Новости Оскола » Blog Archives » Дарить людям радость
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Дарить людям радость

02.03.2016

…стремятся артисты Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева

Когда прославленный коллектив приезжал к нам год назад, артистам на память преподнесли светящийся сувенир: «Это чтобы вы нашли дорогу сюда, чтобы следующего вашего визита не пришлось ждать 36 лет» (впервые моисеевцы выступали у нас в 1978-м году). Помог сувенир или нет — неизвестно, но прошло не так много времени — и вот звёзды вновь блистают на нашей сцене — благодаря поддержке Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». 18 и 19 февраля они выступили перед губкинцами, а 20 и 21-го — перед старооскольцами, представив номера из программы «Танцы народов мира» и одноактный балет «Ночь на Лысой горе».

m7

«Для своих танцевать приятнее»

Вечером, 18 февраля, в фойе губкинского ДК «Форум» журналисты с нетерпением ожидали встречи с руководителями ансамбля. Узнав, что репетиция идёт уже четвёртый час, прислушивались к доносившимся из зала музыке, указаниям хореографа и обсуждали возникшие у артистов сложности. Художественный руководитель ансамбля Елена Щербакова пояснила:

— Репетиция трудная, пытались вместить свою программу в эту сцену, она маловата для нашей постановки. Но, кажется, мы справились.

Елена Александровна рассказала, что в некоторых номерах занят почти весь коллектив — около 80 человек. Вписать их в сцены «Форума» или «Комсомольца» нелегко. Но задача неразрешимой не является, поскольку  сделаны постановки были Игорем Моисеевым очень логично и разумно.

По словам Елены Щербаковой, моисеевцы очень ответственно подходят к гастролям любого уровня:

— Для нас нет второстепенного зрителя. Где бы мы ни были — в Губкине, Саратове, Магадане, Санкт-Петербурге, Париже — мы стараемся доставить людям удовольствие.

Отметив, что ансамбль принимают «на ура» в разных странах мира, она призналась:

— И всё же приятнее танцевать «для своих». Особенно в глубинке, когда мы понимаем, что можем подарить людям радость, которую они будут вспоминать долго.

Феерия танца

…Открывается занавес, и кто-то в зале ахает: «Боже, все как на подбор!» Но звучит музыка, плывет по сцене пара, вступает хоровод – и мысли улетучиваются. Остается только танец – то лиричный, то озорной и неудержимо быстрый. И только с последним аккордом выдыхаешь: «Что это было? Невероятно!» А это было «Лето», одна из визитных карточек коллектива.

m17

«Лето»

А на сцене тем временем появились горделивые «поляки» в расшитых костюмах — и уже несётся весёлый задорный «Краковяк».

m16

«Краковяк»

Изящное корейское «Трио» сменяется сумасшедшим болгарским танцем — парни несутся по сцене, выделывая невероятные па.

m15

«Трио»

Ритмичное аргентинское «Маламбо» заставило зал хлопать в такт музыке, поддерживая лёгких, как пух, знойных красоток и брутальных мачо.

m13

m12

«Маламбо»

Забавная медленная «Финская полька» (хотя полька — танец быстрый, но тут, видимо, намёк на темперамент) — это очаровательный мини-спектакль, заигрывание юной кокетки и ухажёра, и с лиц зрителей не сходят улыбки.

m11

«Финская полька»

Так же как и во время узбекского «Танца с блюдом», который запомнился еще с прошлогодних гастролей. Какие трюки с этим блюдом проделывает танцор! А как аппетитно он ест воображаемый плов!

m14

Узбекский танец с блюдом

Ну, а когда на сцене происходит «борьба нанайских малышей», зал чуть не плачет от смеха, наблюдая за подножками и увёртками. В финале же выясняется, что  «борьба» — это «театр одного актёра».

m10

И заключительным аккордом — фирменное моисеевское «Яблочко»! Кто ж его не знает? Но видеть вживую — это нечто! «Потрясающе! Это что-то фееричное!» — зрители не скрывали эмоций.

