Новости Оскола » Blog Archives » И швец, и жнец…
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

И швец, и жнец…

07.04.2016

Директор МУП «РАЦ» рассказала о работе организации

МУП «РАЦ» существует в нашем городе с сентября 2009 года, но оскольчане до сих пор сомневаются в необходимости этой организации, в эффективности её работы. «Убрать посредников, и вернуть всё, как было раньше!» – такие высказывания нередко можно услышать от жителей Старого Оскола.

Проценты: мифы и реальность

А что именно вернуть? Что вызывает у оскольчан ностальгию, и что не нравится в дне сегодняшнем?

– «РАЦ» – посредник при сборе платежей, – уверено большинство горожан. – Те 4%, которые он берет за услуги,  –  это слишком много. Пусть начисления по квартплате ведут, как и прежде, ЖЭУ и ТСЖ, а ресурсники выставляют свои квитанции, заключив с нами прямые договоры. Платить же можно, как и раньше, в своем ЖЭУ или в Сбербанке. Тем более, что банк берет 1%, а не 4. А раньше мы и вовсе в банке оплачивали коммуналку без всяких процентов.

– Начнём с того, что ни один банк не работает, и никогда не работал бесплатно, – отвечает директор МУП «РАЦ» Александра Гераймович. – Если не берутся проценты с Плательщика, значит, они взимаются с Поставщика услуги. Был период, когда и ЖЭУ, и поставщики коммунальных ресурсов являлись структурными подразделениями одной организации – ПТЖКХ. Это предприятие заключало с банком и почтой договор, в соответствии с которым  население оплачивало коммунальные услуги без процентов. Комиссию (около 2,5%) банк списывал со счета ПТЖКХ. Юридические лица и предприятия оплачивают услуги банка самостоятельно.

Как пояснила Александра Ивановна, сегодня ни у Поставщиков услуг, ни у управляющих компаний  подобных соглашений с банком нет. Красивая же цифра «один процент» распространяется только на платежи через терминалы самообслуживания или через систему Сбербанк-онлайн. С тех же, кто вносит деньги через окошко кассы, банк берёт уже 3% (но не менее 15 рублей). А таких плательщиков немало и сегодня, в основном это пенсионеры. Средняя сумма в квитанциях – 3000 руб., комиссия банка при платеже через кассу составит 90 целковых.
По словам Александры Гераймович,  организовать сбор коммунальных платежей через Управляющие компании, было легко во времена существования ПТЖКХ. Но сегодня ЖЭУ и поставщики ресурсов – разные предприятия (разделение их было вызвано изменениями в федеральном законодательстве). А значит, перевод денег между их счетами все равно приведёт к взиманию банком процента за услуги.

– Еще одно устоявшееся мнение – это то, что 4% расчетный центр берет за посреднические услуги. На самом деле это не так. Стоимость услуги по переводу денежных средств поставщику посредством организации кассового места – 1,5% от суммы платежа, – рассказала директор «РАЦ».

– Эти деньги идут на оборудование кассового места со степенью защиты согласно требованиям закона, на зарплату и соц. налоги кассирам и бухгалтерам, ремонт, обновление и техобслуживание кассовых аппаратов, детекторов валют, счетных машин, сканеров штрих-кода и прочего оборудования, оплату инкассации, разменной монеты, эквайринговых услуг (при платежах по банковским картам, которые сегодня составляют от 15 до 17%, мы платим банку комиссию 0,8% от суммы платежа).

Вершина айсберга

– Приём платежей – это только малая часть нашей работы, – говорит Александра Гераймович. – Организация взаиморасчётов населения с поставщиками жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) – это и открытие – закрытие лицевых счетов, ведение реестра индивидуальных приборов учета коммунальных услуг, ежемесячное внесение в базу показаний индивидуальных счётчиков, ведение реестра собственников и потребителей коммунальных услуг, корректное начисление платы, печать и доставка платёжек…

Помимо этого «РАЦ» ведёт паспортно-регистрационный учет (с прошлого года и граждан, проживающих в ИЖС, частном секторе и селах округа), реализует социальные проездные билеты, готовит информацию Управлению соцзащиты для предоставления денежных компенсаций и субсидий.  Ведёт учёт несовершеннолетних граждан: эта информация позволяет Управлению образования прогнозировать необходимость создания дополнительных мест в детсадах и школах. Учёт же взрослого населения помогает в работе медицинским учреждениям, военкомату, Управлению внутренних дел и другим структурам. С самого начала перед МУП «РАЦ» были поставлены задачи ведения реестра собственников помещений и учёта муниципального жилья. В дальнейшем на предприятие возложили обязанность вести сбор взносов на капитальный ремонт (это не было инициативой «РАЦ») и бороться с теми, кто от уплаты этого взноса уклоняется.
Что же касается «раздутых штатов», то Александра Гераймович озвучила следующие цифры:

– К моменту организации Расчётно-аналитического центра работу по начислению платежей за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) и ведению паспортного учёта выполнял персонал численностью в 255 человек. При этом приёмом  платежей отдельно занимались специалисты Почты России и Сбербанка. Сегодня в «РАЦ» трудятся 119 работников, из них 78 – это паспортисты, бухгалтеры и кассиры. В наших пунктах приёма платежей оборудовано 38 кассовых мест. Из них 25 стационарных, где постоянно задействованы кассиры, а на 13-ти работают бухгалтеры в период пиковых нагрузок. В среднем у нас на одно кассовое место в день приходится 233 платежа. Сравните это с нагрузкой работника банка, который за день должен обслужить от 80 до 160 клиентов, на каждого из которых отводится от 3 до 6 минут!

