Новости Оскола » Blog Archives » Полвека – в наставниках
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Полвека – в наставниках

20.07.2017

На таких инженеров нужно равняться

По роду журналистской деятельности не раз довелось бывать на так называемых «партийных штабах», проводившихся на строительстве ОЭМК. Это были своеобразные шумные разборки, на которых высокое партийное, главным образом областное, начальство, «вправляло мозги» участникам стройки за срыв выполнения поставленных  задач. Порой атмосфера накалялась так, что, казалось, можно зажигать бенгальские свечи… В целях оправдания, чтобы не попасть под горячую карающую партийную руку и не лишиться партбилета, смежники катили бочку друг на друга. Чтобы спасти шкуру и репутацию, отдельные начальники не гнушались и навета.

Не повышая голоса

Среди шумливых, форсирующих голос руководителей выгодно отличался своей тактичностью и благородством Александр Григорьевич Калиниченко, занимавший в ту пору должность главного инженера Белгородского управления треста «Союзтеплострой». Он смело подбирал аргументы в защиту своей позиции, не «топил» партнеров,  и лишь внутренне напряжение угадывалось, когда звучала явная несправедливость. Калиниченко только проявлял дар незаурядного полемиста, выказывая высокую компетентность и готовность отстаивать интересы коллектива своего управления.

 

Калиниченко--3--Иран-завод-

Да, откровенно говоря, союзтеплостроецев и ругать-то было не за что. Они, как правило, блестяще справлялись с заданиями. Лично я не вспомню случая, когда их упрекали в откровенном провале. В канун профессионального праздника строителей Президиум Верховного Совета СССР за успехи, достигнутые при строительстве и освоении мощностей комплекса электросталеплавильного цеха на ОЭМК им. Л.И. Брежнева, наградил орденами и медалями наиболее отличившихся работников объединения «Электрометаллургстрой» и ряда других организаций. А.Г. Калиниченко был награжден значком «Отличник социалистического соревнования Минмонтажспецстроя СССР.

В один день со Сталиным

Не столь давно Александр Григорьевич Калиниченко показал мне удивительную фотокарточку. На снимке, сделанном на фронте Первой мировой войны, стоит в солдатском мундире его дедушка, Семен Филиппович, рядом сидит бабушка, Мария Егоровна, которая держит в руках крохотную дочурку Зинаиду – маму Александра Григорьевича. Юная бабушка, простая крестьянка, каким-то хитрым образом прознав про дислокацию воинской части, где служил муж, рискнула съездить на встречу с любимым.
– Дедушку я вспоминаю с благодарностью, — говорит Александр Григорьевич, – он научил меня косить, обращаться с лошадьми, шить сапоги, выделывать шкуры. Да что только не умел делать мой дедушка?! Он был на все руки мастер. Стародавняя любовь к пчелам тоже от него, у дедушки была пасека, и у меня четыре улья стоят на даче.
Удивительное дело: дедушка родился в один день со Сталиным по новому стилю 18 декабря 1878 года и умер с ним в один и тот же день, прожив 74 года.
Семен Филиппович заменил маленькому Саше, родившемуся в апреле 1939 года, отца, Григория Семеновича, погибшего в 1943году при освобождении Белоруссии.
Александр Григорьевич, дитя войны, по его собственному признанию, все чаще вспоминает время оккупации, когда в его родное село Великомихайловку, родину Первой Конной Армии, пришли фашисты.
Детская память ярко запечатлела тучи бомбардировщиков, со страшным гулом летевших в небе, немецкие обозы с гладкими откормленными лошадьми. Во время немецкого владычества во дворе дома, где жили Калиниченко, стоял грозный танк. До конца жизни не избавиться Александру Григорьевичу от ощущения чувства страха, вселившегося в него тогда. Когда авиабомбы рвались в селе, а чья-то мама или бабушка, назначенная воспитательницей, успокаивала детишек, спрятанных взрослыми,  возможно, в единственном в райцентре просторном кирпичном подвале – импровизированном бомбоубежище. Ужас испытали все, когда маленького Колю, сына воспитательницы, во дворе убило шальным осколком. Не забылось и чувство голода,  особенно испытанное в 1947 году, когда детям в школе давали по кусочку хлеба. Тогда спасал продовольственный паек мамы, устроившейся на работу уборщицей в местный военкомат.

