Новости Оскола » Blog Archives » «Право на жизнь у неё отняли…»
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

«Право на жизнь у неё отняли…»

23.06.2016

Виновным в смерти троих жителей многоквартирного дома признали генерального директора ЖЭУ, которое обслуживало дом

dom1

Больше года прошло с тех пор, как Надежда Александровна (все имена и фамилии потерпевших изменены, — прим. ред.) потеряла любимую внучку, но до сих пор, вспоминая свою Катюшу, она не может сдержать слез.

– Всего 16 дней не дожила она до своего 22-летия. Моя внучка имела полное право на жизнь, но это право у нее ЖЭУ-9 отняло. Только они виновны и больше никто, – со слезами на глазах и болью в сердце рассказывает Надежда Александровна.

Трагедия ворвалась в жизнь Сальниковых 8 мая прошлого года. Девушка училась на последнем курсе университета в Воронеже, планировала свадьбу с любимым человеком. Но мечтам не суждено было сбыться…

Строили планы на жизнь

Катя уже несколько лет встречалась с Дмитрием Кирпичниковым, дождалась его из армии. Родители молодых  между собой ладили. Поэтому, когда девушка приезжала из Воронежа, где училась на дневном отделении, то вместе с женихом жила или у своих родителей, или с его мамой и папой. 4 мая девушка осталась у Димы дома. На следующий день ей стало плохо: появилась тошнота, рвота, Катя теряла сознание. Родные вызвали «Скорую помощь» и девушку доставили в больницу. Медики поставили диагноз – пищевое отравление.

– Мы тогда и не могли предположить, что это может быть угарный газ. Анализы у нее не брали. Назначили лечение и отпустили. В этот же вечер плохо себя чувствовали и Димины родители, – вспоминает Надежда Александровна.

Более того, бабушка уверена, угарный газ начал поступать в квартиру задолго до трагедии, но концентрация его была не такой сильной. Только теперь она сопоставляет факты и вспоминает, что мама внучкиного жениха жаловалась на плохое самочувствие ещё накануне Нового года.

В ночь с 7 на 8 мая 2015 года Дмитрий Кирпичников работал в ночную смену, а любимая девушка ждала его дома вместе с родителями. Около 9 часов утра, когда мужчина пришел домой, дверь никто не открыл. Он забеспокоился и решил залезть в форточку, которую семья всегда держала открытой. То, что предстало перед глазами молодого человека, он   не забудет никогда. Трое его любимых людей были мертвы. Молодой человек начал их тормошить, поднимать, но было слишком поздно. Газовая колонка в это время работала, в ванне шла вода, а в квартире горел свет. Концентрация угарного газа в помещении была колоссальной, поэтому Дмитрий надышался ядовитыми парами и сам едва не погиб.

– Успел только позвонить на работу и открыть дверь. После этого ему стало плохо, и он потерял сознание. Ночью, когда умерла внучка и родители Димы, еще пять человек из соседних квартир были доставлены в больницу. Причем сначала всем им ставили «пищевое отравление». Только когда в больницу попал Дима и стало известно о смерти людей, диагноз поменяли на отравление угарным газом, – рассказала бабушка погибшей девушки. (Именно из-за того, что верный диагноз медики поставили не сразу, анализ крови был взят у них спустя продолжительное время, поэтому определить вред здоровью, который был причинен потерпевшим, оказалось невозможно, – прим. ред.).

Семья Сальниковых очень тяжело пережила эту трагедию: мама Кати дважды пыталась наложить на себя руки.

– Промежуток времени после похорон, моя дочь не помнит. Она была на сильных медикаментах. Второй раз ее положили в больницу под наблюдение специалистов и на лечение. Сейчас, конечно, состояние не сказать, что стабильное, она часто впадает в депрессию. Она и сейчас не может говорить о гибели дочки, – рассказала нам Надежда Александровна.

Завели уголовное дело

Прошлой весной сообщение о том, что в 16-квартирном доме по улице Заводская от отравления угарным газом погибли три человека, вызвало в городе настоящий шок. К счастью, еще шестерых пострадавших (пятерых жителей соседних квартир, среди которых был восьмилетний ребенок, и Дмитрия Кирпичникова), которые также отравились угарным газом, удалось спасти.

