Новости Оскола » Blog Archives » Всё имеет смысл
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Всё имеет смысл

05.05.2016

Идёт пасхальная неделя. О том, что значит этот великий праздник, мы поговорили со священником Николаем Дубининым.

– Отец Николай, даже в советские времена пекли куличи и красили яйца и атеисты, и коммунисты… Удивительно стойкая традиция!

– Яйцо было в древности очень ярким символом того, как зарождается и появляется на свет новая жизнь. Это и символ бесконечности. Кулич – пасхальный хлеб. Как тесто поднимается, так и новая жизнь поднимается. Но людям свойственно слишком большое внимание уделять этой атрибутике. Пасха, в первую очередь, – это сострадание Христу во время страстной недели и совоскресение вместе с ним, радость от того, что Господь воскрес.

В нашей повседневной действительности наблюдается печальная картина, когда главный смысл праздника забывается. А надо помнить о том, что произошло принципиально важное событие, доказавшее, что смерть преодолима. В древнем пророчестве Исайи было сказано: «Поражу пастырей и разбегутся овцы».  Так и случилось, апостолы разбежались, когда Христа взяли под стражу, но после его воскресения были готовы умереть за него, настолько они изменились. Воскресение доказало, что жизнь вечна.  Христос воскрес, значит, смерть – это не конец, не итог. Поэтому апостол Павел, которого казнили за Христа, напишет потрясающие строки: «Если Христос не воскрес, то вера наша тщетна, а я самый несчастный человек».

Если бы этого не произошло, какой смысл тогда бороться за правду, страдать, терпеть? Если бедный и богатый, умный и дурак –  все окажутся в равном положении. Но воскресение Христа доказывает, что смерть – это ещё не конец, что нас ждёт жизнь вечная. Значит, всё имеет смысл.
В основе увлечения внешними атрибутами лежит банальное человеческое качество – привычка идти по накатанной. Очень просто зайти в магазин, купить кулич, яйца, подъехать к храму, освятить, накрыть стол, выпить рюмку – и всё, для человека «Христос воскрес». Но это примитив. Нельзя сузить до праздничного ужина  событие вселенского масштаба. Христос должен воскреснуть в нашей душе, в нашем сознании. Он должен выйти из наших духовных гробов, из наших каменных сердец. И свет его воскресения должен изменить всё наше сознание, всю нашу жизнь, все наши действия и поступки.

Отдельно хочу сказать про причастие. Некоторые не понимают, зачем причащаться, мол, я верую в душе, этого достаточно. Но сам Христос на тайной вечере перед казнью дал заповедь последнюю, попросил своих учеников: «Примите этот хлеб, эту чашу с вином. Это мои плоть и кровь, которые я отдаю за ваши грехи, творите это в моё воспоминание». Не принять эту жертву – значит, не принять сам смысл прихода Иисуса. Для того, кто не причащается, не произошло то, ради чего он и приходил в этот мир. Именно в момент причастия пролитая за меня святая кровь господа смывает мои грехи. Жертва Христа становится нужной в тот момент, когда ты её принимаешь.

Причастие – это лекарство жизни вечной. Христос нам принёс не только учение, новую мораль, но в первую очередь себя. Понявший это, поймёт христианство. Непонявший будет считать что христианство – это куличи, вербы, народное творчество. Хотелось бы, чтобы всем открылась та глубина, которая открывается в христианстве, там бесконечная глубина, а мы скользим по поверхности.

Пасхальную неделю мы всю служим по чину, даже заупокойных молитв не полагается произносить до следующего воскресенья, службы очень быстрые, динамичные, наполненные возгласами «Христос воскресе!» Только в первое воскресенье после Пасхи можно идти на кладбище. Потому что идти на кладбище в праздник жизни – всё равно, что на юбилей своей мамы поехать картошку сажать. Это просто неуважение, смещение ценностей. Сначала надо порадоваться Богу, что он воскрес, а потом идти с этой благой вестью к своим усопшим.

Записала  Мария ИВАНОВА

Рубрики: Всё внимание   |   Наверх

Обсуждение закрыто.