Новости Оскола » Blog Archives » Одинокий путь на Крест
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Одинокий путь на Крест

13.04.2017

В преддверии Воскресения Господня

Все мы вошли сейчас в самые напряженные дни Великого Поста. Вот только что минул праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресение), когда толпа людей встречала Иисуса криками «осанна грядущему Царю Израиля». Вот в среду произошло предательство Иуды, отчаянное бегство учеников. А вот в пятницу мы слышим крики все той же толпы, но уже совсем иные  – «распни, распни Его».
Что же происходило в те последние дни жизни Господа Иисуса Христа, почему так быстро сменилось настроение людей? Почему, наконец, произошли предательство и бегство самых близких учеников?
В Евангелии от Марка есть незаметный эпизод, как ключ открывающий нам понимание обстановки последних дней жизни Христа. Там, в пути на праздник Пасхи в Иерусалим, впервые за три года Христос прямо говорит ученикам, что будет схвачен и предан в руки язычников, но Он воскреснет и явит Свою славу. Неожиданно двое братьев-учеников отзывают его и шепотом о чем-то просят. «Дай нам,- говорят они —  когда Ты сядешь на престоле Своего Царства, сесть по правую и левую сторону от Тебя»! В то время Израиль был колонией Рима, и конечно евреи грезили сбросить иго язычников и вернуть себе независимость. И во многом потому фигура Иисуса из Назарета в народном представлении явилась самой подходящей. Праведник, кормивший толпы народа, чудотворец, исцелявший больных, пророк, являющий волю Бога. Лучшего царя нельзя и вообразить. Все проблемы — социальные, политические, бытовые, наконец уйдут в прошлое, и вновь евреи станут великим народом Бога! Так же думали и некоторые ученики. Именно поэтому братья-апостолы, в предвкушении триумфального входа в Иерусалим, куда вся страна сходится в столицу на Пасху, просят о высоких постах в царстве. «Не знаете чего просите», — кротко и с огорчением отвечает им Спаситель. Он одинок. Даже Его окружение не слышит, не понимает, что Его Царство не от мира сего.
И действительно, весь Иерусалим буквально «содрогнулся», когда к нему приблизился Христос. Люди выбегали навстречу, бросали верхнюю одежду, срезали ветки деревьев и устилали перед Ним дорогу! «Осанна, благословенно грядущее Царство», — кричали они. Не замечали они, что Христос едет «кроткий и смиренный», не видели они, как грустен был Его взгляд. И сидит Он даже не на коне, как завоеватель, а на ослике, который всегда являлся символом мирной спокойной жизни, а не власти. Местная элита, первосвященники и фарисеи встревожились: Христос давно мешал им своими проповедями и чудесами; народ же любил слушать Его слова о том, что для Бога всего более важны не высокое происхождение и ритуальная чистота, а чистое сердце, покаяние в грехах и любовь к ближнему. Но через три дня, в среду, Иуда, раздраженный бездействием, а еще более разочарованный в своих несбывшихся корыстных мечтах, предаст им Учителя. Наверное, то же случилось и с народом в те дни. Они, так триумфально встретившие Иисуса из Назарета, с недоумением видели, как Он вечером того же дня покинул город для уединенной молитвы к Отцу!
В четверг Он последний раз ужинает с учениками, это была их Тайная вечеря. Учитель, взяв хлеб и чашу с вином, говорит им свою последнюю заповедь: «Примите, это Моя плоть и кровь, которую Я иду отдать в оставление грехов, а вы творите это в Мое воспоминание». Так навсегда появилась главнейшая служба христиан — Литургия. Лишь причащаясь на литургии плоти и крови Христовой, на верующего распространяется сам смысл прихода и крестной жертвы Спасителя. Это как войти в права: лишь через причастие ты имеешь право называться христианином, членом Христовой церкви, и даже носить крестик. Ты – причастен. Причаститься – значит войти в число тех, за спасение которых пришел и умирал на кресте Сам Господь. Но это все ученики осознают позже..
События той ночи и утра Пятницы всем известны. Взятие под стражу, издевательства, суд и приговор к смерти… В итоге,  в полдень того дня, у Креста стоит лишь горстка самых преданных Ему: Мать, один ученик и несколько благочестивых женщин.  Нет толпы, нет Петра, нет всех, кто так любил быть в лучах людской славы Иисуса. Шок, ступор, страх и смятение, субботнее молчание – так можно обозначить состояние всех апостолов в те дни. Их Солнце зашло в темную пещеру и запечатанный камень завалил вход в Его гроб…
Гораздо позже, незадолго до своей казни в Риме один из Его учеников, апостол Павел, напишет: «Если бы Христос не воскрес, то вся вера наша тщетна, а  я самый несчастный из людей». Потому что какая разница, какой смысл страдать и бороться за правду и истину, какой смысл творить добро или творить зло – если смерть пленяет каждого, святого и грешника, сына земли и Сына Божьего? Нет смысла бороться, перед лицом всепожирающей смерти…
Но Он Воскрес! Ранним утром того дня, который мы и поныне называем Воскресением, Он Воскрес и «явился многим». Это событие настолько навсегда безвозвратно изменит учеников! Те, кто еще недавно сбежал, отрекся и скрылся – станут бесстрашными апостолами. Они изменятся настолько, что обойдут весь мир, отдадут свои жизни за проповедь о том, как любящий Бог пришел искупить грешников от их грехов-долгов, какую цену Он заплатил за это, и как своей смертью Он победил смерть! Потому на Пасху вскоре в храмах запоют главные слова: «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав».
Очень важно верующим людям в эти дни осмыслить – а где нахожусь я? Не с толпой ли людей, ждущей  Иисуса для  решения своих проблем и задач? Нужен мне Бог лишь только, когда мне плохо, чтобы Он как добрый волшебник приходил на помощь? Или я должен научиться отвечать любовью на любовь, находя свое время для Бога, силы и решимость для жизни по Его заповедям? Ведь будем честными – и поныне в храмах на Вербное Воскресение – не протолкнуться. А в Великую Пятницу, лишь горсть людей… Не повторяем ли мы ошибку изменчивой толпы — обращаться к Богу, когда это выгодно нам, и оставлять Его, когда Он нуждается и ждет нас?
Итак, мое христианство, моя вера во Христа измеряется тем, насколько я откликнулся на Его приход и Его смерть за мои же грехи. Моя степень причастности Христу в том, как я принимаю эту Жертву. Ведь вера как любовь. Живет делами. Недостаточно сказать «я люблю тебя». Любовь оживает в действии. Кто говорит «я тебя люблю» и бросает возлюбленного, — тот лжет. Так и вера оживает в молитве, исповедании своих грехов, причастии и во Христе. В делах, а не в словах или разовых ежегодных обрядах.

Николай ДУБИНИН, настоятель храма Феодора Стратилата  

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.