Только высокая степень автоматизации позволяет сегодня решить проблему обслуживания граждан такой малой численностью. Обеспечить высокий уровень автоматизации процессов не под силу отдельно взятому предприятию: организация сайта, личного кабинета, автоматизированный прием показаний счетчиков, электронный обмен файлами по оплате с банками, УСЗН и Поставщиками услуг.

Про тех, кто не платит

Еще одна важная составляющая деятельности МУП «РАЦ» – работа с должниками. Ведь и ЖЭУ, и поставщики ресурсов неоднократно заявляли, что неплательщики – головная боль. На 1 января 2016 года «Теплоэнерго», например, недосчиталось более 200 млн руб., «Водоканал» – порядка 80, Управляющие организации – около 100. Всего же оскольчане недоплатили за коммуналку 389,2 млн руб.

О том, что делается в этом направлении, Александра Гераймович рассказывала довольно подробно еще в феврале этого года на совещании по претензионно-исковой работе. «РАЦ» начисляет пени, выпускает информационные материалы, готовит и размещает на сайте (а также на дверях подъездов) списки должников. Подаёт иски в суды. Сотрудники «РАЦ» участвуют в рейдах совместно с судебными приставами, в том числе при наложении ареста на имущество злостных неплательщиков.
Сказать, что все должники – люди бедные, язык не поворачивается. Ведь после предупреждений и карательных мер в  прошлом году поступило почти 4 тысячи платежей на суммы, превышающие 15 тыс. руб., а 60 должников единовременно заплатили более 100 тыс. руб. каждый. То есть деньги, и немалые, у этих неплательщиков водятся.

Если же человек задолжал, попав в трудную жизненную ситуацию, ему предлагают заключить мировое соглашение о рассрочке платежа. Это даёт возможность погашать долг частями, при этом получая субсидии (социально незащищённым или малоимущим гражданам).

Отдельный разговор – о должниках, проживающих в муниципальных квартирах. Хотя таких квартир в городе меньше 4000, а это лишь 4,4% всего жилищного фонда, немалая доля неплательщиков обитает именно здесь. Среди тех, чьи долги превышают 5 тыс. руб., «муниципалов» в три раза больше, чем «частников». В муниципальных же квартирах живут 54% из тех, чей долг зашкалил за 100 тыс. руб. С такими неплательщиками МУП «РАЦ» работает совместно с муниципальным жилищным надзором и Правовым управлением по переселению. За прошлый год обследовано 214 муниципальных квартир, жильцам которых выданы предписания с требованием погасить долги. «Неисправимым» же вручено более 300 предупреждений о переселении.

И снова интересный факт о финансовых возможностях должников: в 2015 году от неплательщиков, проживающих в муниципальном жилье, поступило 5 платежей на суммы порядка 300 тыс. руб. каждый.

Кто содержит «РАЦ»?

В настоящее время утвержден тариф для Поставщиков услуг в процентном отношении от суммы поступивших от населения оплат. Это сделано с целью, чтобы простимулировать работников «РАЦ» увеличить сборы. В структуре бюджета «РАЦ» отчисления от платежей «Теплоэнерго» составляют порядка 34%, Управляющих организаций – 25%, БСК – 17%, «Экотранса» и «Лифтовика» – 13%, «Водоканала» – 6%, Фонда содействия реформированию ЖКХ – 4% и около 1% приходится на отчисления от Управления образования и Управления соцзащиты.

– Когда говорят, что комиссионные отчисления не выгодны предприятиям ЖКХ и накладны для населения, не понимают, что Расчетный центр – это абонентский отдел одновременно «Теплоэнерго», «Водоканала» и всех управляющих организаций, и если его ликвидировать, то штат нужно будет увеличить в три раза, а потом оплатить три-пять разных квитанций, заплатив за каждую комиссионные банку. При этом также увеличивается время на обслуживание. И нужно будет всем городом ездить в «Водоканал» и «Теплоэнерго». Каждому предприятию придётся нанимать персонал, закупать технику, дорогостоящее программное обеспечение, организовать прием граждан – поясняет Александра Гераймович. – Если бы поставщикам услуг было бы не выгодно работать с Расчетным центром, вопрос его ликвидации был бы решен в течение одного часа. Ведь когда все данные сосредоточены в одном месте, появляется возможность получить максимальный результат с минимальными затратами.

Александра Яшкина,
Реклама. МУП «РАЦ»

СПРАВКА

МУП «РАЦ» существует с сентября 2009 года. Первым директором расчетного центра стал Николай Иванович Сигачёв. С мая 2014 года предприятие возглавила Александра Ивановна Гераймович.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

За 2015 год в кассах МУП «РАЦ» принято 2,4 млн платежей на сумму 2,9 млрд руб. и продано 318 701 Единых социальных проездных билетов.

26 бухгалтеров провели для 17 тысяч жителей перерасчеты за временное отсутствие по месту жительства в помещениях, не оборудованных ИПУ.

Введено в базу 744,5 тысячи показаний ИПУ.

Напечатано и разослано более миллиона квитанций, еще более 60 тысяч квитанций выдано в пунктах приема платежей.

Выдано почти 12 тысяч выписок из лицевого счета.

24 паспортиста обслужили 264 тыс. человек, в том числе по вопросам регистрационного учета – более 155 тысяч граждан.

Выдано более 108 тысяч справок с места жительства.

3 специалиста общего отдела подготовили более 2 тысяч ответов на обращения граждан с приложениями расчетов и нормативных документов и более 5 тысяч справок по межведомственным запросам.

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.