Новости Оскола » Blog Archives » Отцы и дети
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Отцы и дети

27.04.2016

Все чаще родители не могут найти общий язык с собственными детьми и взаимные претензии решают через суд

Марина Иванова (все имена и фамилии изменены, – прим. ред.) с детства жила с бабушкой Лидией Тимофеевной в другой области. Отношения у мамы и папы не сложились, да и сам ребенок оказался не нужен родителям, поэтому девочку воспитывала бабушка по отцовской линии. Родители жили в других городах: мама уехала в Москву, папа повторно женился и вместе с супругой жил в Старом Осколе.

Когда Марина окончила школу и поступила в один из старооскольских вузов, бабушка вместе с внучкой переехала в Старый Оскол. В документах, представленных адвокатом папы, сказано, что «двушку» на микро бабушка купила совместно с сыном Максимом Николаевичем, так как своих денег на покупку жилья у пенсионерки не хватало. Квартиру оформили на бабушку, и прописались в ней сама Лидия Тимофеевна, Максим Николаевич и Марина.

Все было хорошо, Марина училась, помогала бабушке по хозяйству. В 2008 году уже старенькая бабушка написала завещание в пользу внучки на все свое имущество, в том числе и на квартиру, в которой жила с Мариной. Чуть позже Марина вышла замуж, и семейство стало жить втроем (отец Марины жил в другом месте).

Поведение ухудшилось?

Не зря говорят, что в каждой избушке свои погремушки. Так и тут, неясно, как дела обстояли на самом деле, но из материалов, которые были представлены в суд от лица 92-летней Лидии Тимофеевны, следует, что сразу после того, как завещание было написано, поведение внучки кардинально изменилось.

– После составления завещания ее отношение ко мне и отцу резко ухудшилось. Внучка перестала оказывать помощь по хозяйству, игнорировала мои просьбы, отключала телефон и оставляла меня одну, грубила своему отцу и постоянно с ним ругалась, требовала, чтобы он выписался из квартиры. Более того, внучка забирала мою пенсию, но при этом ничего мне не покупала. Поэтому, посмотрев на ее поведение, я приняла решение подарить свою квартиру сыну. И в мае 2013 года оформила дарственную, – написано в заявлении Лидии Тимофеевны.

Там же от имени бабушки сказано, что в конце 2015 года стали приходить квитанции о задолженности по квартплате, а также уведомления о том, что за неуплату отключат свет. Вроде бы Марина не оплачивает коммунальные платежи, хотя ее отец регулярно выделял на это деньги. А на просьбы бабушки погасить задолженность Марина отвечала, что оплачивать ничего не собирается.

Подала встречный иск

На основании ст. 292 ГК РФ, переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника. В соответствии со ст. 35 ЖК РФ, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным ЖК РФ, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение. Если же гражданин добровольно не выселяется в установленный собственником срок, то он подлежит выселению на основании решения суда.

Добровольно выселиться Марина не захотела, потому Максим Николаевич подал иск в суд с требованием прекратить право пользования квартирой и выселить его дочь из принадлежащего ему жилья. Только в ходе разбирательства Марина узнала, что в случае смерти бабушки не сможет стать полноправной хозяйкой квартиры. Тогда девушка подала встречный иск с требованием признать сделку в форме договора дарения недействительной.

– Так как бабушка, подписывая договор дарения, в силу престарелого возраста не была способна понимать значение своих действий и не осознавала негативные последствия, которые наступили для меня, как лица, имеющего право пользования указанным жилым помещение, требую признать сделку недействительной, – написала во встречном иске Иванова.

Опять же, по материалам, представленным в суд от лица Лидии Тимофеевны, после того, как Марина узнала, что больше не имеет права претендовать на жилплощадь, то начала говорить Лидии Тимофеевне, что та выжила из ума и не соображает, что делает.

– Она никогда не волновалась о моем здоровье, но совсем недавно привела врача, сказав, что проходит плановая диспансеризация. Врач меня осмотрела, померила давление, пульс, а потом вместе с внучкой вышла из моей комнаты и о чем-то говорила. При этом мне врач ничего не объяснила, – написано от лица бабушки.

Обе стороны против

Уже от сына пенсионерка узнала, что тот самый медик поставила ей диагноз «дисциркуляторная энцефалопатия» (медленно прогрессирующее заболевание, вызванное патологией сосудов головного мозга, при котором в коре и подкорковых структурах развиваются структурные очаговые изменения. Болезнь характеризуется усугубляющимся нарушением когнитивных и психических функций, эмоционально-волевой сферы, что сочетается с двигательными и чувствительными расстройствами, – прим. ред) и назначил лечение. Этот диагноз был поставлен на основании слов Марины.

Каким-либо образом выяснить, понимала ли пенсионерка значение своих действий на момент подписания дарственной, невозможно: нет ни медицинских заключений того времени, ни свидетелей, которые однозначно бы говорили о том, была ли женщина в здравом уме. На суде ни бабушка, ни папа не присутствовали. Удивительно, но когда родственникам предложили провести выездное заедание на квартире, где живет Лидия Тимофеевна, чтобы услышать, что скажет она сама, и папа, и внучка категорически отказались от этого. По идее, одна из сторон от выездного заседания только выиграла бы: или папа смог бы окончательно доказать, что его мать находится в здравом уме и подтверждает, что внучка с ней плохо обращается, или внучка убедила бы суд, что бабушка в силу возраста просто не понимает, что делает. Но, получив отказ, суд опирался только на отпечатанные кем-то на компьютере бумаги с подписью Лидии Тимофеевны, которые были полны негатива по отношению к Марине.

Приняв во внимание все обстоятельства дела, суд решил прекратить право пользования жилым помещением Ивановой и выселить ее, сохранив за ней право пользования квартирой на шесть месяцев.

На момент вынесения решения Лидия Тимофеевна продолжала жить вместе с внучкой, которая на суде, ни секунды не задумываясь, сказала, что ей бабашка нужна и она готова продолжать о ней заботиться. Сын пенсионерки сейчас получает пенсию мамы и, по словам  адвоката, ухаживает за ней: ежедневно привозит продукты. Но маму к себе не забирает, ссылаясь на то, что та не хочет покидать родные стены.

Материалы дела предоставлены
помощником Старооскольского городского прокурора Волчкевич Л.А.
Подготовила Наталья ПРИВАЛОВА

Рубрики: Общество   |   Наверх

Обсуждение закрыто.