Новости Оскола » Blog Archives » О чем Дума думает
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

О чем Дума думает

12.05.2017

На рассмотрении в российском парламенте находятся несколько важных законопроектов, касающихся капремонта, ОДН и оплаты коммунальных услуг

…За счёт государства

Напомним, около года назад Конституционный суд вынес решение: сбор взносов на капремонт (в том числе в общий котёл) не противоречит основному закону государства, однако власти должны выполнить обещание, данное много лет назад. Дома, которым на момент приватизации первой квартиры требовался капремонт, должны быть отремонтированы за счёт государства. И только после этого с владельцев квартир можно собирать взносы – на будущие ремонты.
Законопроект, который впишет в Жилищный кодекс соответствующие нормы, уже прошёл первое чтение. В процессе обсуждения авторам поправок было задано немало вопросов, в числе которых – как быть со средствами, которые жильцы таких домов уже перечислили Региональному оператору либо на спецсчета? Как быть с домами, которые уже отремонтированы за счёт взносов, сданных собственниками? Не придётся ли старым домам ждать ремонта неопределенно долгий срок (известно, что у муниципалитетов с деньгами не густо)? И не будут ли его проводить как можно более экономно, выполнив лишь часть необходимых работ?
Ответы на эти и ряд других вопросов должны быть готовы ко второму чтению проекта. Но представители Минстроя уже заявили, что сроки ремонтов и объем работ должны соответствовать принятым региональным программам капремонтов.

Очередь пересмотрят?

Второй законопроект, касающийся капремонта, вызвал в Думе бурную дискуссию. Председатель комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская предложила разработать единые для страны критерии постановки домов в очередь на капремонт. В настоящее время у каждого региона свои правила, — указала депутат. В итоге старые дома оказываются отодвинутыми в очереди на 5–10–15 лет, в то время как их более молодые собратья уже ремонтируются.
За примерами далеко ходить не надо, их хватает и в Старом Осколе. Так, ремонт девятиэтажек нового города вызвал недоумение у владельцев квартир в домах улицы Ленина и на юго-западе. Как пояснял в прошлом году директор Управления жизнеобеспечением округа Игорь Щепин, в Белгородской области за критерий очередности приняли дату приватизации первой квартиры в доме. Вот и получилось, что изношенные дома, жильцы которых не торопились с оформлением
жилплощади в собственность, оказались в хвосте.
Обсуждая законопроект Галины Хованской, депутаты указали, что идея, конечно, хорошая, но определиться с этими критериями будет очень сложно. Самую очевидную идею – привязать дату ремонта к дате постройки — отвергли: есть дома, построенные достаточно давно, но до сих пор находящиеся в удовлетворительном состоянии. Зато здания, возведённые лет 10-15 назад сдавались с таким букетом недоделок, что капремонт им необходим срочно. Одним из важнейших критериев должна быть степень реального износа, — согласились в итоге парламентарии. С чем документ и ушёл на второе чтение.

Защитить незащищенных

Расширить число пенсионеров, имеющих право на компенсацию за взносы на капремонт, предложили депутаты Мурманской областной Думы. Они указали, что несправедливо лишать льгот пожилых граждан только за то, что они зарегистрировали в своей квартире несовершеннолетних внуков.
— Ситуации бывают разные, — указали мурманские законотворцы. – Может, родители уехали на заработки или не имеют своего жилья. А бывает, что родители погибли, и кроме бабушки с дедушкой о детях позаботиться некому. В любом случае несовершеннолетние неработающие граждане не являются получателями дохода. И лишать пожилых собственников жилья возможности получать компенсацию в случаях их совместного проживания с внуками – несправедливо.
Мурманчане также указали, что нынешняя формулировка, когда на компенсацию могут рассчитывать лишь одиноко проживающие пенсионеры либо супруги, получающие пенсию по старости, оставляет за чертой льготников тех, кто на самом деле очень нуждается в помощи. Это пенсионеры, с которыми проживают взрослые дети, имеющие группу инвалидности (в том числе, первую).
Законопроект внесён в Думу, о сроках его рассмотрения пока не сообщается.

ОДН: вновь на старые грабли?

