Новости Оскола » Blog Archives » Готовы помочь
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Готовы помочь

13.10.2016

Соцзащита – о своей работе

30 сентября в УСЗН прошло заседание коллегии, где обсудили систему работы отдела по опеке и попечительству в отношении отдельных категорий совершеннолетних и несовершеннолетних.

kkkkkk

Журналисты «сгущают краски»

Сперва присутствующим показали несколько видеороликов, которые прошли по центральному телевидению.

В первом рассказывалось о том, что в Волгоградской области мать трехлетней девочки почти год держала ее под замком и лишь иногда заходила в комнату, чтобы покормить. О том, что девочку держат в неволе, сообщили соседи. Приехавшие полицейские освободили ее. Матери дома не было.

Во втором ролике говорилось о ситуации, когда  в Сыктывкаре бабушка лишила родительских прав родную дочь, ссылаясь на то, что в новой семье дочери нет никому дела до внучки.  Столичный телеведущий Александр Гордон высказался довольно резко в адрес органов опеки: «Вы знаете, я не перестаю восхищаться иной раз профессионализмом и мужеством органов опеки, а иногда, как в этом случае, абсолютным непрофессионализмом и даже идиотизмом этих органов… Ребенок был изъят по заявлению бабушки и никаких других доказательств собрано не было… »

— Практически через день в передачах мы слышим информацию, что органы опеки недоработали, что-то не сделали… Но не всегда виноваты только органы опеки и попечительства. На сегодняшний день есть законодательная база. Мы четко понимаем, что есть и субъекты профилактики. У каждого — своя функция. И даже проникнуть в квартиру мы без полиции не можем, если нам добровольно не откроют дверь. Чтобы забрать ребенка из семьи, должен быть подготовлен пакет документов. Хотелось бы, чтобы СМИ понимали, что не всегда органы опеки являются крайними в той или иной ситуации, — прокомментировала начальник Управления социальной защиты населения Светлана Востокова. — Что касается второго ролика, он просто выбил из колеи. Идиотизм — психическое заболевание. Нам не очень было приятно, когда СМИ обвинили работников соцзащиты в том, что они психически больны. Поверьте, нужно подготовить солидный пакет компромата, чтобы родителя лишить прав, а ребенка изъять.

Сложный процесс

О работе отдела органов опеки и попечительства рассказали Ольга Жекова, начальник отдела, и главный специалист Ирина Шагбазян.

Отдел включает два сектора — по опеке и попечительству над недееспособными совершеннолетними, а также с ограниченными возможностями и над несовершеннолетними.
Что же касается недееспособных граждан, то в текущем году на 1 сентября было выявлено 14 человек. Судом они признаны недееспособными.

— В 2015 году опеку получили 32 человека, в 2014 — 30. То есть мы видим, что есть увеличение психических заболеваний. Всего на данный момент в органах опеки и попечительства состоят на учёте 457 недееспособных лиц, — говорит главный специалист отдела опеки и попечительства Ирина Шагбазян. По словам Ирины Васильевны, после того, как таким людям назначается опекун, сотрудники соцзащиты осуществляют постоянный контроль.

Более подробно о работе со второй категорией рассказала начальник отдела Ольга Жекова.
Функции органов опеки — выявление и учет людей, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, надзор за опекунами и попечителями, выдача разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных и т. д. По словам Жековой, отдел стремится к тому, чтобы увеличить число детей, устроенных в замещающие семьи, сократить количество деток, воспитывающихся в интернатах, не допустить возврата детей из замещающих семей… На учете в отделе состоит 288 детей в возрасте до 18 лет. По законодательству (ст. 122 Семейного кодекса РФ) граждане, располагающие информацией о том, что ребенок остался без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в органы опеки. В этом году было 31 обращение. Все дети пристроены: 27 человек — под опеку, 4 — в приемные семьи.

В одиночестве они остаются по многим причинам: в связи со смертью родителей, лишением родительских прав, нахождением родителей в местах не столь отдаленных и др.

Быть любимыми

По словам Ольги Жековой, формы устройства ребенка в семью бывают разные: усыновление, опека (устанавливается на детей до 14 лет), попечительство (на детей от 14 до 18). Над опекунами и попечителями обязательно осуществляется контроль.

Всего на учете в отделе состоят 213 замещающих семей, в которых воспитываются 270 детей. Ольга Васильевна отмечает, что пристроить детей в семьи — нелегкий процесс:

— У нас достаточно много кандидатов в опекуны и усыновители. Но все они хотят детей определенного возраста, здоровых… Мы должны работать в этом направлении, пробовать изменить менталитет людей. Хотя и самих детей более старшего возраста (на данный момент в детском доме воспитывается 18 человек) сложнее передать в семью, так как они сами того не хотят. Но тем не менее с ними нужно работать и подбирать кандидатов.

Занимаются органы опеки и судебной защитой жилищных, имущественных и личных прав несовершеннолетних. Так, за 9 месяцев 2016 года специалист отдела принял участие в 279 судебных заседаниях по рассмотрению 93 исковых заявлений по спорам: 29 материалов связаны с лишением (ограничением) родительских прав, 9 — с усыновлением, 15 — с местом жительства детей…

— Бытует мнение, что лишением родительских прав занимается только отдел опеки. Но по законодательству с заявлением обращается один из родителей, прокуратура, комиссия по делам несовершеннолетних… На сегодня по 9 исковым заявлениям мы лишили 12 родителей прав, в результате чего 15 детей остались без попечения родителей, — сказала Жекова. Она отметила, что все-таки социальное сиротство остается большой проблемой.

— Ребенка мы сопровождаем, как вторые родители. Когда ему исполняется 18 лет, прекращаем дело и сдаем в архив. Но после 18 лет мы не прощаемся с подопечными. До наступления 23 лет мы также его ведем: устраиваем на работу, подыскиваем жилье, если его нет, оказываем помощь в постановке на жилищный учет…

— Вы видите, какой объем работы лежит на плечах 9 сотрудников отдела. У них очень много функций. Но вопрос доли детей, оставшихся без попечительства родителей, решает не только отдел опеки и попечительства, мы сотрудничаем с субъектами профилактики и всеми организациями, которые работают с детьми. В 2017 году на следующую коллегию вынесем вопрос, связанный с социальным сиротством, нужно прорабатывать вопросы на уменьшение количества детей-сирот. Мы уже работаем над этим, — подытожила начальник Управления соцзащиты Светлана Востокова.

Кристина ГОДОВНИКОВА,
фото автора

Рубрики: Общество   |   Наверх

Обсуждение закрыто.