Новости Оскола » Blog Archives » Дело Матаева: чума в соседней квартире
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Дело Матаева: чума в соседней квартире

14.07.2016

ЧЕМ АУКНЕТСЯ РОССИЙСКОЙ СВОБОДЕ СЛОВА уголовное преследование главы Союза журналистов Казахстана?

Если чума появилась в квартире ваших соседей, вы никогда не пойдёте к ним в гости. Но даже в этом случае вы не застрахованы, что болезнь не перекинется к вам. То, что происходит в последние месяцы в соседнем Казахстане, иначе как чумой не назовёшь – чумой для независимой журналистики и свободы слова.

22 февраля председатель Союза журналистов Казахстана, основатель Национального пресс-клуба Сейтказы Матаев назначил пресс-конференцию, на которой должен был объявить о давлении и преследовании со стороны властей. Однако за несколько часов до встречи с журналистами Матаев был задержан, а через два дня помещён под домашний арест, где находится по сей день…

Изначально Матаеву инкриминировали многомиллионные хищения государственных средств и незаконную реконструкцию здания Национального пресс-клуба в Алма-Ате. Под следствием оказался и сын Сейтказы Асет Матаев, генеральный директор информационного агентства КазТАГ, по подозрению в многомиллионных хищениях при выполнении государственного информационного заказа. Для журналистской общественности не только Казахстана, но и всего мира травля Матаевых стала настоящим шоком. У тех, кто знает Сейтказы Матаева, просто не укладывалось в голове, как уважаемый человек с незапятнанной репутацией, много лет отдавший борьбе за честную журналистику, вдруг в одночасье был приравнен к преступникам. Однако, как показывает дальнейшее развитие событий, дела против Матаева и его сына шиты белыми нитками, а те, кто стоит за этими процессами, преследуют свои корыстные интересы…

СПРАВКА «НО»

Сейтказы МАТАЕВ родился 31 ноября 1954 г. в селе Лебяжье Алтайского края. В 1973 – 1975 годах служил в Советской армии. Окончил Казахский государственный университет по специальности «Журналистика» в 1980 г. Работал собкором КазТАГ, газеты «Известия» по Казахстану, пресс-секретарём президента Республики Казахстан, председателем правления Союза журналистов Казахстана и др. Имеет государственные и международные награды, почётные звания. Академик Академии журналистики Республики Казахстан.

Почему дело Матаева сфабриковано

Изначальные обвинения Матаевых в «многомиллионных хищениях» попахивали абсурдом.

Любой, кто знаком с работой СМИ, понимает: в этой системе никаких миллиардов нет, – говорит писатель, публицист Александр ЛАПИН. – Госзаказы прозрачны, их выполнение легко отследить – наш продукт всегда как на ладони.

Несмотря на огромный резонанс, со стороны правоохранительных органов не было предоставлено ни одного веского документального доказательства вины Матаевых. Согласны, тайну следствия никто не отменял, и предположим, все эти доказательства ждут своей очереди до суда. Но на то, что дело разваливается на глазах, указывает ещё один факт – в конце мая следователи были вынуждены переквалифицировать уголовные дела в отношении Сейтказы и Асета Матаевых на более мягкую статью – с хищения бюджетных средств в особо крупном размере на злоупотребление доверием с  использованием служебного положения.

Причём те цифры, которыми оперирует следствие о сдаче в аренду зданий Национального пресс-клуба и информационного агентства КазТАГ, –  это ведь оборотные средства, – замечает главный редактор «Новой газеты – Казахстан» Александр КРАСНЕР. – Получается, что Матаев, как Ходорковский, сам у себя всё украл? Только Ходорковский украл нефть, а Матаев – свою прибыль. Абсурд!

Обратите внимание ещё и на тот факт, что мерой пресечения для Матаевых выбран именно домашний арест. С одной стороны, вроде бы лояльно. А с другой – при домашнем аресте они не могут никого принимать, никому звонить и писать. Удобно, когда хочешь изолировать кого-то от общества, чтобы он, не дай Бог, не рассказал всю правду.

Зачем преследуют Матаева?

Существует две основные версии травли Матаевых, которые, вероятнее всего, должны рассматриваться в совокупности.

