жизнь.

– Нет желания уехать обратно?

– В Москву? Нет, конечно. Поработать, съездить на несколько дней можно, а жить – я никому ничего плохого не сделал, чтобы жить в Москве. Наоборот, здесь работать удобнее. Я выборочно снимаюсь, далеко не во всём, что мне предлагают, я любую свою роль могу объяснить, что и зачем я там делал. Снимаюсь только в чём-то достойном, но моё местонахождение никак не мешает, наоборот помогает.

Про кино и про театр

– Известно, что театральные режиссёры  не любят, когда актёры в кино снимаются.

– Конечно, не любят, кому понравится, что человека нет на рабочем месте? Но если говорить конкретно об «Ангелах революции», то это не какой-то сериал ради зарабатывания денег, а настоящее кино. Его создатель Алексей Федорченко – один из известнейших кинодеятелей сейчас.

– То есть, это уже настоящее искусство?

– Я так, наверное, не имею права говорить о своей работе. Но это кино. Поймут его или не поймут, не знаю. Это артхаус, там нет стрелялок-догонялок, но он и не слишком замороченный, нормальный для понимания, очень эффектный, с театральными вкраплениями. Это надо смотреть. Наверное, после «Кинотавра» его уже выпустят в прокат.

А вот что говорят кинокритики о фильме Алексея Федорченко: «Это многослойная книжка-раскладушка, яркая, как обертка от пряника и многоплановая, как любая притча, в которой документальность сплетается с режиссерскими находками и этническим колоритом хантов и ненцев. Их-то молодая советская власть и старается приучить к цивилизации. Коренные же жители забирают детей из построенных школ, отказываются ходить в больницы и вообще чуть что — хватаются за копья или ружья. Туда, во глубину отечественных руд, и отправляются четыре друга во главе с Полиной Шнайдер, чтобы обаять новым искусством коренные народы Севера, чтобы заставить их шагать в ногу со временем. Вероятно, такое кино хорошо показывать если не в школах (все-таки 16+), так в институтах — тонизирует интерес к истории».

– По сюжету я – учитель местной школы, против которой восстало местное население. В фильме его туда сослали, так было – всё основано на документах. Это Казымское восстание, про которое мы мало что знаем, а у них там это все хорошо помнят.  …Могу и про другое кино рассказать. Вот, смотрите: это я гриб играл в фильме «Яхонты» у Рустама Хамдамова. Он неизвестный для широкого круга, но очень популярный в узком кругу – первый человек, чьи картины при жизни висят в «Эрмитаже». Это всё не развлекательные, а малобюджетные фильмы, кассу большую они не сделают.

– Возвращаемся к теме пересечения театра и кино.
– Наш художественный руководитель Семён Михайлович Лосев не против, чтобы мы снимались, понимает, что на нашу зарплату не проживёшь. Но театр всё равно важнее. Театр – это основа, это если хотите бытового сравнения – борщ, а кино – деликатес, как кусочек торта. Это совершенно разные вещи.

Работать за идею

– Какая миссия у Старооскольского театра сегодня?

– Меня, наверное, неэтично об этом спрашивать, но как говорит Семён Михайлович, – чтобы не забывали моральные ценности.  Прививать, если это молодое поколение, если люди постарше – ещё раз об этом поговорить. Наш театр несёт какую-то моральную нагрузку в каждом спектакле,  хочет что-то доброе передать, задеть какие-то струны души. И то, что наш театр — небогатый, это плюс. Потому что у нас нет случайных людей, все работают за идею, за смысл.

– Вы рады, что идёт реконструкция?

– Не то слово! Если сделают, как задумали – два здания, три сцены – это будет один из лучших театров в стране.

– По содержанию он и так один из лучших, это говорят многие критики, сама слышала это от дочери Олега Ефремова.

– В стране театральное искусство сейчас в упадке. Театр старается бежать за телевидением, Интернетом, конкурировать, стараются лёгким способом – оголяют девушек, привносят на сцену физиологию, эпатаж… Наш театр – о другом. У Лосева, как у любого большого художника, свой стиль, и он меня полностью устраивает.

– Алексей, ваши родители вами гордятся?

– Ой, ну зачем такие вопросы? Надеюсь, гордятся, но что я такого сделал? Не спас утопающего, не вытащил кого-то из горящего дома. То, что кино попало на фестиваль — это заслуга тех, кто это кино делает. А я – дай Бог, один какой-то винтик в этом механизме.

– У вас есть ли любимая роль в нашем театре?

– Так не должно быть, мне кажется. Главное – возможность выходить на сцену и что-то говорить, что-то нести людям.

– Что вы чувствуете, когда после спектакля публика долго аплодирует стоя?

– Я живу мыслями персонажа и не имею права чувствовать «народную любовь». Нужно до последней секунды передавать мысль, о чём ты играешь. Чувство, как ты сыграл – только после того, как закроется занавес.

– Но вы же видите, как люди в финале слёзы вытирают.
– Это значит одно – мы нормально, честно отработали.

Беседовала Лариса ЧАЩИНА,
фото из архива Алексея Солончёва

Рубрики: Наш человек   |   Наверх

Обсуждение закрыто.