Старооскольской городской прокуратурой проведена проверка, результаты которой направлены в следственный отдел для решения вопроса об уголовном преследовании. Изучение материалов прокурорской проверки показало, что действиями должностных лиц управляющей компании ООО «ЖЭУ-9» допущены многочисленные нарушения требований Жилищного кодекса и правил и норм эксплуатации жилищного фонда, повлекшие оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Системы вентиляции, относящиеся к общедомовому имуществу, в квартирах отравившихся граждан не функционировали. По факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекших смерть трех лиц, возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.238 УК РФ. Обвинение было выдвинуто генеральному директору «ЖЭУ-9» Евгению Кононову, который пришел работать на эту должность за семь месяцев до трагедии, в конце сентября 2014 года.

Не чистили десятки лет

Согласно постановлению Правительства №401 п.12, при подготовке жилого фонда необходимо производить осмотр и очистку вентиляционных каналов и дымоходов не реже трех раз в год: не позднее, чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее, чем через 7 дней после окончания отопительного сезона.

При этом сами сотрудники ЖЭУ не имеют право заниматься обследованием и прочисткой вентиляционной системы многоквартирного дома. Процедура должна быть следующей: управляющая компания должна заключать договор со специализированной лицензированной организацией, в нашем городе это ВДПО (Всероссийское добровольное пожарное общество), которая проводит обследование всех дымоходов и вентиляционных шахт и выдает предписание. Затем ЖЭУ заключает договор с организацией, которая при помощи специализированного оборудования выполняет эти предписания, у нас в городе – это фирма «Экотрест».

Естественно, что обе организации работают не бесплатно. Обследование всех дымовых каналов ЖЭУ-9 (по 137 домам, в которых установлены газовые колонки) обошлось бы в 980 тысяч рублей. То есть только обследование, которое должно проводиться три раза в год, стоит порядка трех миллионов рублей. Таких средств у управляющей компании, находящейся в предбанкротном состоянии, не было.

В ходе судебного процесса были допрошены сотрудники ЖЭУ-9, которые сообщили, что ни у кого из работников управляющей организации не было полномочий для заключения договоров с организациями, которые должны заниматься обследованием и прочисткой дымоходов. Это была прерогатива руководителя ЖЭУ.

Выяснилось, что с момента введения дома №2 по ул. Заводской в эксплуатацию, то есть с 1972 года, осмотр вентиляционных каналов и их очистка не проводилась ни разу. Ни один свидетель не смог опровергнуть эту информацию. Нельзя не упомянуть, что в течение 30 лет данный дом принадлежал железной дороге, но и эта организация не занималась его обслуживанием по всем правилам. С середины 2000-х годов квартиры были переданы в собственность жильцам. После этого организовали два ТСЖ. И только в последние несколько лет дом стало обслуживать ЖЭУ-9: 2,5 года генеральным директором была Марина Заблоцкая и 7 месяцев до произошедшей трагедии – Кононов.

Люди, которые проживали в этом доме, еще до трагедии были крайне обеспокоены состоянием системы вентиляции. На общем собрании жильцов с представителями управляющей компании, которое прошло весной 2015 года, они обращали внимание сотрудников ЖЭУ, что дымоходы и вентиляционные шахты имеют признаки разрушения: из них стали выпадать кирпичи. Жильцы даже просили убрать кирпичи с крыши, чтобы при выходе из подъезда никто не получил травму. Но никаких мер принято не было.

В неисправном состоянии

Только после трагедии была проведена проверка, которая показала, что дымовыводящий канал в квартире, где проживали погибшие, находится в неисправном состоянии, поэтому угарный газ и не выходил наружу. Как оказалось, внешняя труба дымохода была разрушена: отсутствовал кирпич и часть раствора.

В качестве дымохода для обеспечения работы колонки жителями квартиры был выбран вентиляционный канал, а не дымоход, как было положено делать. Хотя, по мнению специалиста, он вполне мог использоваться как дымоход, поскольку выполнен по всем нормам. Только вот сама вентиляционная шахта была засорена растворной лепешкой. Поначалу эта лепешка могла перекрыть дымоход не полностью, поэтому тяга еще была и колонка работала. Но постепенно произошло наслоение мусора, тяга была прекращена на 100%, и угарный газ пошел в квартиру. В ходе процесса специалист также пояснил, что система вентиляции в этом доме была в плачевном состоянии, но связано это не с состоянием самих шахт, а с их плохим обслуживанием.

