Новости Оскола » Blog Archives » Территория абсолютного счастья
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Территория абсолютного счастья

15.12.2016

Директор Третьяковской галереи открыла выставку и рассказала о проблемах музеев в современных условиях

В выставочном зале Белгородского государственного художественного музея 5 декабря состоялось торжественное открытие выставки «От реализма к импрессионизму» из фондов Государственной Третьяковской галереи.

 

img_4053

 

На то, чтобы ее организовать ушел почти год тесного сотрудничества белгородских искусствоведов с сотрудниками Третьяковки. Финансирование проекта взял на себя Металлоинвест в рамках соглашения о социально-экономическом партнерстве между Компанией и Белгородской областью.

Кусочек сердца Третьяковки

— Мы мечтали и надеялись, что когда-то выставка из Третьяковской галереи состоится у нас. Среди ведущих музеев нашей страны это самый близкий для россиян. Большая честь для нас принимать экспозицию такого уровня, в которую вошли любимые, узнаваемые, высокохудожественные работы. Сотрудничество было очень приятным, продуктивным и легким, — поделилась директор Белгородского художественного музея Татьяна Лукьянова.
Выставка представляет очень интересный период русского искусства: от 70-х годов XIX  до первых двух десятилетий XX века. По замыслу организаторов, именно эти работы именитых художников позволяют проследить, как эволюционировала живопись от реалистического приема до свободного подхода, с уклоном в разные интонации.
— Живопись этого периода мы называем сердцем Третьяковской галереи, потому что именно эти работы начал собирать Павел Михайлович Третьяков с 1856 года. Собственно, это и положило основу коллекции. И кусочком этого сердца мы бы хотели поделиться с белгородцами, — рассказала научный сотрудник отдела живописи XIX-XX веков Третьяковской галереи, куратор выставки Маргарита Чижмак.

 

img_4052

Приехала на открытие экспозиции и генеральный директор галереи Зельфира Трегулова.
— Это мой первый визит в Белгород и первая наша экспозиция здесь. Спасибо компании, которая организовала это мероприятие, — выступила Зельфира Исмаиловна. — Для выставки мы предоставили чудесные произведения самых известных, выдающихся и любимых художников. Это Перов, Шишкин, Саврасов, Левитан,  Серов и абсолютные шедевры Ильи Репина. Выставка несет еще и эмоциональное послание. Это выставка про то отрадное, о котором писал Валентин Серов из Венеции за полгода до того, как он создал свою знаменитую «Девочку с персиками»: «Сегодня все пишут мрачное, а я хочу, хочу отрадного, и буду писать только отрадное».
Увидеть живописные полотна великих русских художников жители Белгородчины смогут до 12 марта 2017 года. Напомним, что дошкольники, школьники и студенты могут посетить эту выставку бесплатно. Взрослый билет стоит 200 рублей, стоимость билета для льготников – 100 рублей.

Новый формат

Во время визита в Белгород Зельфира Трегулова встретилась с учащимися Белгородского государственного института искусств и культуры. Студенты получили уникальную возможность услышать мнение высочайшего профессионала.

 

img_4050

— Общаясь с коллегами и в России, и за рубежом о задачах, которые сегодня перед нами стоят, я склоняюсь к выводу, что вне зависимости от того, крупный это музей или музей в регионе, российский он или зарубежный, проблемы у нас очень схожи, — сделала вывод Трегулова.
За последние несколько десятилетий мир кардинально изменился. Традиционный музей безвозвратно ушел в прошлое, и музеи, которые пытаются сохранять старый формат, обречены на угасание. Произошедшие изменения связаны, прежде всего, с появлением в жизни каждого из нас виртуальной реальности. Сегодня дети с самого раннего возраста пользуются новыми информационными технологиями. Это кардинально изменило и восприятие нынешнего человека. Люди стали жить в гораздо более высоком темпе: у них нет возможности долго готовиться к походу в музей, читать длинные экспликации, слушать продолжительные и, на их взгляд, скучные экскурсии.
— Для того чтобы музеи продолжали существовать и развиваться, чтобы в них ходили люди, и им было интересно, нам нужно искать новый язык, форму подачи самых серьезных научных исследований. И при этом не снимать с себя главную функцию – сохранять, изучать, публиковать и реставрировать. Сейчас нельзя ограничиваться только постоянной экспозицией или выставкой, где на стенах зала просто равномерно развешены полотна. Люди быстрее реагируют на происходящее, но требуют гораздо более активной и интенсивной подачи материала. И здесь очень важно не перейти грань в своем желании аккумулировать музеи под современную публику, — уверена Зельфира Исмаиловна.

