Новости Оскола » Blog Archives » Вдове и матери солдата
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Вдове и матери солдата

17.07.2015

Жительница с. Шорстово стала прообразом памятника

Наталья Мерзликина с трепетом перебирает старые  фотографии. На одной из них — памятник «Вдове и матери солдата». В монументе навсегда застыл образ женщины, рядом с которой девочка и мальчик.

PMT2

— Это вдова. Она всматривается далеко-далеко и ждет мужа. Но он уже не вернется. Никогда, — голос Натальи печален. — Позировала для скульптора моя мама Мария Хорхордина. Стоящие рядышком мальчик и девочка — я и мой брат Арнольд.

Монумент установлен более 20 лет назад при въезде в село Бобровы Дворы со стороны Губкина. Идея увековечить память тех, кто знает о горестях военного лихолетья не понаслышке принадлежала Николаю Чуеву — председателю Совета ветеранов. Автором памятника стал скульптор Анатолий Шишков.

PMT3

Мария Хорхордина — на открытии памятника

— Он-то и выбрал мою маму из всех вдов Губкинского района. На открытии памятника она читала свои стихи. Да, мама была талантливая. В 1995 году опять-таки по инициативе Николая Чуева была выпущена брошюра с мамиными стихотворениями. Она писала на разные темы: о природе, животных, войне, — делится воспоминаниями Наталья Андреевна.

Брошюры разлетелись как горячие пирожки по школам, друзьям, знакомым… У Натальи Андреевны остался лишь один экземпляр — на память. Марии Хорхординой не стало пять лет назад. До 99 лет женщина не дожила всего два месяца.

— Я родилась в селе Шорстово (Губкинский район). В семье нас было двое — я и мой брат Арнольд. Он старше на пять лет, — вспоминает Наталья Мерзликина. — А вот у мамы — семья огромная. Помимо нее было 10 детей. Еще будучи молодой девушкой мама уехала в Старый Оскол. Ее тетя помогла устроиться на работу. В городе мама и познакомилась с папой Андреем Степановичем. В то время он был учителем начальных классов. Мама много о нем рассказывала. Он был красавец  и щеголь еще тот: черные кудрявые волосы, носил пиджаки в клетку, по моде. У него даже было кожаное пальто на лисьем меху. Правда, перед войной, когда очень нужны были деньги,  пришлось его продать. У них с мамой завязались отношения, они поженились.

До войны Андрей Степанович и Мария Федоровна жили в Старом Осколе.

— Позже мама перетянула папу на родину, в Шорстово. В скором времени мирные дни скрылись под черной вуалью войны. Тогда мне и года не было. Папу забрали на фронт прямо под Новый год. Он успел прислать только одно письмо. А затем мы узнали, что он погиб. Рано мама осталась вдовой  и не вышла повторно замуж. Никого из мужчин к себе и близко не подпускала, — делится воспоминаниями Наталья Мерзликина. — Мне папы очень не хватало. Знаете, как тяжело расти без отца. Я хорошо помню, как в детстве, увижу какого-нибудь солдата, бегу к нему и называю папой,  — глаза Натальи Андреевны искрятся слезинками. — Знаете, несмотря на то, что во время войны я была еще совсем крохой, звуки взрывающихся бомб остались в памяти. Теперь не могу смотреть салют — непроизвольно начинаю плакать.
Немцы спалили нашу хату. Вместе с ней полыхнул и сарай. Мне мама рассказывала, что у отца была великолепная библиотека. Все книги он хранил в сарае в плетеных корзинках. Во время пожара мама пыталась спасти книги. Начала выносить их из сарая, а к ней подскочил эсэсовец, давай отбирать литературу и — в огонь. Даже Толстого выбросил. Но вдруг ему попадается книга Пушкина — стихи, повести, сказки. Эсэсовец неожиданно пробормотал: «О-о-о, Пушкин. Гуд-гуд-гуд». И отдал маме. Представляете? Так мы остались без крыши над головой. Жили у тех, кто приютит.

После войны жизнь потихоньку начала возвращаться в прежнее русло. В школу я каждый день ходила пешком в соседнее село. Учителя у нас были просто замечательные. Как бы странно ни звучало, но в школу ходила, как на праздник. Я очень любила учиться. В 15 лет окончила школу и уехала в Калиниградскую область, где работала телефонисткой. Спустя время снова вернулась домой. Знакомая устроила меня в военкомат, где я и познакомилась со своим мужем. Дело вот как было. Приходит к нам однажды молодой человек. Я давай его ругать за грязные сапоги. Мол, сначала обувь отмойте, а потом заходите. В то время как раз Губкин строился, грязища стояла невозможная, а он работал, оказывается, в строительном управлении мастером. Он смотрит на меня и улыбается, но послушался. Обувь вычистил и говорит: «Вот моя жена не такая как вы. Она у меня добрая». Через некоторое время мы с ним встретились на танцах. Он меня приглашает, а я ему: «С женатыми не танцую». Как потом выяснилось, не был он женат, пошутил. Так мы и начали общаться, а потом поженились, — смеется Наталья Мерзликина.
Где только за время замужества ни побывала Наталья Андреевна. Одно время даже вместе с мужем и двумя детьми жили на Колыме.

— Когда мы туда приехали, меня съедала жуткая депрессия. Все потому, что зима длинная, температура минус 50. Я же была рыжеволосая. А рыжие — люди солнечные. Мне стало абсолютно безразлично все. Меня даже дети не радовали. Муж удивлялся и говорил, мол, Наташа, я тебя раньше такой никогда не видел. Зато когда пришло лето, я оживилась. Дела пошли на лад. Но через полтора года пришлось уехать — заболел ребенок. Врачи сказали, что если Север не покинем, есть вероятность заболеть астмой, — рассказывает пенсионерка.

Сменила семья Натальи Мерзликиной не одно место жительства, в конце концов осела в Старом Осколе, где она живет до сих пор, но без мужа. Он умер 10 лет назад.
Самое большое ее счастье — дети и внуки. Собраться за столом — их традиция. И ни одно застолье не обходится без песен. С удовольствием Наталья Андреевна посещает и комплексный центр Управления соцзащиты, где поет в коллективе «Лейся, песня», состоит в школе деловой активности «Маячок». Как и ее мама Мария Федоровна, неравнодушна к стихам. Их она тоже пишет сама:
Я родилась в безвестной деревеньке,
Красивой, милой русской стороне,
Где в зарослях черемух и сирени,
Пел трели курский соловей и мне.
Шел первый год войны, под грохот канонады,
Я появилась в этот мир земной,
И мой отец ушел на фронт солдатом,
Чтоб от фашистов защитить меня собой…

Кристина ГОДОВНИКОВА,
фото из архива
Натальи МЕРЗЛИКИНОЙ

PMT1

Скульптор Анатолий Шишков выбрал Марию Хорхордину из всех вдов Губкинского района

В ТЕМУ

Скульптор Анатолий Шишков родился в 1946 году в селе Черновка Тамбовской области. С 1979 года постоянно живёт и работает в Белгороде. В 1980 году его приняли в ряды Союза художников СССР, а в 2005 году он был удостоен почётного звания «Заслуженный художник России».

 Анатолий Александрович в своем творчестве отдаёт предпочтение монументальной скульптуре, а также портрету, рельефу и бытовому жанру. Наибольшую известность ему принесли памятник актеру М.С. Щепкину, установленная на Третьем танковом поле богиня Победы «Ника», Ротонда с ангелом, памятники Шухову, Бунину, целый ряд популярных в Белгороде контактных скульптур и многие другие.

Рубрики: Общество   |   Наверх

Обсуждение закрыто.