Согласно акту исследования водонагревателя, установленного в квартире Кирпичниковых, в нем отсутствовал датчик отходящих газов. Служит датчик именно для того, чтобы можно было предотвратить подобные трагедии, то есть при слабой тяге в дымоходе колонка просто не будет включаться. По данным эксперта, дата выпуска конкретного газового оборудования – 2010 год. По словам независимого эксперта, с которым общался корреспондент «НО», в последние 20 лет абсолютно все газовые колонки в нашей стране выходят с завода со встроенным датчиком. Однако, как пояснил эксперт, выступавший в суде, данная колонка была выпущена украинским предприятием, а у соседей могут действовать и иные правила, не предполагающие обязательного наличия встроенных датчиков. Тем более, что у этого водонагревателя отсутствовали даже крепления для датчика.

Непонятно и каким образом сама колонка попала в квартиру погибших. Сын главы семейства не может точно сказать, кто и когда ее установил, а также были ли на нее какие-то документы. Договор на техническое обслуживание между погибшим главой семьи и филиалом ОАО «Газпром газораспределение Белгород» в г. Старом Осколе был заключен в июле 2006 года, а колонка выпущена только в 2010 году, то есть на момент заключения договора в квартире был другой водонагреватель. Также экспертиза показала, что газовую колонку самостоятельно кто-то ремонтировал, это подтверждают соответствующие следы.

Не проверяли оборудование

Есть еще одна сторона этого вопроса. Филиал ОАО «Газпром газораспределение Белгород» в рамках рассмотрения уголовного дела остался в тени. Хотя согласно договору на техническое обслуживание, которое заключается между собственником жилья и гзовиками, работник по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (ВДГО) обязан один раз в три года осуществлять проверку газового оборудования в помещении собственника. Прибыв на объект, он должен проверить исправность газового оборудования, очистить газовые горелки на плите, проверить исправность краников на плите, проверить духовку и пламя на плите, провести инструктаж и визуально осмотреть газовую колонку, проверить тягу колонки, рабочее состояние электромагнитного клапана тяги и т.д. В случае если в колонке нет тяги, то проверяющий должен отключить ее от системы газораспределения и установить заглушку. А включить колонку можно будет, только после обследования ВДПО дымоходов и вентиляционных каналов.

После каждого обследования представители ВДПО составляют акт о результатах проверки. Один экземпляр акта остается у собственника, другой приобщается к эксплуатационной документации конкретного дома. В филиале ОАО «Газпром газораспределение Белгород» была произведена выемка документации, и изъят договор на техническое обслуживание газового оборудования от 5 июля 2006 года, заключенный с погибшим Кирпичниковым. А вот акты обследования газового оборудования отсутствовали. То есть обслуживания, которое должно проводиться за эти годы как минимум трижды, не проводилось. Были изъяты копии ведомостей, в которых сказано, что газовики в феврале 2015 года дважды приходили в квартиру погибших, но не заставали их дома, поэтому проверить оборудование не смогли.

Вину не признал

Государственный обвинитель в ходе прений перечислил ряд нарушений, которые были совершены Евгением Кононовым как руководителем ЖЭУ-9. Это нарушение должностных инструкций, Жилищного Кодекса, правил противопожарного режима, правил пользования газом, правил по технической эксплуатации жилищного фонда. По мнению помощника прокурора, Кононов оказывал услуги населению, не отвечающие безопасности потребителей, а именно, проявил преступную небрежность.

Однако подсудимый свою вину не признал. Не признал он и гражданские иски о возмещении морального и материального вреда, которые в рамках процесса были заявлены всеми потерпевшими.

Он пояснил, что невыполнение ООО «ЖЭУ-9» своих обязательств перед гражданами связано с плохим финансовым положением управляющей компании.

– Организация находится в глубоком финансовом кризисе, поэтому возможности провести эти работы не было. Деньги, которые оплачивают жильцы на содержание жилья, идут на оплату задолженностей, налоги, зарплату сотрудникам и текущий ремонт. Если бы у меня была возможность предотвратить эту трагедию и вовремя все сделать, я бы это сделал, – говорил в свое оправдание генеральный директор ЖЭУ в ходе судебного заседания.

