Не детская история
09.06.2016
Актёры из Северной столицы представили старооскольцам свою версию тургеневского рассказа, где говорят о безволии, свободе и любви
В нашем городе при содействии Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» вновь прошли гастроли Академического Малого драматического театра – Театра Европы под руководством Льва Додина. Легендарный театр уже привозил к нам такие спектакли, как «Дядя Ваня», «Три сестры», «Братья и сёстры», «Коварство и любовь» – тоже при поддержке Фонда. 3 июня на сцене ДК «Комсомолец» оскольчанам представили «Муму» по мотивам произведений Тургенева в постановке Вениамина Фильштинского.
Спектакль практически премьерный: хотя он идёт на сцене МДТ с 1984 года, но не так давно состав актёров, занятых в постановке, был полностью изменён. Впервые обновлённую «Муму» зрители Санкт-Петербурга увидели 22 мая. «У вас – третий показ», – рассказали корреспондентам артисты.
Знакомая всем с детства история Герасима и Муму в версии Фильштинского как бы вставлена в оправу из «Записок охотника». Барин после охоты забредает в деревенский кабак, где и слышит печальный рассказ.
Впрочем, не только слышит – мужики, сидящие в кабаке, разыгрывают перед ним скоморошье действо с потешными персонажами.
А затем их сменяют другие актеры, и история играется «всерьёз».
Спектакль очень современный, – считают артисты, – именно поэтому у него такая долгая жизнь. «Хотя “Муму” и проходят в школе, но это совсем не детская история, – говорят они. – Это рассказ о людях, об их безволии и свободе, страстях и любви. Зритель видит, что нечто похожее есть и в его жизни. Хотя и время, и обстановка изменились, но… Там – барыня и крепостные, а здесь – начальник и безгласные подчиненные. Там Герасим, наводящий порядок, и прислуга, выливающая помои на вычищенный двор – здесь горожане, бросающие окурки и бутылки мимо урн. Там – вечно пьяный башмачник, здесь – пьющий интеллигент, обвиняющий весь окружающий мир в том, что его недооценили. И по-прежнему лишь скоморохи иносказательно могут сказать всю правду».
Окружение готово исполнить любой приказ барыни
Мусор — на чистый двор
Вечно пьяный Капитон
Скоморохи: «А я барыню так люблю,
что скажи она: «Убей себя» — я с превеликим удовольствием!»
Дана Абызова, исполнительница роли Татьяны – прачки, которую полюбил немой дворник, поделилась, что самым тяжелым для неё – в эмоциональном плане – было сыграть рабскую душу: «Чтобы сыграть эту роль, надо найти точки соприкосновения с собой, найти рабское в своей душе, определить, где мое личное рабство, из-за которого не хватает силы воли принять какие-то решения. И очень тяжело в этом себе признаваться».
Сцены ухаживания Герасима за Татьяной
настолько светлы и проникновенны,
что зрители едва удерживаются от слёз
…но тем не менее она покорно выходит замуж за Капитона
А дворня разыгрывает перед барыней целое представление с участием немого,
словно не догадываясь о его горе
А Олег Рязанцев – Герасим – считает, что в рассказе Тургенева прослеживаются библейские мотивы и Муму становится как бы искупительной жертвой, которая и помогает ему освободиться от оков.
Нежная привязанность немого дворника к собачке
видна в его мимике и жестах
Дворня боится его, но приказ барыни убить Муму
собирается выполнить любой ценой
Скоморохи зовут Герасима с собой, убеждая не убивать собаку,
и зрителям на какое-то мгновение кажется,
что финал спектакля будет отличаться от книги…
Однако спектакль не зря предназначен для семейного просмотра. Он действительно интересен зрителям разных возрастов. В нем есть все – и танцы, и акробатические трюки, и мелодичные песни, и забавные эпизоды, и проникновенные сцены, от которых замирает душа. И, как и много лет назад, он находит отклик в душах и взрослых, и детей. Каждый находит в нём что-то своё. Ведь это и есть настоящее искусство.
Елена СВИРИДОВА, фото автора
и предоставлено УКК ОЭМК
Собачья доля
Неизменный интерес и у зрителей, и у журналистов вызывают четвероногие актёры, играющие на сцене. С очаровательной Глашей – исполнительницей главной роли – журналистов познакомила хозяйка, Алёна Калистова.
Сама Алёна работала в одном из небольших театров, сейчас ведёт программу на питерском Интернет-телевидении. Сын её регулярно снимается в кино и телепередачах. Как-то раз, когда съемочная группа 1 канала работала в Ростовской области, к киношникам прибилась милая собачка. Её подкармливали, но брать к себе не спешили. А вот Алёна, приехавшая на съемку, не осталась равнодушной к большим печальным глазам Глаши и забрала её с собой в Петербург. Было это чуть больше полугода назад. Весной, увидев в Интернете объявление о кастинге собак на роль Муму, решила отправить на конкурсный отбор фотографии своей питомицы. Через некоторое время Алёне позвонили и пригласили привезти собаку в театр на пробы, где Глаша сразу нашла контакт с «Герасимом» – Олегом Рязанцевым, что и стало решающим моментом в утверждении ее на роль.
Актёрство Глаши внесло определённые сложности в жизнь её хозяев, ведь собаку надо приводить и на репетиции, и на спектакли. Но семья не жалеет о потраченном времени. Собаке, кстати, положен гонорар, первую зарплату она получит в конце месяца. «Купим ей милые дамские штучки, – говорит хозяйка. – Собачьи шампуни, красивый ошейник, вкусные корма».
Рассказали журналистам и о других «Муму», в разное время игравших в спектакле. Так у Глаши есть «сменщица» – Юста, она выходит на сцену с другим актером, играющим роль Герасима («Мы решили, что у каждого Герасима должна быть своя Муму», – рассказали нам). Эту собачку розово-молочного цвета спасли от живодёров, на память о тяжёлом прошлом ей осталась шерсть, растущая клочками. А самой первой МДТ-шной Муму была Юта – «абсолютно гениальная собака», по выражению актёров. Юта выходила на сцену 13 лет подряд.
Обсуждение закрыто.