Новости Оскола » Blog Archives » Продажные души
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Продажные души

14.04.2010

Профессия продавца зачастую вызывает у оскольчан негатив, а должна – сочувствие

– Да что это за работа – за прилавком стоять! Там нахамил, тут обвесил – день и прошел. В продавцы одни хамы идут, чего о них писать? Вечно болтают, курят, на нас внимания не обращают – примерно так отреагировала очередь в одном из магазинов, когда я спросила, что они думают об этой профессии.

Ага… Значит, прямо-таки все до единого продавцы у нас безучастные, ленивые хамы, пришедшие в торговлю с единственной целью – обогатиться? Выходит, это они строят себе коттеджи и ездят на дорогих иномарках? Они лидируют в рейтингах хамства?

А вот статистика доказывает, что торговцы – в отличие от чиновников – по уровню достатка и социальной защищенности плетутся в самом хвосте списка профессий. Получается, они совсем не такие, какими мы их видим со стороны?

По ту сторону прилавка

Продавец – существо несчастное и униженное. Причем с двух сторон. Его параллельно прессуют хозяин и покупатель. В результате нервы выходят из строя. И даже самые вежливые и интеллигентные начинают огрызаться.

…Интеллигентные? Вы спросите: «Где вы видели среди продавцов интеллигентных людей? Там же сплошь и рядом …гм-мм… редиски». А вот и не угадали. Перестройка, потом дефолт, а затем и кризис загнали за прилавок в том числе и представителей интеллигентнейших профессий. Особенно много среди них оказалось учителей и воспитателей.

Знакомьтесь: Валентина Куликова. 53 года. В прошлом – любимая воспитательница моего сына. В настоящем – продавец яиц:

– На рынок я ушла лет шесть назад. Когда стало невмоготу. Зарплата у воспитателей была около 3 000 рублей. На эти деньги не то что выучить сына, выжить было невозможно. Сначала просто подторговывала в выходные, а затем и вовсе ушла из садика. Хотя профессию обожаю! Но пришлось выбирать: или любимая работа, или зарплата.

Ужас! Ужас! Ужас!

Большинство продавцов работают в кошмарных условиях. Особенно достается «рыночникам» и сотрудникам супермаркетов.

Первые вынуждены пахать на холоде и жаре. В дождь и ветер. В будни и выходные. Зимой, одевшись, как капуста, в тысячу одежек, они выглядят нелепо. А летом, задыхаясь под полиэтиленовыми крышами, натянутыми между металлическими будками, разоблачившись едва ли не до исподнего, кажутся неприличными. Проходя мимо, мы с неприязнью думаем: «Тоже мне, разделась тут, бабища! Постеснялась бы оголяться!» А «бабища», выпив вторую таблетку нитроглицерина, не знает: как досидеть до конца рабочего дня.

А тюки??? Вы пробовали на себе таскать многокилограммовые баулы? Из Москвы ли, Харькова, Турции. Когда руки немеют, а таможня, нагло усмехаясь, требует отступных. Когда в салоне автобуса дым от сигарет стоит коромыслом? Когда вроде бы сто раз осмотренный товар дома оказывается бракованным? И когда вместе с кризисом ощутимо тают покупатели…

Продавцам супермаркетов тоже не намного легче.

Екатерина Тарасова, проработав в одном из подобных магазинов, так вспоминает то время:

– Работа в круглосуточном гипермаркете – самое ужасное, что может быть. Хуже, наверное, только торговать на рынке. Нас нельзя было назвать продавцами, потому что мы ничего не продавали, а бесконечно грузили-разгружали, грузили-разгружали. Вот есть автокары. Они работали на верхних этажах (ставили на верхние полки так называемые полеты – обмотанные пленкой ящики с продукцией), а мы были автокарами низшей расы. Потому что машины все уважали, огораживали их ленточками, водителей проверяли на алкоголь… Нас же никто не уважал. Это мы, наоборот, должны были почтительно расступаться перед всеми. Наша задача была как можно проворнее выставлять товар на полки.

«Посчастливилось» мне работать и в ночь с 30 на 31 декабря. Выставляли бутылки с шампанским. Работали как заведенные. Это была самая кошмарная ночь в моей жизни. Очередь (!) в магазине была до трех часов! В полпятого утра она вновь выросла… Водители смотрели на нас свысока в прямом и переносном смысле. Потому что их было мало, а нас – как грязи. Одна продавщица зазевалась, забыла о субординации, подошла к машине сзади – и немедленно была «наказана». У нее оказались раздроблены кости стопы.

…Пользоваться мобильным – ни-ни. Сидеть нельзя. Ни минуты. Даже на корточках. Смена – 12 часов. Два дня в день, два в ночь, отсыпной, два выходных. Работала пять месяцев, после загремела в гинекологию от перегрузок, сразу после больницы уволилась. Зарплата – 6 тысяч, впрочем, недостачу высчитывали, поэтому раз на раз не приходился. Где-то через 8 – 9 месяцев зашла в родной отдел, девчонки рассказали, что зарплату еще урезали. Надо ли говорить, почему в профессию не вернусь никогда?

