Новости Оскола » Blog Archives » Справедливо?
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Справедливо?

24.03.2016

Родственники погибшего под колесами поезда мужчины добиваются компенсации

 

В начале февраля прошлого года в семье Марии Осиповны Зубовой (имена и фамилии всех героев изменены, – прим. ред.) произошла трагедия. Около восьми вечера на 608 километре перегона «Роговатое – Старый Оскол» ее сын Дмитрий был смертельно травмирован грузовым поездом, принадлежащим ОАО «РЖД». Надо ли говорить, сколько горя принесло это известие матери.

Узнали подробности

Правоохранители стали разбираться в случившемся и выяснять все обстоятельства дела.  Постепенно клубок начал распутываться и удалось воссоздать всю картину происшедшего. Во-первых, стало ясно, что сам Дмитрий Зубов злоупотреблял спиртными напитками, неоднократно привлекался к административной ответственности, нигде не работал, на жизнь зарабатывал случайными заработками, но мыслей о суициде никогда не высказывал.

Утром 2 февраля 2015 года Дмитрий уехал на «Газели» вместе с приятелем Юрием из села под Старым Осколом, в котором проживал вместе с родителями. Приятеля позвал в качестве водителя, так как к тому моменту сам уже находился в состоянии алкогольного опьянения и не мог управлять машиной. Стоит отметить, что «Газель» принадлежала третьему лицу, поэтому полноправно распоряжаться ей ни Дмитрий, ни Юрий  не могли. Несмотря на это у Зубова возникла идея подзаработать, и он предложил приятелю продать машину по запчастям. Правда, тот отказался, полагая, что законная владелица транспортного средства будет против. Мужчины приехали в город и припарковались в одном из гаражных кооперативов, где Дмитрий хотел найти более сговорчивого водителя, согласившегося отогнать «Газель» на разборку. Юрий остался у машины, а Зубов ушел.

Подождав какое-то время односельчанина, Юрий решил спрятать машину на стоянке около рынка «Юбилейный», опасаясь, что горе-предприниматель несмотря на свое состояние, решится сам сесть за руль. В это время сам Дмитрий искал подельника. Мужчина забрел в один из гаражей и встретил там мужчину, вместе они начали распивать спиртные напитки. Через пару часов, видимо, когда алкоголь закончился, вместе отправились на остановку. Но уже через несколько метров собутыльник обнаружил, что Дмитрия рядом нет. Посчитав, что он пошел в другой гараж, мужчина продолжил свой путь.

Не успел затормозить

Как стало ясно, ни в какой гараж Дмитрий не пошел. Непонятно для чего, он отправился в сторону железнодорожных путей, расположенных неподалеку.

Около 20.00 локомотивная бригада грузового поезда следовала по кривому участку пути перегона «Роговатое – Старый Оскол». Примерно за 150 метров они заметили человека, приближающегося к железнодорожному пути. Машинист дал предупредительный сигнал и применил экстренное торможение. Но даже оглушительный гудок поезда не заставил Дмитрия остановиться, он продолжил путь. К сожалению, из-за небольшого расстояния предотвратить наезд на Зубова не удалось. После полной остановки состава, машинист выбежал из кабины, но Дмитрий уже не подавал признаков жизни.

Исследования показали

Судебно-химическое исследование выявило в крови Зубова на момент смерти 1,9 г/л этилового спирта, что соответствует средней степени алкогольного опьянения. Согласно справке по расшифровке кассеты регистрации поезда, установлено, что на скорости 51 километр в час зафиксировано экстренное торможение. А фактический тормозной путь составил 280 метров. То есть при всем своем желании машинист физически не смог бы успеть остановить состав.  Тем более, что пути Зубов переходил в неустановленном месте в темное время суток.

Учитывая все обстоятельства, в возбуждении уголовного дела в отношении машиниста было отказано. Стало понятно, что смерть мужчины наступила в результате грубых нарушений им «Правил нахождения граждан в зонах повышенной опасности, выполнение в этих зонах работ, проезда и прохода через железнодорожные пути» утвержденных приказом №18 от 08.02.2007 г. ОАО «РЖД». Проще говоря, из-за неосторожных действий самого пострадавшего, находившегося в неустановленном месте на ж/д путях в темное время суток в состоянии алкогольного опьянения.

Подали в суд

Через несколько месяцев после случившегося мама Дмитрия, Мария Осиповна, подала в суд иск о взыскании с «РЖД» морального вреда в размере одного миллиона рублей. Изучив все обстоятельства дела, Старооскольский городской суд с участием прокурора рассмотрел иск и решил взыскать с акционерного общества «Российские железные дороги» в пользу Марии Зубовой в счет возмещения морального вреда денежную компенсацию в размере 570 тысяч рублей и судебные расходы в сумме 10 тысяч рублей. Такое решение не устроило ответчика. Было принято решение подать апелляцию в Белгородский областной суд.  Также с решением не согласился прокурор, участвовавший в деле, и направил апелляционное представление.

2 февраля 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда рассмотрела дело и решила уменьшить компенсацию до 400 тысяч рублей.

Казалось бы, история на этом завершится. Стало известно, что  отец погибшего Дмитрия также обратился в суд с исковым заявлением о возмещении морального вреда. Видимо, родители Зубова решили любым путем «отвоевать» у «железных дорог» еще немного денег за погибшего сына.

Закон суров, но он закон

Ситуация весьма неоднозначная, ведь следствием доказано, что Дмитрий сам был виновен в своей гибели. Еще неизвестно, кто в этой ситуации больше пострадал – родственники погибшего или машинист поезда, который теперь живет с тяжелым грузом вины.

Однако закон говорит об обратном.  В статье 1100 ГК РФ четко прописано, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности. А в силу п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Понятно, что смерть сына нанесла его матери глубокую моральную травму. Но в соответствии с пунктом 2 ст. 1083 ГК РФ, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, размер возмещения должен быть уменьшен, поэтому сумма в один миллион, которую изначально затребовала Мария Зубова, была уменьшена.

Наталья ПРИВАЛОВА
Материалы дела предоставлены
помощником Старооскольского городского прокурора
Волчкевич Л.А.

Рубрики: Происшествия   |   Наверх

Обсуждение закрыто.