Быстрая карьера

После десятилетки Александр поступил в Воронежский монтажный техникум: там платили неплохую стипендию, 230 рублей (мама получала  за работу 45), а общежитие располагалось прямо в учебном корпусе. Проучился три года, кроме обязательных дисциплин, прошел спецкурс «Промышленные печи и трубы». Дефицитных специалистов заказал один из старейших в стране трест «Союзтеплострой», в структуру которого входили 17 управлений, организованных в разных точках Советского Союза. Учился на «хорошо» и «отлично», да и другого варианта не было: троечникам не платили стипендию. Из студенческой жизни в почти полностью разрушенном войной Воронеже осталось наиболее ярким одно воспоминание: бесчисленные субботники и производственные практики по ликвидации руин.
После окончания техникума – путь понятный: Александр Калиниченко как отличник учебы и чемпион-штангист, попал по распределению в солнечный Тбилиси – в Закавказское управление треста «Союзтеплострой». Оно занималось строительством и ремонтом печей, обслуживая четыре союзные республики – Грузию, Азербайджан, Армению и Туркмению. Калиниченко начал свою трудовую деятельность в управлении, которое участвовало в строительстве и ремонте мартеновских и прокатных печей  Руставского металлургического завода. Несмотря на наличие диплома техника-строителя, по существующему положению был обязан полгода отработать огнеупорщиком пятого разряда. По истечении этого срока его назначили мастером.

Признательность коллег

С 1961 по 1964 год  у Александра Григорьевича была служба в армии, в части, дислоцированной в районе Балхаша. Здесь в качестве мастера стройбата Калиниченко дробил в карьере и поставлял щебенку на Байконур и другие военные объекты. Это также был бесценный для строителя опыт.
– Александр Григорьевич Калиниченко — не только замечательный наставник, через руки которого проходят молодые специалисты, но и своеобразный громоотвод. Именно к нему в первую очередь приходят люди со своими личными и производственными проблемами, и он их терпеливо выслушивает и помогает решать те или иные вопросы, –  говорит начальник Калиниченко, основатель компании Игорь Николаевич Кузин. – Вы только задумайтесь, трудовой стаж Александра Григорьевича около 60 лет!
Константин Алексеевич Таранцов, коллега Калиниченко, говорит:
– Что касается Александра Григорьевича, я понял, что лучшее в людях – это честность. Он человек, который не может обмануть. Его порядочности нет границ! Его сердце полно любви к семье и ближним. Я бы сказал, что это инженер-мушкетёр! Нет ни одного человека, который бы сказал о нем что-то плохое.
Первые два года я работал непосредственно под его руководством. Александр Григорьевич выделил мне место в его большом кабинете. Там и проходили первые беседы о практической работе на линии. Он многому меня научил, потому что имеет колоссальный опыт строительства по всему СНГ и в Иране. Теоретические навыки сменялись практической работой на промышленных комбинатах страны.
О времени, когда Калиниченко работал в возрасте Константина Таранцова, то есть в тридцать с хвостиком, он сказал: «Мое поколение не было меркантильным, и мы работали не ради денег, а потому, что без  плодотворного труда на благо общества не мыслили своей жизни. Наше становление как специалистов проходило в условиях суровых буден, когда в стране шло интенсивное строительство. Полигоном для обкатки и приобретения новых знаний и профессиональных навыков служили не только отечественные, но и зарубежные объекты. И я не приемлю нынешней практики, когда человек окончил вуз, и иди на все четыре стороны. Раньше было распределение на работу, что гарантировало для человека ищущего и жаждущего самостоятельности – возможность найти себя в профессии и жизни. По мере возможности в нашей компании  стараемся следовать этим принципам».
…Недалеко от Старого Оскола расположена дача, где в редкие от работы часы с удовольствием проводит свой досуг знатный строитель А.Г. Калиниченко. Не столь большой участок засажен плодовыми деревьями, под кронами – чисто выстриженный газон.

 

Калиниченко-007

На втором этаже кирпичного дома – несколько ульев, населенных жужжащими пчелами.
– Это все для души, – мягко улыбается Александр Григорьевич, показывая на мажорный танец пчел, сопровождаемый умиротворяющим гулом крылатых тружениц.
Поневоле подумалось: ведь и герои моих других рассказов – Герой Социалистического Труда бригадир «Электрометаллургстроя» Алексей Иванович Короткий, и кавалер Ордена Ленина, знаменитый бывший директор овощеводческого совхоза «Ленинский» Николай Иванович Чубыкин – тоже увлеченные пчеловоды.
– Видите, делают облет, – обращает мое внимание на своих любимиц Александр Григорьевич. И поясняет: – Это когда молодые пчелы тренируются возле улья, чтобы не забывать родной дом.
О какой сложной философии заговорили вы, Александр Григорьевич!

Евгений ЕВСЮКОВ,
фото автора

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.