Хороши же вы…

– Знаете, почему я обвешиваю? – признается продавщица фруктов-овощей. – Вынуждена! В торговлю я пришла лет 15 назад из педагогики. И в первый же день хозяева надули на 12 килограммов. Я так ревела! Весь день ведь проработала бесплатно, да еще и должна осталась. А потом поняла: или ты, или тебя.

Покупатели замечают, что больше всего их надувают продавцы старой советской закалки. И чаще всего это происходит на рынке.

А вот самые равнодушные – молоденькие продавщицы ТЦ. Эти, по мнению старооскольцев, постоянно находятся в отлучках. Перекуры, трескотня с подружками.

Наиболее лояльные и честные по отношению к клиентам – сотрудники торговых точек шаговой доступности. Они знают всех покупателей в лицо и редко обманывают постоянных покупателей.

Бич торговых работников – некомпетентность. Особенно сильны претензии к продавцам бытовой техники. Вменяют в вину сотрудникам магазинов и излишнюю навязчивость. А также дурацкие вопросы из разряда: «Чем я могу вам помочь?»

Сами такие!

Впрочем, у продавцов к покупателям тоже масса претензий. В супермаркетах мы то и дело норовим что-нибудь стащить (желательно подороже). На рынке или в магазине можем купить вещь, надеть вечером в ресторан, а утром следующего дня принести: не подошла. Еще мы придирчивы и готовы спорить до хрипоты из-за 10 граммов, когда заказываем 200, а нам взвешивают 210.

На продавцов смотрим свысока, не признаем их за людей. Все свои претензии выплескиваем не руководству, а им. Надкусываем продукты прямо в торговом зале, бьем стеклянную тару, просыпаем порошок, выливаем на себя бытовую химию, нюхаем то, что нюхать не положено, открываем то, что отвинчивать ни-иизя! А еще приходим в магазины просто поглазеть, побрызгаться на халяву духами и испортить настроение продавцам.

Лариса УЛЬЯНЕНКО.

Вывод: хороший продавец – товар штучный. Встречается редко, в основном в мелких магазинах. Обидеть его может каждый. Недоплатить – любой хозяин. Защищаясь, продавец на грубость отвечает грубостью.

Добывается этот вид в недрах кооперативного техникума и в сфере образования. Размножается в условиях кризиса. Перемещается на своих двоих.

Рубрики: профессии   |   Наверх

    Один комментарий на запись “Продажные души”

  1. Сёва пишет:

    Я прочитал эту статью и прослезился. Ладно, шучу. А если серьезно, то продавцы во всем мире так работают. В Канаде, в славном городе Оттаве, помню посещал с компанией маркет, типа нашей «Линии», но только больше по размерам, и просто ради экономии денег не пошел со всеми в зал, а остался на скамеечке у входа (там думают о покупателях и ставят скамейки вдоль стен для ожидающих, в отличие от наших маркетов). Так вот, просидел я в ожидании своих товарищей около получаса, и как раз напротив касс, наблюдал за их работой, а время было предрождественское, народу — море. И ей Богу, мне стало жалко этих продавцов-девченок стоящих там на кассах. Там народ чего только не прёт через кассу, и телевизоры, и пылесосы и т.д. и т.п. плюс тут же продукты покупают. Продавцы работают стоя, хватают этот товар, двигают его, ищут ценник, помогают складывать в пакеты и все это в очень ОЧЕНЬ быстром темпе. Да, подумал я тогда, так это она одна сколько сотен килограмм (а может и тонн), стоя, всего лишь на кассе, двигает за смену, да ещё УЛЫБАЕТСЯ при этом каждому посетителю (у нас же всегда хочется задать вопрос продавцу — у а вас кто-то сегодня умер, что вы с таким лицом встречаете покупателя?).
    Смею вас уверить, что может быть Западная Европа является таким исключением, ну может быть и в странах Персидского залива продавцам дают расслабится на работе, вследствие местного менталитета, но во всём остальном мире это адская работа. Но се ля ви, как говорится, так зарабатываются деньги. Потом и кровью, можно так сказать. Тут ничего не попишешь, такая вот данность, такая специфика работы продавцов, такое к ним отношение.
    У нас же ведь каждый за себя, никто почти никогда не объединяется в компанию, которая потребовала бы улучшений условий труда и повышения заработной платы (хотя насчет повышения зарплаты, то разговор у нас всегда один — на выход). Но раз только устные жалобы звучат (можно сказать что в космос), а открытого протеста не видно и не слышно, то всех всё устраивает, тем более начальство, тех кто командует тем маркетом наверху. А начальство, так вообще у нас в основном только прибыль интересует, хотя это тоже важно, ведь из прибыли и зарплаты платят, но круг замыкается, когда нет требований, то и нет никакой ответной реакции…
    Вывод: Объединяйтесь и не молчите, тем более в нашей стране это уголовно не наказуемо. Тогда постепенно слово продавец не будет звучать с ругательным оттенком.