Новости Оскола » Blog Archives » На железном коне – с железными нервами
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

На железном коне – с железными нервами

28.10.2010

 В бизнесе автоперевозок выживают сильнейшие

— Был у меня такой случай. Каждый день возле «Дома книги» ко мне в маршрутку садилась бабуля. Делала по городу крюк и выходила …напротив той самой остановки, где садилась. «Милок, — объясняла странная пассажирка. – Мне тяжело до перехода идти. А у тебя в машине тепло, парень ты разговорчивый, лучше я до рынка («Болгарского», — авт.) с тобой доеду, чем 10 метров пешком буду идти». И такие бабульки были ни у меня одного. Катались они на заре 2000-х годов бесплатно, вот и ездили по поводу и без.

Таких историй у предпринимателя Павла Бешеги накопилось ни одна и ни две. Это сейчас он рулит только своей красавицей «Toyota», а в лихие 90-е, начиная работать маршрутчиком, с чем он только не сталкивался.

Анархия – мать достатка?

— В Оскол я перебрался из Перми 20 лет назад, — вспоминает Павел. – Пока не познакомился с женой, в принципе не знал, что есть такой город. Сначала на АТЭ устроился, а в 94-м, когда все стало разваливаться и распродаваться, купил автобус. За 10 миллионов. В кредит. Но при тогдашней гиперинфляции за год с банком рассчитался.

Времена были еще те! Понятия «маршрут» вообще не существовало – одни направления были. Дали тебе лицензию и катайся, где хочешь. И мы катались. Куда народу надо было – туда и ехали. Подъезжаешь к остановке, люди спрашивают: «Куда едешь?» А ты им в ответ: «А куда надо?» Маршрут озвучивают, я меняю табличку и поехали. У меня таких табличек было три: «Автовокзал – Рудничный», «Автовокзал – Студенческий» и по большому кругу. Других маршрутов не было. Люди по 40 минут с «микро» в новую часть города добирались. Конкуренция – нулевая. Нас тогда всего-то человек 10, маршрутчиков, было. Народу набивалось так, что двери не закрывались. Ведь кроме нас почти никто перевозками людей не занимался. Тогда мы, действительно, зарабатывали неплохо. Я в 90-е на одном автобусе имел больше доходов, чем сейчас с пяти маршруток.

 Без масла и икры

Профессия водителя всегда считалась хлебной. Да что там хлебной, деньги у шоферов водились. Икра с маслом на столе присутствовала. Сегодня впору говорить о том, что сводить концы с концами получается далеко не всегда. И далеко не у всех. Налоговое бремя на бизнес очень велико. Прибавьте сюда транспортный налог – самый высокий по РФ. Плюс страховки, техосмотры, медосмотры (75 рублей в день вынь да положь), плата за мусор (раньше маршрутчики убирали сами, а теперь платят 1100 в квартал). Прибавьте сюда обязательную смену резины два раза в год (по две тысячи за баллон минимум), ремонты, заправку. Кстати, если в других регионах маршрутчики еще ездят на бензине, у нас это равносильно тому, чтобы вылететь в трубу сразу же. Поэтому, несмотря на дороговизну процедуры (тысяч 40 целковых), хозяева машин переделывают авто для заправки газом. А на заправку в сутки уходит в среднем 400-450 рублей.

Итого, на круг за год нужно выложить столько денег, что мало не покажется. А вот финансы… Они даже не поют, а вопят «романсы» Конкуренция просто огромна! В округе работает порядка 700 маршруток. Только на одном «33» маршруте курсирует около 40 машин. И цифры растут ежемесячно. Для нас, пассажиров, это несомненный плюс – не нужно простаивать, ожидая транспорт. А для маршрутчиков – головная боль. Кроме этого, уже два года не индексировалась плата за проезд, и цена оставалась неизменной. В отличие от цен на топливо и прочих расходов.

Бригадир – это звучит!

Павла Бешегу в этом году коллеги по цеху единодушно избрали бригадиром «33» маршрута.

— Добровольно-принудительно, — улыбается мой голубоглазый собеседник. – Я, конечно, отнекивался, как мог, но… Сказали: «надо». Мол, ты лучше всех умеешь разговаривать. Опять же два высших образования за плечами, 20 лет стажа, и все такое прочее. Пришлось стать бригадиром. Бригадирство – штука затратная в психологическом и временном плане и совсем не оплачиваемая финансово. В задачу бригадиров (на каждом маршруте он свой) входит еженедельное присутствие на планерках в кабинете начальника транспортного отдела, доведение планов «верхов» до «низов», ну, а если у самих водителей появились идеи – знакомлю с ними руководство транспортного отдела.

