Новости Оскола » Blog Archives » Закон порождает беззаконие
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Закон порождает беззаконие

24.08.2017

Местным депутатам есть над чем подумать

В 2015 году, в ходе подготовки празднования 70-летия Победы, в старооскольской администрации состоялась встреча с участниками войны. Задача состояла в том, чтобы   узнать из первых уст о проблемах уважаемых людей и по возможности помочь решить их.  И тогда один из  выступавших ветеранов  рассказал такую историю.  Живет у них в селе пенсионерка, а с ней взрослый, разведенный сын.  И так он большой любитель выпить был всегда, а тут еще оформил фиктивный уход за несколькими бабушками и теперь не выходит из запоя. Этот факт зафиксировали все СМИ Старого Оскола.  Представители власти записали жалобу, но на том дело и остановилось. Мол, закон федеральный, что тут поделаешь. Что это за закон такой, который приносит столько страданий несчастной пожилой женщине и который никак нельзя подкорректировать?
Закон называется «Об осуществлении компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидами первой группы, а также за престарелыми гражданами, достигшими возраста 80 лет». В качестве ухаживающего за данной категорией лиц по закону может выступать любой человек  от 16 до 60 лет, нигде не работающий и не имеющий никакого дохода. Выплата осуществляется посредством доплаты к пенсии пожилого человека или инвалида. Ее назначают по заявлению того, за кем будет осуществляться уход и того, кто будет его осуществлять. Обязанность – оказывать любую помощь по уходу за подопечным. Сразу скажу, что сумма эта небольшая и не индексируется уже несколько лет — 1200 рублей.. (Сегодня уход  за пожилым человеком стоит как минимум 8 -10 тысяч рублей в месяц. А чаще намного дороже. Если, к примеру, услугу предлагает профессионал,  медсестра — то 160-200 рублей за час). Но и эти деньги немалая часть пожилых людей и инвалидов не получают. Почему? А поди-ка найди такого, «нигде не работающего». Не так-то просто, понятное дело, а деньги терять не хочется. В соцсетях рассказов про такой «уход» полным-полно. Женщина пишет: оформила соседку, но на деле за мамой сама ухаживала, при получении пенсии одна тысяча оставалась у мамы, а та женщина ни за что ни про что, а за одну роспись в Пенсионном фонде 500 рублей получала ежемесячно. Как-то попросили ее купить булку хлеба, она отказалась, сослалавшись на занятость.
Впрочем, не только в соцсетях. Вот что рассказала мне одна знакомая: «Первый раз мы оформили нигде не работающую женщину, которая  сразу нам сказала, что  ходить к нам она не будет. Она слышала про этот закон и знает, что если бабушка не находит такого человека, то она просто теряет деньги, а тут можно хотя бы поделить пополам. Женщина «ухаживала» несколько месяцев, потом мы с ней расстались. Около двух лет не получали деньги. Потом нашлась еще одна желающая. Вскоре от знакомых мы узнали, что женщина поступила на работу, а нам об этом не сообщила. Но мы знали, что за этим государство в лице Пенсионного фонда следит строго. И если «ухаживающая»  будет еще где-то деньги получать, то неминуемо судебное разбирательство. И тогда  мы решили с мамой, что лучше не заморачиваться с этими ухаживающими, иначе себе дороже обойдется. И теперь пять лет мы не получаем никаких денег по уходу. В результате государство только на нас сэкономило около 60 тысяч рублей. А вот уважаемая женщина, бывшая учительница, проживающая на нашей улице, эту выплату получает благодаря тому, что ее сын давно нигде не работает и страдает самым распространенным недугом среди российских мужчин».
Чаще всего говорят: найдите школьника, студента. Теперь давайте размышлять: будет ли студент ухаживать за бабушкой за 1200 рублей в месяц? А если вычесть проезд туда и обратно, то и того меньше. Но можно оформить уход за двумя, тремя бабушками. Бедный студент, когда ему учиться, ведь уход за старым больным человеком – это тяжелейший труд. Нужно иметь терпение и хоть какие-то специальные навыки. Впрочем, деньги государственные, которые уходят на студента, мне не жаль. В стране, где ежемесячная зарплата руководителя почтовой службы исчисляется в 10 миллионов, эти расходы копеечные. Жаль тех, кому в который раз морочат голову, то есть бедных инвалидов и людей преклонного возраста. Почему пожилой человек, достигший такого порога своей жизни, когда дороже всего покой и внимание, должен ломать голову и искать «ухаживающего», когда рядом живет вполне себе бодрая соседка-пенсионерка, готовая помочь и помогает бесплатно, а если ее еще хоть немного отблагодарит, так вообще все, что надо сделает. Пусть 80-летняя бабушка отдаст эти копеечки родственнице или детям, которым тоже порой несладко приходится, если пожилые родители долго болеют. Как-то  навестила я свою подругу в больнице и наблюдала такую картину. В палату привезли пожилую женщину после инсульта. Она была недвижимой, не разговаривала. И вскоре зашли два ее взрослых сына. Медсестра не скрывала своего возмущения: «Что вы ее сюда привезли? Решили себе передышку устроить?», и стала с неохотой менять памперсы больной. Мужчины потели, краснели и выглядели растерянными. Потом один из них рассказал, что три года они  ухаживают за матерью, старший брат уже уволился с работы, а у него еще жена болеет. И вот, представьте, что часть денег, положенных за уход, они должны  отдать кому-то.  1200 рублей небольшие деньги, но не лишние, можно хотя бы потратить их на лекарства.
Скажете, это федеральный закон, на местном уровне не решается. Это не совсем так. Не все, наверное, уже  помнят, сколько мороки было с заявлениями по поводу набора социальных услуг после выхода закона о монетизации льгот.  Ежегодно осенью наши пенсионеры толпились в Пенсионном фонде, чтобы написать заявление — отказ от НСУ (набора социальных услуг), полный или частичный. Больным и лежачим надо было вызывать домой нотариуса, чтобы оформить доверенность на родственника. В конце  концов  депутаты областной Думы  обратились в Государственную Думу с  законодательной инициативой по внесению изменений в существующий порядок получения НСУ. И теперь, если человек единожды написал отказ, то (если ничего не изменилось), ему не надо его ежегодно подтверждать. Всего делов-то!
Сейчас нас начнут учить, мол, за родителями дети должны ухаживать. А если нет детей? И вообще уже никого не осталось? Лежит себе старушка дома, то соседка ее навестит, то дальняя родня. Волонтеров мало, времена тимуровцев прошли. Сколько их таких старух – слепых, больных, одиноких. И сколько государство сэкономило на них?  Закон не продуман, он непонятен.  А может, наоборот, слишком хорошо продуман?

Анна СТЕПНАЯ

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.