Зрителей стало больше

В этих условиях сотрудники Третьяковской галереи делают все, чтобы привлечь к себе внимание аудитории. К примеру, на Крымском валу была полностью преобразована входная зона: открылся музей-магазин, кафе, оборудовали двор с видом на набережную.

 

img_4062

— Этот двор и вестибюль становятся местом проведения интересных событий, дискуссий, перфомансов. Мы внедрили другие виды искусства в наши залы: проводим концерты, литературные чтения, показываем фильмы. У нас осталось уникальное оборудование для воспроизведения кино на пленке, поэтому на системной основе уже полгода мы показываем интереснейшие шедевры отечественного и зарубежного кино. И поверьте мне, старый фильм на пленке — это нечто другое, чем его оцифрованная версия. Мне кажется, что мы ведем правильную политику, потому что все эти мероприятия заставляют посетителей проводить у нас много времени, — рассказала Зельфира Трегулова.
Не обходят стороной сотрудники Третьяковки и виртуальное пространство, где главным образом «обитает» молодежь. К выставкам в галерее стали запускать в соцсети промо-ролики. Первый ролик был посвящен выставке работ Серова, и за две недели он набрал в Интернете полмиллиона просмотров. Возможно, это и способствовало  тому, что экспозицию посетили более 400 тысяч зрителей. Эти способы в комплексе приносят хорошие результаты: с 2014 года количество посетителей галереи увеличилось в два раза.
Естественно, возникает вопрос, как все это делать, не имея должного финансирования. Причем проблема эта касается абсолютно всех музеев мира. Государственное финансирование сокращается с каждым годом. В этих условиях музейщики выживают как могут.
— Мы стараемся привлекать спонсоров и зарабатывать самостоятельно. Именно таким образом и поступают крупнейшие музеи за рубежом. В феврале 2014 года, когда я пришла в Третьяковскую галерею и узнала, какие деньги он зарабатывает на всех своих музейных магазинах, была очень удивлена. Это была смехотворная сумма. Мы сменили команду, пригласили опытного руководителя этого направления, и ровно за год мы подняли чистую прибыль наших магазинов в 22 раза. Причем без каких-либо дополнительных инвестиций, просто найдя грамотный подход, — рассказала директор галереи.

Вышли за пределы здания

Но и это не все! Третьяковская галерея постепенно выходит за пределы своего здания. Всего две недели назад стартовал уникальный проект «Интенсив XX». Совместно с Департаментом транспорта Москвы сотрудники Третьяковки развернули на станции метро «Парк культуры» невероятную экспозицию.
— Все пространство полуцилиндра над эскалатором, в вестибюле и на платформе станции метро заполнено билбордами с изображениями фрагментов лучших работ художников русского авангарда, интересными цитатами, датами, информацией. В течение полугода будет ходить поезд, где вагоны имеют разный цвет. Красный – период авангарда, фиолетово-синий – период соцреализма, зеленый – последние десятилетия XX века.

 

img_4061

 

В вагонах — изображения с фрагментами картин, биографии художников, рассказы о картинах, написанные ярким и лаконичным языком. Одна из основных его задач — принести людям, которые с трудом проснулись утром и едут на работу или уставшие возвращаются вечером домой, кусочек радости и позитива. Кроме того, это мощный образовательный ресурс. Пока люди едут в поезде, они могут прочесть интересную и полезную информацию, — рассказала о проекте Трегулова.
Сотрудники галереи планируют продолжить работу в этом направлении с другими Департаментами транспорта.

За положительными эмоциями

— Какое-то время назад было серьезное опасение, что виртуальный мир захлестнет мир реальных людей и никто не будет ходить в музеи. На самом деле сегодня мы видим абсолютно противоположную ситуацию, — подытожила Зельфира Исмаиловна. — В современных условиях музеи играют роль, пожалуй, более важную, чем раньше. Люди сейчас выстаивают многочасовые очереди, чтобы попасть в музей не потому, что это модно. Они понимают, что, попав в музей на час-полтора, они соприкоснутся с чем-то невероятным, что подарит им сильнейшие эмоции и впечатления. Жизнь сегодня сложная, тяжелая, а время, проведенное в музее, это время абсолютной радости и счастья. Именно здесь они получают мощную подпитку, позволяющую держаться в наше непростое время.

Наталья ПРИВАЛОВА,
 фото автора

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.