Новости Оскола » Blog Archives » Между небом и землей!
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Между небом и землей!

24.11.2016

Профессиональный летчик-инструктор истребительной авиации рассказал о себе и любительском авиационном клубе «Пустельга»

Верно поется в песне: «Летчиков не бывает бывших. И любовь к небу не бывает прошлой…»
Уроженец Луганской области Виктор Брюховецкий — ас летного дела. После школы поступил в Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Ленинского Комсомола. Учебное заведение окончил в 1981 году. В 21 год стал лейтенантом.

 

img_2892_1

— Мне захотелось поступить в летное училище, поскольку в свое время в детстве много летал на самолетах в качестве пассажира с родителями. Им необходимо было по работе. Мне это близко и интересно. Вы, наверное, за всю жизнь столько не налетаете, сколько я летал, будучи еще ребенком. В Советском Союзе было много хорошей авиационной техники. Я не являюсь потомственным офицером и летчиком. Поступить в летное училище — мой выбор, — делится воспоминаниями военный летчик.

Вкус неба

В училище он прошел хорошую школу. Курсанты изучали программу летной подготовки  как в теории, так и на практике. При поступлении проверяли их физическую подготовку, теоретические знания, но был и профотбор — учет физико-эмоциональных параметров, то есть, теряется ли абитуриент в сложных ситуациях или может собраться.
— Бывает, что человек — отличник, спортсмен, а вот профотбор не прошел. Если вспомнить историю, профотбор был еще у тех же спартанцев, когда их ставили в сложные ситуации. Если человек бледнел от страха — плохо, краснел — уже лучше, — привел пример Брюховецкий.

 

img_27183

Для поступления в летное училище  должно быть отличное здоровье. Еще один важный аспект — мандатная комиссия. Что это значит? Члены комиссии задают вопросы не на знания, а бытовые, жизненные. В этот момент складывается общее впечатление о человеке. Обращают внимание даже на мелочи: как зашел, как ведет диалог, реагирует на вопросы и т.д. Инструктор вспоминает, что были случаи, когда человек все прошел, но не мандатную комиссию и не поступил.

Солидная конкуренция

В летное училище из общей массы отбирали лучших. Поступить хотели многие, но получалось у единиц. На курс набирали 160-170 человек из более чем 5000 желающих.
Первый раз курсант Виктор Брюховецкий полетел в качестве пилота на самолете Л-39.
— Было ли страшно?  Знаете, есть хорошее выражение — страшно интересно. Это про меня. Тем более, что была серьезная наземная подготовка, прежде чем сесть в самолет, мы занимались в учебно-летном отделе, на аэродроме, на тренажере, — вспоминает собеседник. — В училище изучали два типа самолетов — учебно-тренировочные (Л-39) и боевые. В частности у нас стояли МИГ-21 и МИГ-23. Я изучал и выпустился из училища на МИГ-21.
Научиться летать на самолете — дело непростое. Положим, отличие вождения на машине в том, что авто находится в одной плоскости, а самолет — в трех. Соответственно, нужно иметь ощущение пространства.

 

img_2866_1

Виктор Григорьевич отучился четыре с половиной года. Затем — служба в вооруженных силах. Он стал военным летчиком истребительной авиации. При училище, после прохождения спецподготовки, его оставили летчиком-инструктором — изначально на Л-39, затем — на МИГ-23, МИГ-29. Спустя время он перевелся в Казахстан, где обучал иностранный военный контингент на самолетах МИГ-23 и МИГ-29. В ВВС прослужил 16 лет. После этого с семьей переехал в Старый Оскол.

С высоты птичьего полета

Виктор Брюховецкий продолжает летное дело, но уже в составе любительских клубов. Нынешний — «Пустельга», в честь маленькой хищной птицы.
Это клуб, в котором 10 человек основного состава. Любовь к авиации объединяет людей всех возрастов. Самому старшему — 75 лет, младшему участнику — 10 лет. В состав клуба входят как люди, которые по роду основной деятельности далеки от авиации, так и те, кто профессионально готовилился к авиационной деятельности — гражданские и служившие в Вооруженных Силах Союза и России.
Клуб объединяет людей, увлеченных небом. Сюда приходят и желающие научиться летать, просто побыть в авиационной атмосфере, посмотреть на полеты летательных аппаратов, поучаствовать в их создании…
— Мы имеем свои личные самолеты. Кто-то покупал, кто-то сам собирал. Это самолеты сверхлегкой авиации (СЛА). У кого-то есть дельталеты. Принцип управления другой — крылом, а у нас — рулевыми поверхностями. Кто-то летает и на паралете, это моторный сверхлегкий летательный аппарат с крылом не жесткой (парашютной) конструкции. В клуб люди приезжают заниматься, решать технические вопросы и просто общаться, — делится военный летчик. — У нас проходят и сборы. Некоторые летчики, дельталетчики  находятся в Чернянке, Белгороде, Курской области… Есть даже люди, которые строят вертолеты.