Также Кононов сообщил, что договора с ВДПО на проверку дымоходов и вентиляционных шахт он не заключал, потому что паспорт готовности к отопительному сезону дома №2 по улице Заводской был утвержден до его вступления в должность генерального директора. Действительно, подготовка к работе в осенне-зимний период начинается с мая и до 20 августа она завершается. В это время генеральным директором ЖЭУ-9 была Марина Заблоцкая. Обследует дом и готовит паспорт готовности мастер, а руководитель утверждает его и подписывает, поэтому в документе стоит подпись мастера и генерального директора, то есть именно Заболоцкой, которая на тот момент и занимала пост руководителя. На сегодняшний день бывший генеральный директор проживает в другом регионе. Но, как нам стало известно, женщина была допрошена по месту нынешнего ее пребывания.

Поставили точку?

17 июня 2016 года Старооскольский городской суд признал Евгения Кононова виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших по неосторожности смерть двух или более лиц) и назначил ему наказание в виде 4 лет лишения свободы условно с испытательным сроком на 3 года. Также генеральный директор ЖЭУ-9 лишен права занимать руководящие должности в течение 3 лет. Удовлетворены и гражданские иски потерпевших, исчисляемые миллионами. Решение еще не вступило в законную силу.

Такое решение не устроило потерпевших, они выходили из зала суда со слезами на глазах.

– Мы будем подавать апелляцию. Обратимся в передачу «Человек и закон», на НТВ, везде будем искать справедливости. За смерть троих людей и шестерых пострадавших 4 года условно? – возмущается Надежда Александровна, глядя на фотографию своей Катюши.

Решение суда намерен обжаловать и помощник Старооскольского городского прокурора.
Действительно, за смерть троих людей, и шестерых пострадавших условный срок выглядит как плевок им в лицо.

Но если внимательно изучить все материалы дела, становится ясно, что в нем пока больше вопросов, чем ответов. Да, на момент трагедии руководил ЖЭУ-9 Кононов, но ведь паспорт готовности к отопительному сезону подписывал не он. Почему не привлекли человека, который подписывал этот паспорт? Открытыми остались вопросы и к газовикам, которые не проверяли газовое оборудование. Складывается впечатление, что следствие пошло по легкому пути, не желая копнуть глубже. К трагедии, которая отняла жизнь у троих  людей, и еще шестерым причинила физические и моральные страдания, привело бездействие не одного только Кононова. А в результате получилось, что виновным признали его одного. Справедливо ли?

Виктория АНДРЕЕВА,  фото автора
Материалы дела предоставлены
помощником Старооскольского городского прокурора
Кулаковым Г.И.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Директор Управления жизнеобеспечением и развитием Игорь Щепин:

— Когда Евгений Кононов приступил к обязанностям генерального директора ЖЭУ-9, 27 сентября 2014 года задолженность ЖЭУ-9 перед всеми структурами (коммунальные услуги, выполненные работы перед подрядными организациями, соцнайм)  составляла около 12 миллионов рублей. На тот момент Белгородская сбытовая компания выиграла суд по оплате за ОДН, «Экотранс» и один из подрядчиков – по неоплате своих услуг, поэтому счета были арестованы. После того как Кононов вступил в должность, мы совместно с ним и представителями этих организаций встречались и по соглашению сторон подписывали рассрочку выплаты. Это было сделано для того, чтобы можно было разблокировать счета и ЖЭУ могло работать. То есть первые полтора месяца после назначения на должность генерального директора он работал со счетами. Для того чтобы войти в курс дела в таком проблемном ЖЭУ семи месяцев абсолютно не достаточно. Необходимо хотя бы полтора-два года. И это только в случае, если бы все было нормально. В ЖЭУ-9 самый старый жилищный фонд: вся центральная часть и район ЖД-вокзала. Поэтому Кононов только и занимался тем, что «гасил пожары»: там затопило, там отвалилось, там упало, там арестованы счета…

Мы сейчас ищем человека, который бы согласился хотя бы временно исполнять обязанности директора ЖЭУ-9, но это не так просто. Проблема еще и в том, что руководитель должен быть с аттестацией, иначе у управляющей компании тут же отберут лицензию.

dom2
Найти человека, который бы согласился
хотя бы временно исполнять обязанности директора
проблемного ЖЭУ-9,  не так просто

Рубрики: Всё внимание, Городское   |   Наверх

Обсуждение закрыто.