Вроде каждому разжевываешь: что нужно делать, а чего – ни в коем случае, переспрашиваешь, но… итог далеко не всегда бывает таким, на какой ты надеялся. Крутить баранку всегда считалось делом сложным. В СССР, по-моему, работа с пассажирами приравнивалась к вредной, и водители выходили на пенсию раньше, по «горячей» сетке. Сейчас стало еще сложней. Народ пошел нервный, раздражительный. Одному в салоне жарко, другому – холодно. Кто-то подгоняет, мол, гони быстрей, кто-то кричит, чтобы не торопился. Но разве всем угодить можно? Поэтому, даже у самых стойких водителей бывают срывы. …А вообще у нас такая работа, что выживают на ней лишь сильнейшие.

Лара УЛЬЯНЕНКО.

Рубрики: Бизнес, Городское, Наш человек   |   Наверх

    8 комментариев на запись “На железном коне – с железными нервами”

  1. Сёва пишет:

    Одно могу сказать — сейчас всем непросто и будет ещё сложнее.

  2. Яна пишет:

    мой брат — маршрутчик. Машину взял в кредит. Теперь перебивается с копейки на копейку. Траты — огромные. Техомсотр просто так не пройдёт маршрутка — плати тысячу сверху, за мусор администрация тоже выворачивает — будь здоров! Да шофёры в жизни столько не сорят, сколько с них собирают! Даже мы, живя в квартирах (где ремонтируемся и готовим) не платим по 300 рэ в месяц. Кто считал, откуда такая огромная калькуляция всплыла — администрация не отсчитывается. Она только разжигает у маршрутчиков ненависть друг к другу. 700 маршруток на город — это же коллапс для водителей. Они по часу в отстойниках простаивают. Да и на город и экологию такое количество авто давят — будь здоров! Кто вообще мониторинг по городу делал? Знаю, что из экономических соображений на 100 000 населения достаточно 100 маршруток. А у нас эти цифры превышены в три раза! И это мэрия называет заботой о людях? О каких? Чтобы бизнес — на фиг — загнулся? с кого тогда налоги будете брать, господа хорошие?

  3. Учитель пишет:

    А вы знаете, что проезд дорожает до 10 рублей? Вот, жалуются водители, что тяжело им, что мало зарабатывают, что неиндексируют стоимость билетов два года. А мы? А нам индексируют? Бюджетники и так еле концы с концами сводят, а тут нам снова сюрприз приготовили. Про нас кто-нибудь подумал? Что нам тоже никто и ничего не индексирует. Ни зарплату, ни ежегодное повышение коммуналки, ни рост цен на всё. Только чинуши себе знай оклады повышают. Да прибавки выдумывают «за сложность», «секретность» и «государственность»

  4. Лера пишет:

    Все жалеют бюджетников. Слово «бюджетник» вообще стало синонимом слова «нищий». Но ведь бюджетники — это не только нянечки в детсаду и санитарки в больницах, это и педиатры, которым зп значительно повысили, и работники мэрии. Так что разброс зп у «бюджетников» большой. А вот к кому отнести нас — работников частных мелких компаний, фирм и фирмочек? Мы не бюджетники, но и не бизнесмены. Лет пять назад, возможно, у частника и можно было заработать больше, чем в школе, например. А сейчас — посмотрите предложения о работе от частников и мелких фирм — большинство предложений крутится на отметке 5 тысяч. 10 — уже счастье. Мне не повышали зп три года, увеличивалась базовая часть — уменьшалась премия. А цены на продукты и услуги росли как на дрожжах.
    Я прекрасно понимаю водил, и то, что рост цен на билеты оправдан ростом цен на бензин. О бюджетниках хоть лицемерно, но подумают и позаботятся. А нам что делать?

  5. Алексей Деменко пишет:

    Яна, ну что же — запретить твоему брату работать, чтоб «коллапс» не расширять?) Что конкретно ты предлагаешь?

  6. николай иванович пишет:

    Прав Сева, всм тяжело, а о военных пенсионерах госчиновники совсем забыли.Пенсии в среднем 6000 руб.О чем мы говорим ни федеральную, ни региональную, ни местную власть народ не интересует.Народ живет сам по себе, а власти сами для себя. И это правда.

  7. ЖЕКА пишет:

    Сегодня прочитал в «Зорях»: «С 1 ноября проезд в городском пассажирсеом траспорте составит 10 руб. . а стоимость проездного льготного билета пенсионеров_400руб.» Спасибо САВЧЕНКО и ЕГО ЕДИНОЙ РОССИИ ЗА ЗАБОТУ О НИЩЕМ НАРОДЕ БОГАТОГО РЕГИОНА

  8. Buktor пишет:

    Сразу возникает вопрос: Что бригадиры сделали для того чтобы стало лучше? (прежде всего для бизнеса)