Новости Оскола » Blog Archives » Не быть равнодушным!
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Не быть равнодушным!

01.12.2016

В ЦМИ прошел семинар-тренинг

Ежегодно, 16 ноября, отмечается Международный день, посвящённый толерантности. В различных городах к нему приурочиваются мероприятия. Старый Оскол не исключение. 21 ноября в Центре молодежных инициатив психологом Комплексного центра социального обслуживания населения отдела реабилитации детей-инвалидов Татьяной Копыловой был проведён семинар-тренинг «Толерантность к людям с ограниченными возможностями. Особенности общения с детьми-инвалидами».
Желающих поучаствовать в тренинге было немало — как школьники, так и студенты. Для начала Татьяна Павловна попросила волонтеров написать, что в их понимании значит термин «толерантность». Ответы участники тренинга выдавали молниеносно. У большинства толерантность ассоциируется с добротой, отзывчивостью, вежливостью, уважением, терпимостью, что верно.

 

img_3825

— Толерантность — не значит равнодушие! — рассказывает Татьяна Копылова. — На всех языках слово обозначает практически одно и то же. К примеру, в переводе с английского — готовность быть терпимым; с китайского — быть по отношении к другим великолепным; в русском — умение принять другого таким, какой он есть. Именно такое отношение и должно быть у нас к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями — относиться к человеку безоценочно, независимо от его физических недостатков.
Затем волонтерам было предложено перейти к практике. Задания — интересные и нестандартные. Они помогают прочувствовать то, с чем сталкиваются дети «особой заботы». Ведь правильно говорят: только проходя через призму боли другого, начинаешь его понимать.

Нем как рыба

Добровольцы для первого испытания сразу нашлись. Волонтерам необходимо было прочитать про себя текст и передать аудитории информацию жестами, чтобы было понятно, о чем идет речь.
— Заметьте, вы  не говорите, но можете двигаться, использовать язык жестов. Это очень хорошо. У вас не нарушен интеллект, вы можете передать мысли. Когда интеллект нарушен, это сделать проблематично, — обращается к волонтеру Татьяна Копылова.
Аудитория начала «накидывать» варианты: идешь на свидание, любовь… Пустяковое на первый взгляд задание оказалось не таким уж простым. То, что хотели сказать добровольцы, публика поняла процентов на 30-40. А текст был такой: «Поцелуй приводит в движение 29 мышц лица. Такая тренировка является отличной профилактикой морщин».
— Знаете, говорят: никогда не поймешь человека, пока не наденешь его ботинки и не пройдешь его путь «от и до». Это из этой же серии. Но у вас была учебная задача. А дети с особенностями  живут всегда в подобной реальности. Теперь понимаете, как, к примеру, себя чувствует неговорящий человек? Донести информацию он может только жестами, эмоциями. Вот так приходят ко мне дети на занятия, и я пытаюсь понять, что ребенок хочет, — делится опытом психолог.

В игровой форме

На семинаре Татьяна Павловна рассказала и о том, что, даже если ребенок не говорящий, информацию все равно можно получить, к примеру, в процессе игры. Она привела пример из практики:
— Приводят ребенка. Он не говорит, интеллект нарушен. Мы начинаем с ним работать. Занятия проходят в сенсорной комнате. Необходимо выяснить, какие у ребенка психические функции — на каком уровне память, мышление, чтобы в дальнейшем разработать коррекционную программу. Психолог проводит обследование ребенка, выясняет состояние психической сферы, какие звенья высших психических функций развиты у него хорошо, сильно, а какие — слабее, и за счет чего имеются те или иные трудности. При этом  применяются как традиционные методики (функциональные пробы, тесты), так и методы наблюдения, включающие анализ деятельности ребенка и наблюдение за ним во время различных занятий. Как правило, много информации можно получить из игры, из того, как дети рисуют и как с вами взаимодействуют. Видно сразу: хочет он с вами общаться или нет.

 

img_3912

Чтобы публика почувствовала себя на чужом месте, поняла, что даже простые вещи особенным деткам с разными диагнозами даются с трудом, было предложено еще несколько заданий: тем, у кого рабочая правая рука — попробовать вырезать из бумаги левой рукой, прикрепить лист бумаги магнитами к доске в боксерских перчатках… Также было предложено несколько ролевых игр.

Уникальный человек

Со своими недугами дети не только живут, но и творят. В пример психолог привела Софью Шаталову — известного в России уникального ребенка. У нее — тяжёлая форма аутизма.  Но это не мешает девочке сочинять  стихи. Когда Соне было восемь лет, она написала:

Мне надо сказать так много!
Кто думает, что золото — в молчанье?
Камнем загорожена дорога
Словам из сердца — ну, не печально?
Это «золото» — такое давящее.
Оно скалой легло мне на грудь.
В прошлой жизни я была говорящая.
Как свободу словам мне вернуть?

В конце мероприятия волонтёры посмотрели и несколько документальных фильмов: «Аутисты», «Один день из жизни мамы двух детей – инвалидов: путь к выживанию».
— Печально. Пока  родители живы, у детей есть шанс. Но когда с ними что-то случается, единственная перспектива ребенка — психоневрологический интернат, — говорит психолог. Семинар-тренинг у волонтеров вызвал сильные эмоции.

 

img_3948

— Это полезный опыт. Он поможет волонтерам правильно взаимодействовать с особенными детками, грамотно на них реагировать, — подытожила Татьяна Копылова.

Кристина ГОДОВНИКОВА,
фото автора

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.