Новости Оскола » Blog Archives » Понаехали тут!
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Понаехали тут!

16.02.2017

Как белгородские чиновники пытались старооскольских уму-разуму учить

Всегда радует, если на заседании Совета депутатов разгорается дискуссия. Но то, что произошло на прошлой неделе, можно даже охарактеризовать как скандал. Один из вопросов повестки дня звучал так: «О результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности МУП «Водоканал» Старооскольского городского округа за 2014-2015 годы». Докладчик – Николай Звертаев, председатель Контрольно-счётной палаты (КСП) Белгородской области.

Заказуха?

С чего бы это КСП озадачилась деятельностью нашего «Водоканала»? Что там нового хотели найти её сотрудники? Собьёшься со счёта, сколько раз все старооскольские СМИ сообщали о том, что финансовое состояние этого предприятия откровенно плачевное. Прямым текстом говорилось — предбанкротное. Называли целый комплекс причин: неплатежи населения (171,8 миллиона рублей на 1 января 2017 года), незаконные врезки, заниженные тарифы на водоснабжение и водоотведение. Понимаю, что любое предложение о повышении тарифов действует на население, как красная тряпка на быка. Но в тариф должны быть заложены и такие статьи, как повышение зарплаты сотрудников, как того требует губернатор, модернизация сетей, изношенность которых составляет 80%.
В 2014 году тогдашний генеральный директор «Водоканала» Сергей Валяев организовал для журналистов пресс-тур на очистные сооружения. Сказать, что мы были в шоке – ничего не сказать. «Это Чернобыль какой-то!» – сказала тогда журналист канала «Приосколье». Действительно, мы, привыкшие к тому, что практически все предприятия округа выглядят как игрушечки, увидели технику, не менявшуюся с советских времён. Узлы, скреплённые проволокой, ржавчина, грязь, запустение… Было невооружённым глазом видно, что даже сотнями миллионов рублей не отделаешься, чтобы привести это «хозяйство» в божеский вид. Где их взять, особенно с учётом того, что в прошлом году областные власти для Старооскольского округа отменили так называемое «перекрёстное субсидирование». Это когда предприятия платили за воду в разы больше, чем частные лица. Теперь у нас тариф для всех один: 17,50 по водоснабжению и 16,20 по водоотведению, а с 1 июля составит 18,90 и 17,53 соответственно. Чтоб вы знали: в Белгородском районе для предприятий вода стоит 108 рублей за кубометр.
И с чем же к нам пожаловали областные гости? Какой конструктив они предложили? Цитирую речь Николая Звертаева: «Рассмотреть вопрос о соответствии занимаемой должности должностных лиц, в том числе генерального директора Козлова Александра Михайловича, первого заместителя генерального директора Билецкого Романа Анатольевича, заместителя директора по производству Шагунова Владимира Николаевича и других лиц, допустивших указанные нарушения и не принявших должных мер по их устранению в период своей работы. Поскольку они работают непродолжительное время, мер никаких принято не было. Хотя некоторые из них работают даже не по одному году».
Насчёт некоторых спорить не будем. Но, извините, Александр Козлов возглавил предприятие с 20 октября 2015 года, таким образом, проверка охватила всего два месяца его руководства. На каком основании КСП предлагает повесить на него всех собак?
Идём дальше: «В то же время именно при их руководстве дебиторская задолженность возросла на 19,5% и достигла 171 миллиона. Хотя претензионная работа не проводилась». Высокие проверяющие товарищи, оказывается, даже не в курсе, что претензионно-исковая работа (по-русски – выбивание долгов) давно уже возложена на МУП «РАЦ». И тем не менее специалисты «Водоканала» участвуют во всех рейдах по выявлению должников, аресту их имущества, ищут несанкционированные врезки. В прошлом году «НО» писали о том, что предприятие купило чудо-прибор, который «видит» трубы под землёй и помог найти множество расхитителей воды.
А дальше в своём докладе Николай Звертаев прямо противоречит сам себе, называя данные за 2016 год, хотя, повторюсь, проверка должна была охватывать только 14-15 годы: «Несмотря на то, что на протяжении нескольких лет деятельность «Водоканала» являлась убыточной, имеются ещё резервы по сокращению убытков и получении прибыли. Согласно отчёту,  за третий квартал 2016 года  «Водоканал» получил прибыль в сумме 8,2 миллиона рублей. За год в целом убытки уменьшились на 8,6 миллиона…»  
Но разве это не говорит о том, что положительная динамика налицо? Что команда нового директора старается вывести предприятие из кризиса и добивается хотя и робких, но успехов? К чему тогда этот «наезд»? Присутствовавшие в зале переговаривались между собой: «Заказуха какая-то», «Обанкротить хотят»…
Если мы вспомним, что в конце прошлого года в областной Думе на полном серьёзе обсуждали вопрос о выводе всех «Водоканалов» из муниципальной сферы и переводе в собственность области, ничего другого в голову и не приходит. Хотя становится ещё непонятнее: и что они будут делать дальше? Даже белгородский «Водоканал» оказался убыточным, несмотря на то, что несколько лет назад его передали в концессию Группе Компаний «Агро-Белогорье», которая впоследствии отказалась от управления. Ныне белгородский «Водоканал» стал государственным унитарным предприятием и финансируется из областного бюджета, то есть из нашего общего кармана.