ВЕРСИЯ 1. Борьба за недвижимость. От этой версии, конечно, волосы встают дыбом. Как в XXI веке из-за банального рейдерства можно устроить самосуд (иначе не назовёшь!) над публичным и уважаемым человеком, несмотря на праведное возмущение многотысячного журналистского сообщества?! Увы, но попытки отжать у Матаева здания Национального пресс-клуба в центре Алма-Аты и Астаны предпринимались и до этого. А теперь тот, кто положил глаз на эту недвижимость и землю под ней, видимо, пошёл в решительное наступление.

Будучи хорошо знакомым с казахской действительностью, просто уверен: настоящие коррупционеры хотят присвоить собственность агентства КазТАГ, в том числе здания в Алма-Ате и Астане, – считает Александр Лапин. – Очевидно, что это дело кем-то курируется. Может быть, силовиками руководят те, кто метит в преемники Нурсултана Абишевича? Либо причина в борьбе кланов, и Сейтказы Матаев кому-то не угодил. Трудно сказать. Но в этом заказном деле нужно скорее поставить точку.

ВЕРСИЯ 2. Политические мотивы. Увы, свободная журналистика явно не вписывается в планы того передела власти и борьбы кланов, которые сейчас происходят в Казахстане. Как считают эксперты, знакомые с ситуацией, одной из основных целей преследования Матаевых является свёртывание открытой диалоговой площадки, какой является Национальный пресс-клуб, введение негласного государственного контроля за содержанием публикаций КазТАГ и снижение общественной активности Союза журналистов Казахстана. План, которому следует дело Матаева, по всей видимости, таков: те, кто хочет подмять под себя КазТАГ и пресс-клуб, устанавливают мощный контроль за медиапространством, лишают оппозицию всякой возможности высказываться и нейтрализуют независимых медиаторов (вроде Сейтказы Матаева) самым простым и надёжным способом – посадкой в тюрьму.

Чем дело Матаева грозит российской независимой журналистике?

Логичный вопрос, который наверняка уже закрался в голову некоторым читателям: а нам-то что с того, что в Казахстане устраивают передел власти и душат независимую печать? Ну, во-первых, Казахстан, с которым у России тесные политические и экономические связи, не так далёк, как кажется. Процесс по делу Матаева может стать не только отработанной схемой, но и прямым руководством по эксплуатации, как душить независимую журналистику и свободу слова. Как мы уже писали, пока очаг болезни в соседней квартире, но это не значит, что завтра эпидемия не охватит весь дом. Сегодня последние ростки независимой прессы уничтожают в Казахстане – завтра, не дай Бог, это сделают у нас (отработанная схема прилагается).

Во-вторых, журналистскую солидарность никто не отменял. Ряд авторитетных журналистов и независимых СМИ со всего мира пристально следят за этим процессом и пытаются всеми законными способами оказать Сейтказы Матаеву поддержку: собирают подписи, пишут открытые обращения в органы власти Казахстана. Письмо в генеральную прокуратуру Казахстана написал и председатель Союза журналистов России Всеволод БОГДАНОВ:

«Мы знаем Сейтказы Матаева как человека, обладающего заслуженным авторитетом и профессиональной репутацией не только в Казахстане, но и среди журналистов России, других постсоветских государств. И мы поддерживаем позицию Союза журналистов Казахстана, настаивающего на проведении гласного и справедливого расследования дела по существу всех предъявленных С. Матаеву обвинений. Мы убеждены, что никакие привходящие обстоятельства, политические и экономические, не должны препятствовать свободной работе выполняющих свой долг журналистов и их профессиональных организаций».

Открытое письмо в защиту Сейтказы Матаева написал и обладатель золотой медали Союза журналистов Казахстана «За выдающийся вклад в развитие гражданского общества в Республике Казахстан», лауреат государственной премии правительства России в области СМИ Александр Лапин, знакомый с председателем Союза журналистов Казахстана 40 лет:

«У нас в стране много журналистов, так или иначе связанных с Казахстаном, – пишет Лапин в своём обращении. – И нам, российским журналистам и писателям, не всё равно, что там творится. Поэтому я выступаю против беззакония. И требую, чтобы все доказательства вины или невиновности Сейтказы Бейсенгазиевича были оглашены публично!»

Если сейчас консолидированное журналистское сообщество всего мира не сумеет отстоять права своего коллеги и добиться справедливого расследования дела, то над журналистикой как четвёртой властью нависнет прямая угроза.

Роман ПОПРЫГИН,
фото Александра ЗИНЧЕНКО

Рубрики: Общество   |   Наверх

Обсуждение закрыто.