Напомним, с 1 января ненавистная строчка вошла в стоимость услуг по содержанию жилья, и начисления на общедомовые нужды стали производиться по нормативам. Принимая этот порядок, депутаты утверждали, что он поможет сдержать рост сумм в платёжках. Но так получилось далеко не везде.
Во-первых, в проигрыше оказались собственники квартир в энергоэффективных домах, где реальные расходы на общедомовые нужды меньше нормативных. Если у всех жильцов стоят счетчики, нет воровства, показания передаются вовремя, да вдобавок используются энергосберегающие лампочки, датчики движения, непрожорливые насосы и лифты – по реальным расходам платить было бы выгоднее.
Во-вторых, в ряде регионов нормативы оказались безумно завышенными. В Ингушетии, например, норматив на ОДН установлен в размере 9,6 киловатт-часов на квадратный метр площади общедомового имущества. Эти безобразия коснулись и Старого Оскола. Начисления за ОДН во многих домах увеличились в 2,5 раза. Плюс повсеместно фиксируются махинации с площадями общедомового имущества.
Минстрой в связи с этим уже не раз давал разъяснения: норматив обязателен к использованию лишь в домах без ОДПУ. При наличии же общедомового счётчика начисления должны производиться В ПРЕДЕЛАХ норматива. То есть, меньше – можно, больше – нет. Меньше – как раз тот случай, когда норматив превышает реальное потребление.
Поскольку призывы ведомства услышаны не были, парламентарии решили внести соответствующие поправки в Жилищный кодекс. Но оказалось, что радоваться рано. Ибо предложенные изменения, по сути, возвращают нас к одной из предыдущих редакций: «собственники имеют право на общем собрании принять решение оплачивать ОДН по показаниям общедомового счётчика». Один из предложенных вариантов звучал еще более радикально: в домах без ОДПУ платить по нормативу, оборудованных ОДПУ — по его показаниям.
Мы с вами это уже проходили, и платили за ОДН в полном объеме. И за себя, и за вороватого соседа, и за разгильдяйство управдома, и за ошибки сбытовой компании. Вся разница – услуга перекочевала из коммунальной в жилищную. Что в лоб, что по лбу.
Радует одно: документ прошел только первое чтение, и во время обсуждения прозвучала-таки здравая мысль: узаконить в кодексе не «решение собрания собственников», а формулировку Минстроя. Разработчики пообещали предложение учесть, так что ждем-с.

Нет стандарта – нет лицензии

Минстрой России подготовил проект документа, определяющего стандарты сервиса управляющих компаний, например, выполнение заявок жителей в течение определённого времени. Или время локализации аварийных повреждений внутридомовых сетей предлагается ограничить 30 минутами, а устранение засоров — двумя часами.
Стандартов и Правил и сегодня существует немало, но как заставить ЖЭУ следовать им? Проект постановления предполагает, что за несоблюдение стандарта управляющая компания лишится лицензии.
— Цель постановления – дать четкий перечень обязательных требований, которым должна соответствовать каждая управляющая компания, чтобы любой собственник недвижимости мог получить достойный уровень сервиса», — прокомментировал глава Минстроя России Михаил Мень.
Кстати, с первого января следующего года жильцам разрешат не оплачивать квитанции по квартплате, если управляющая компания не разместила соответствующую информацию о начислениях в квитанции, если они не отражены в ГИС ЖКХ.

Освободить от процентов

И еще одно важное предложение вскоре поступит на рассмотрение парламентариев. Совет Федерации вынес на общественное обсуждение проект, предоставляющий платежам за коммунальные услуги статус социальных платежей. Что это даст? Отсутствие накруток, то есть процентов за приём оплаты. Либо ограничение этих процентов диапазоном 0,5-1,5. А никак не 3 и не 4, но «не менее 15 рублей». Сенаторы понимают, что схема может оказаться невыгодной банкам (и другим организациям, принимающим платежи), поэтому готовы рассматривать различные варианты и схемы, которые позволят освободить плательщиков от банковской комиссии. Такой же статус могут получить платежи за услуги здравоохранения, образование, детский отдых.

По старооскольскому сценарию

И хотите – верьте, хотите – нет, но в Минстрое, Совфеде и Госдуме всерьез обсуждают, как на всероссийском уровне реализовать схему, которая несколько лет существовала в Старом Осколе, но обрушилась из-за тяжбы с УФАС. Речь – о переводе поставщиков коммунальных услуг на прямые договоры с потребителем, чтобы платежи поступали коммунальщикам, минуя управляющие компании. Кроме того, законодатели намерены создать в муниципалитетах Единые расчетные центры: «наверху» сегодня заявляют, что это, в частности, позволит снизить расходы на содержание домов.

Анна КОТОВА

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.