 

img_2778_1

Аэродром клуба «Пустельга» находится в селе Чужиково (неподалеку от Дмитриевки), куда мы и отправились вместе с Виктором Брюховецким. Место очень красивое — большое поле, обрамлённое зубчатой кромкой дальнего леса. Именно отсюда и стартуют летчики — со взлетно-посадочной полосы. «Перелетные птицы» ждут своего часа в ангаре. Они, как и любой автомобиль, имеют регистрацию, сертификат летной годности.
На одном из них Виктор Григорьевич прокатил журналиста «НО». Ощущения — непередаваемые и масса положительных эмоций! Когда самолет делал даже небольшие развороты, казалось, что еще немного и ты из него выпадешь.
— Да нет, — рассказывает после посадки Виктор Брюховецкий. — Даже если самолет сделает «бочку» (разворот самолета вокруг продольной оси на 3600), человек останется в том же вертикальном положении.
Кстати, одна такая «игрушка» весит порядка 300 кг. Длина самолета — почти 6 метров,  размах крыла — около 10 метров. Виктор Григорьевич летает на «Х-32 ВиВат», который развивает скорость 70-140 км/ч. Техника удобная, двухместная, можно летать с пассажиром или учеником, стоит двойное управление.

Метеоусловия

Неподходящая погода — враг летчиков. Для каждого вида самолетов — свои ограничения по метеоусловиям. Так, владельцам самолетов сверхлегкой авиации лучше не испытывать судьбу при сильном ветре — более 12 м/с. Это один из факторов. Бросать вызов стихии — дело опасное, лучше не торопиться и дождаться нужной погоды.

Не верю!

Есть мнение, что люди неба — народ суеверный. Кто-то считает, что фотографироваться перед полетом — нехороший знак. Есть у авиаторов и примета, связанная с пресловутым числом «13». Летчики, как и многие, считают его несчастливым. Также стоит отметить и профессиональную примету о том, что в их лексиконе отсутствует прилагательное «последний». Его обычно меняют на «крайний», дабы не сглазить и полет и впрямь не стал последним.

 

img_2929_1

По поводу всех этих примет у профессионального инструктора  иное мнение:
— Это не совсем правильно. Да, моряки говорят, положим, что женщина на борту — не к добру. Есть мнение, что бортовой номер самолета «13» встречается очень редко. Я к этому отношусь лояльно. Ну и пусть номер самолета будет «13». И что в этом такого? — говорит летчик-инструктор. Развенчивает он и другой миф. Многие считают, что почувствовать вкус неба — прекрасно, романтично, но вместе с тем воздушная стихия таит  опасность.
— Давайте сравним, сколько за один день произошло автомобильных аварий и сколько авиакатастроф. Наверное, автомобильных больше. И если провести сравнение за год, то разбившихся на самолете будет лишь один процент от числа, погибших на машине. Да, есть негативные ассоциации с самолетами, но, как говорится, споткнуться можно и на ровном месте. Чтобы уменьшить вероятность неприятных случаев, нужно оценивать погодные условия, следить за техникой…

Заоблачная цена

Содержание  самолета требует внушительных финансовых вливаний. Посудите сами. Его стоимость  несколько миллионов рублей.
— Это больше, чем хорошая машина. Есть модели дешевле, есть дороже. Все зависит от комплектации, материалов… — говорит Виктор Григорьевич. Тратиться приходится и на топливо. «Подкармливают» своих «ласточек» члены клуба «Пустельга» обыкновенным автомобильным бензином — 95-м.
— Есть двигатели, которые рассчитаны на чисто авиационный бензин. Другие — на керосин. Для наших не нужно спецбензина, масла, — отмечает мужчина. — В этом отношении сверхлегкая авиация хороша. Доступны и многие расходные материалы.
Да, двигатель достаточно «прожорливый».  Это не машина, в которую залил 10 литров и можно проехать 100 км. Если делать различные фигуры пилотажа (развороты, петли), 10 литров для авиадвигателя — ничего.

Из собственного кармана

Печалит, что сейчас весь финансовый груз лежит лишь на плечах энтузиастов. Хотя в советские времена существовала прекрасная организация ДОСААФ.
— Это была государственная организация. Хочешь летать — иди в ДОСААФ. Было государственное финансирование. Сейчас от организации осталась лишь малая часть — обучение езде на автомобиле, — говорит профессиональный инструктор. Отметил летчик и то, что в свое время при ОЭМК существовал дельталетный клуб, где занималась молодежь. Со временем все развалилось.
Свои полеты Виктор Брюховецкий совершает как днем, так и под покровом ночи.
— Я летаю и на дальние расстояния. Могу пролететь 7 часов без посадки, а это 400-700 км, — рассказывает Брюховецкий.
Ближайшие планы лётчика — передать навыки ученику из Белгорода, который сам построил для себя самолет, но пока не умеет управлять техникой. Пожелаем ему удачи!

Кристина ГОДОВНИКОВА,
фото автора

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.