m9

Мурашки по коже

Второе отделение – «Ночь на Лысой горе»  — одноактный балет, поставленный  по мотивам произведений Гоголя, либретто к нему написал Игорь Моисеев. Начинается всё с весёлых народных гуляний, здесь и озорные парубки с девчатами, и строгие мамаши, и разухабистый цыган, и пьяница Пацюк с приятелями. Танцы, розыгрыши — фейерверк эмоций!

m8

m6

m5

m4

Но вот отгуляли и степенные семьи, и бесшабашная молодёжь. Суровые жинки разогнали по домам приятелей пьянчужки… А сам Пацюк так и заснул на поляне. И то ли во сне, то ли взаправду попал на самый настоящий шабаш, где его чуть было не принесли в жертву, благо — не успели до восхода солнца. Ведьмы, черти, прочая нечисть кружилась, летала по сцене. Невероятные акробатические трюки и демонический рок-н-ролл — мурашки по коже!

m3

m2

m1

Интересно, что этот балет впервые был поставлен в середине 80-х и поначалу попал под запрет советской цензуры: уж очень вольно вели себя ведьмы.

Зрители восторженно аплодировали, приглашая артистов выйти на «бис». Танцоры с удовольствием возвращались на сцену, исполняя отрывки из балета. «Спасибо! Вы — лучшие! Приезжайте, мы будем ждать!» — неслось из зала.

Елена СВИРИДОВА,
фото Валерия ВОРОНОВА

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Рассказывает Елена Щербакова:

«Балет Игоря Моисеева» — это наш товарный знак. Так нас назвали французы, когда ансамбль первым из советских коллективов приехал во Францию. В представлении французов балет — это самое прекрасное из возможных искусств. До выступлений ансамбля Игоря Моисеева они не представляли, что народные танцы можно исполнять так, как это делает наш коллектив. И слово «балет» — было самой высокой оценкой, которую дали мастерству моисеевцев. В Европе нас знают именно как «Балет Игоря Моисеева».

В нашем репертуаре около 300 постановок, практически все они сделаны еще Игорем Александровичем. Это не значит, что мы не развиваемся. Сегодня на сцене уже седьмое поколение моисеевцев, мы постоянно вводим в постановки новых танцоров, и каждый из них вносит что-то своё. После того, как в 2007 году Игорь Моисеев  скончался (на 102-м году жизни, — прим. авт.), мы поставили 5 номеров. В частности, болгарский танец из сегодняшней программы. Но, к сожалению, хороших хореографов, которые могут работать в нашем жанре, сегодня практически не найти. И это большая проблема.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

История Государственного академического ансамбля народного танца берет начало с 1937 года, когда молодой хореограф Большого театра Игорь Александрович Моисеев отобрал для своей первой труппы 35 артистов, в большинстве — танцоров-любителей. В основу хореографии коллектива легла классическая школа танца, что позволило добиться необыкновенной для фольклора синхронности, отточенности движений, довести уровень народного танца до профессионализма, поставив его в один ряд с классическим балетом.

В 1943 году Игорь Моисеев создал школу народного танца, которая  до настоящего времени является кузницей кадров для ансамбля. Говорят, что в этой школе воспитывают не просто танцовщиков, виртуозно владеющих техникой танца, а танцовщиков-актеров.

В 1955 г. ансамбль Моисеева первым из советских коллективов выехал на гастроли во Францию и Великобританию, а в 1958 году — так же первым — выступил в США. Всего за свою историю коллектив побывал более чем в 60 странах мира.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

После первых гастролей ансамбля в Париже француженки надели красные сапоги и шапки-кубанки, подражая увиденному в хореографической картине «Партизаны».

В Китае случился казус. Из-за моисеевского танца с лентами Мао Цзэдун чуть не лишил поста одного из министров: «Русские танцуют лучше нас китайский танец», — недовольно сказал китайский лидер своим подчиненным.

В 1958 году в Америке Моисеев увидел рок-н-ролл и решил показать его на родине. Его убеждали, что это невозможно, но он нашёл выход — сделал пародию на рок-н-ролл, назвав танец «Назад к обезьяне». Артисты танцевали зажигательно, зрители принимали номер «на ура».

 

Рубрики: Новости   |   Наверх

Обсуждение закрыто.