Не подготовились

Неудивительно, что обсуждение после доклада КСП было долгим и бурным. Первым задал вопрос «тяжеловес» от КПРФ Анатолий Кондауров:
— Недавно было принято решение в Белгороде, чтобы предприятия и частные граждане платили за воду по одним и тем же тарифам. Естественно, это бумеранг. Я бы хотел услышать о цели этого решения и не специально ли это делается, чтобы «Водоканалы» у нас обанкротились?
— То, что касается установления тарифов, для этого у нас существует специальный орган, — ушёл от ответа Николай Звертаев. — Мы к этому отношения не имеем и не можем комментировать этот сложнейший вопрос. Там существуют свои правила установления тарифов, то,  что сейчас перекрёстное субсидирование не применяется, это правда. Но нужно было местным органам наладить тесный контакт с органом регулирования и установить те тарифы, которые не могут выходить за определённые законы.
Дальше в диалог вступил депутат областной Думы Игорь Барщук. Он тоже обратил внимание, что Козлов в 2015 году работал всего два месяца, что в 2016 году была положительная динамика и что выбиванием долгов должен заниматься РАЦ:
— Скажите, пожалуйста, функции по взысканию задолженности лежат на «Водоканале» или на РАЦ? И соответственно, кто отвечает конкретно по нашему округу?
— Мы считаем, что отвечает, естественно, «Водоканал».
— То есть вы не в курсе, что эта функция передана РАЦу и именно он занимается всей претензионной работой, а не «Водоканал»?
— Я скажу так: «Водоканал» обязан предпринимать меры по взысканию задолженности в любом случае.
Далее выступил Алексей Ботвиньев, замначальника областного Департамента ЖКХ, который заявил:
— Федеральным законодательством перекрёстное субсидирование должно быть ликвидировано ещё  с 2012 года. На территории Белгородской области данную политику осуществляют поэтапно, в Белгороде ещё сохраняется, в 2018 году тоже будет ликвидировано.
Почему «поэтапно» начали именно со Старого Оскола, и почему Белгороду оставили эту привилегию аж до 2018 года, пояснить он не смог. Как не смогла и ответить Елена Ковальчук, специалист Региональной энергетической комиссии, насколько средневзвешенный тариф (с учётом высокой платы юридических лиц) в Белгороде теперь выше, чем в Старом Осколе.
«Николай Алексеевич, к сожалению, депутаты не получили точных и ясных ответов на поставленные вопросы. Поэтому, если вы приезжаете, да ещё не один, а с командой, готовьтесь, как к экзамену», — сказал Анатолий Кондауров. Он также поддержал директора «Водоканала» Александра Козлова:
— По городу видно: первая зима, когда у нас нигде ничего не течёт, не прорывает. За 2016 год он поднял зарплату, этим не каждый руководитель предприятия может похвастаться. «Водоканал» выплывает из трясины, руководитель на своём месте и должен продолжать работать.

Дайте дотацию!

Выступивший затем Сергей Гераймович, первый заместитель главы, в своём докладе очень убедительно с цифрами и фактами разбил в пух и прах все обвинения КСП, после чего услышал вопрос от Алексея Ботвиньева, какая работа ведётся по созданию концессии для «Водоканала».
— Давайте, мы будем реалистами и оценивать ситуацию с точки зрения реальных возможностей, — ответил Сергей Леонидович. — Мы готовы передать «Водоканал», но какой концессионер будет брать убыточное предприятие? Вкладывать свои деньги, заведомо зная, что он их никогда не вернёт? Если такие найдутся, мы только за. Но где нам взять 3 миллиарда рублей, чтобы выполнить все предписания? Это половина годового бюджета округа! Что мы должны не делать – не перекладывать сети, не платить зарплату, не оплачивать электроэнергию? Мы согласны с тем, что ситуация аховая, мы хотим одного: чтобы жители города получали качественную услугу.
У главы округа после этих слов закончилось терпение, и он вышел на трибуну:
— Это мы уже слышали про ваше концессионное соглашение. Когда вы начнёте реально действовать? Вы меньше говорите, больше делайте. А пока кроме разговоров  ничего нет.
24 июня 2014 года было рабочее совещание двух «Водоканалов» по установлению тарифов, когда мы губернатору довели, что нужно глобальное решение вопроса. Вы что, правда, этого не знаете? Вы знаете, почему «Водоканал» не выполнял свою инвестиционную программу? Потому что основная задача была – обеспечить текущую деятельность, он является гарантирующим поставщиком. Нам приходится ликвидировать аварии за те деньги, которые должны направляться на модернизацию. Причина банальна – высокий процент износа. Тогда в бюджете Белгородской области должны предусмотреть дотации. Но они категорически на это не хотят идти. А мы сегодня сидим и смотрим, какой у нас Водоканал «хороший». Мало того, что КСП не знает, что «Водоканал» не занимается претензионно-исковой работой, что РАЦ свою работу добросовестно исполняет. Процент исполнения судебных решений по России — 30%, а по старооскольскому округу — 45. Начинаем рассматривать задолженности – многодетные, неблагополучные. Их что, к стенке поставить? Недополучает наше предприятие денег, потому что суммы невозможны к взысканию. Извините, если я эмоционален, это потому что переживаю за главное: я хочу, чтобы жители Старооскольской земли жили в уюте и комфорте, а не получается.
Завершил дискуссию Станислав Панов. Конечно же, он как коммунист не может быть за повышение тарифов. Но он поддержал мысль главы:
— Я считаю, что повышение тарифов – это неправильная мера. Поэтому предлагаю обратиться к губернатору, чтобы нам помогли модернизировать сети «Водоканала». Формы могут быть разными: или дотировать тариф, или выделить целевым образом определённую сумму.
Трудно не поддержать это предложение. Старый Оскол формирует чуть ли не половину областного бюджета. Почему бы областным властям не помочь городу-донору в этой ситуации? Посмотрим, как будут развиваться события. А по докладу КСП депутаты приняли решение просто «принять к сведению». Они и раньше всё это знали.

Лариса ЧАЩИНА,
фото автора

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.